foto

КАПИЕВА
Наталья Владимировна
(1909 - 2003 )

Биография     Произведения     Литература о жизни и творчестве     Избранное

Биография

      Литературовед, критик, переводчик, фольклорист Наталья Владимировна Капиева (Славинская) родилась на Украине 8 сентября 1909 года. В 30-е годы переехала в Махачкалу, работала на метеостанции, училась в Дагестанском педагогическом институте, работала младшим научным сотрудником сектора Литературы Дагестанского научно-исследовательского института, занималась изучением горской литературы.
     Уже в 1932 – 1933 гг. литературоведческие статьи и переводы дагестанских поэтов, сделанные Н. В. Капиевой, начали появляться на страницах газет и журналов Дагестана, а позже – и московских. Ее пьеса «Хочбар» успешно шла в национальных театрах Дагестана и получила первую премию на республиканском конкурсе.
     В начале 30-х годов Н. В. Капиева связала свою жизненную и творческую судьбу с одним из зачинателей советской литературы в Дагестане, поэтом и прозаиком Эффенди Капиевым. В 1937 году семья Капиевых переехала в Пятигорск. Здесь Наталья Владимировна окончательно сформировалась как писательница. С 1941 по 1947 годы она работала научным сотрудником музея «Домик Лермонтова». Во время оккупации города с риском для жизни вместе с директором музея Е. И. Яковкиной она приложила много сил и изобретательности, чтобы уберечь от разграбления сокровища Лермонтовского музея и художественные ценности Ростовского музея, которые в период оккупации находились в «Домике Лермонтова».
     Член Союза писателей СССР с 1946 года. В 1957 году окончила Высшие литературные курсы в Москве. Вся творческая биография Н. В. Капиевой тесно связана с Дагестаном и его литературой. Наиболее значительные произведения – монографии «Гамзат Цадаса» (1952), «Жизнь, прожитая набело» (1969, 1975), «Критические новеллы» (1969), «По тропам времени» (1982) и др. В результате ее труда стали широко известны народные песни и сказки, испокон веков живущие в горах: «Песни народов Дагестана» (1970), «Горская свирель» (1969), «Дагестанские народные сказки» (1951, 1957) и др. Из-под ее пера вышло множество рецензий и статей о творчестве известных писателей: А. Бибика, П. Павленко, Р. Гамзатова, А. Яшина, А. Первенцева, С. Бабаевского, В. Туренской и др. Серьезные литературоведческие статьи посвятила Н. В. Капиева пребыванию на Кавказе А. Пушкина, М. Лермонтова, К. Хетагурова, Леси Украинки.
     Большая заслуга ее в подборе материалов, связанных с жизнью и литературной деятельностью Э. Капиева, в пропаганде творчества писателя. Все посмертные издания Э. Капиева были подготовлены Натальей Владимировной. Ее книга «Жизнь, прожитая набело» - плод многолетнего труда, это рассказ о человеке, который писал свои книги набело, с полной отдачей ума и сердца.
     Одна из заслуг Н. В. Капиевой – работа с молодыми литераторами. Она 15 лет руководила литобъединением на Кавказских Минеральных Водах. Ее постоянными гостями были молодые писатели Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии. Наталья Владимировна – участник многих Лермонтовских праздников поэзии, проводимых ежегодно в Пятигорске. Ее творчество было оценено по достоинству. За долголетнее служение литературному делу ей было присвоено звание заслуженного работника культуры Дагестана, присуждена премия им. С. Стальского, она была награждена орденом «Знак почета».
     Последние годы жизни жила в Санкт-Петербурге. Скончалась в феврале 2003 года.

Библиография

Произведения

  1. Капиева, Н. В. Гамзат Цадаса / Н. В. Капиева. – М.: Сов. писатель, 1952.
  2. Капиева, Н. В. Жизнь, прожитая набело / Н. В. Капиева. – М.: Сов. писатель, 1975.
  3. Капиева, Н. В. Критические новеллы / Н. В. Капиева. – М.: Сов. Россия, 1969.
  4. Капиева, Н. В. По тропам времени: о писателях Дагестана / Н. В. Капиева.–М.: Сов. писатель, 1982.
  5. Капиева, Н. В. Последние стихи Лермонтова / Н. В. Капиева. – Пятигорск, 1947.
  6. Капиева, Н. В. Халимат Байрамукова: очерк творчества / Н. В. Капиева.– Черкесск, 1969.

 

Газетно-журнальные публикации

  1. Капиева, Н. В. Искусство, а не ремесло: [о переводах] / Н. В. Капиева // Дружба народов. – 1959. - N 12. – С. 209 -216.
  2. Капиева, Н. В. Писатель большой темы: [о творчестве А. П. Бибика] / Н. В. Капиева // Дон. – 1960. - N 1. – С. 183 – 188.
  3. Капиева, Н. В. Песни мужества и любви: [о сборнике песен и сказаний народов Дагестана «Легенда говорит»] / Н. В. Капиева // Дружба народов. – 1960. - N 4. – С. 246 – 247.
  4. Капиева, Н. В. Абдулах Охтов / Н. В. Капиева // Ставрополье. – 1960. - N 1. – С. 58.
  5. Капиева, Н. В. Национальная специфика и жизнь: [о поэзии Дагестана] / Н. В. Капиева // Дон. – 1961. - N 7. – С. 142 – 146.
  6. Капиева, Н. В. Саид Габиев / Н. В. Капиева // Дон. – 1963. - N 7. – С. 175 – 179.
  7. Капиева, Н. В. Рисунки Эффенди Капиева / Н. В. Капиева // Ставрополье. – 1964. - N 4. – С. 51 – 53.
  8. Капиева, Н. В. Когда перевод – искусство: [о переводах Э. Капиева] / Н. В. Капиева // Дружба народов. – 1964. - N 12. – С. 230 – 236.
  9. Капиева, Н. В. Творить достойно подвига народного: [заметки со II съезда писателей РСФСР] / Н. В. Капиева // Кавказская здравница. – 1965. – 25 апреля.
  10. Капиева, Н. В. В родстве с огнем: [о книге стихов Я. Козловского «Тропа»] / Н. В. Капиева // Дружба народов. – 1965. - N 8. – С. 284 – 285.
  11. Капиева, Н. В. «Ресторация». Из прошлого нашего курорта / Н. В. Капиева // Пятигорская правда. – 1945. – 9 декабря.
  12. Капиева, Н. В. Грот Дианы / Н. В. Капиева // Пятигорская правда. – 1946. – 6 января
  13. Капиева, Н.В. Дом Верзилиных / Н. В. Капиева // Пятигорская правда. – 1946. – 5 марта.
  14. Капиева, Н. В. Коста Хетагуров: [к 40-летию со дня смерти] / Н. В. Капиева // Ставропольская правда. – 1946. – 31 марта.
  15. Капиева, Н. В. Пушкин в Пятигорске: [о первом приезде поэта] / Н. В. Капиева // Пятигорская правда. – 1946. – 21 апреля.
  16. Капиева, Н. В. Пушкин в Пятигорске: [о втором и третьем приезде поэта] / Н. В. Капиева // Пятигорская правда. – 1946. – 12 мая.
  17. Капиева, Н. В. Бессмертные поэмы Лермонтова / Н. В. Капиева // Ставропольская правда. – 1948. – 25 мая.
  18. Капиева, Н. В. Далекое – живое: [о книге «Аварские сказки»] / Н. В. Капиева // Дружба народов. – 1966. - N 2. – С. 281 – 283.
  19. Капиева, Н. В. Делегаты – 50 героических лет: [рассказ делегата IV Всесоюзного съезда писателей] / Н. В. Капиева // Кавказская здравница. -1967. – 24 июня.
  20. Капиева, Н. В. У Алексея Павловича Бибика: [портрет писателя] / Н. В. Капиева // Литературная Россия. - 1967. – 20 октября. – С. 15.
  21. Капиева, Н. В. Сын горского народа: [об Э. М. Капиеве] / Н. В. Капиева // Кавказская здравница. – 1969. – 13 марта.
  22. Капиева, Н. В. Живые струны: [о сборнике «Оборванные струны»] / Н. В. Капиева // Дон. – 1972. - N 3. – С. 185 - 186.
  23. Капиева, Н. В. Глубокие корни: [о творчестве А. П. Бибика] / Н. В. Капиева // Ставрополье. – 1972. - N 3. – С. 63 – 65.
  24. Капиева, Н. В. Памяти друга: [к 60-летию со дня рождения В. И. Туренской] / Н. В. Капиева // Ставрополье. – 1973. - N 1. – С. 67 – 69.
  25. Капиева, Н. В. Литераторы городов-курортов / Н. В. Капиева // Пятигорская правда. – 1958. – 24 августа.
  26. Капиева, Н. В. Диалог двух искусств: [о художниках Белоруссии] / Н. В. Капиева // Дружба народов. – 1983. - N 10. – С. 232 – 237.
  27. Капиева, Н. В. Поэт широкого мира: [о поэте Н. Хубиеве] / Н. В. Капиева // Дон. – 1983. - N 1. – С. 147 – 148.

Литература о жизни и творчестве

  1. Абуков, К. Уроки Э. Капиева: [о книге Н. В. Капиевой «Жизнь, прожитая набедо»] / К. Абуков // Дружба народов. – 1970. - N 8. – С. 267 – 268.
  2. Аминов, М. Своя тропа: [рец. на книгу Н. В. Капиевой «По тропам времени»] / М. Аминов // Дон. – 1983. - N 5. – С. 169 – 170.
  3. Белоусов, В. Сказка на всю жизнь: [к 70-летию со дня рождения Н. В. Капиевой] / В. Белоусов // Молодой ленинец. – 1979. – 11 сентября.
  4. Головина, Н. Дар самоотдачи / Н. Головина // Литературная Россия. – 1976. – 19 ноября. – С. 9.
  5. Закруткин, В. А. Освобожденный гений // Закруткин, В. А. Дорогами большой войны. – М., 1971. – С. 262 – 265.
  6. Марутова, Т. А. Жизнь, прожитая набело / Т. А. Марутова // Кавказская здравница. – 2003. – 22 апреля.
  7. Марутова, Т. А. Подвиг любви / Т. А. Марутова // Кавказская здравница. – 1999. – 7 сентября.
  8. Марутова, Т. Юбилей Н. В. Капиевой: [к 75-летию со дня рождения] / Т. Марутова // Записки Краеведческого общества на КМВ. Вып. XXIII. – Пятигорск, 1990. – С. 115 – 115а.
  9. Мелибеев, П. Дело всей жизни / П. Мелибеев // Ставропольская правда. – 1969. – 27 сентября.
  10. Мелибеев, П. Меч и роза: [о книге Н. В. Капиевой «Жизнь, прожитая набело»] / П. Мелибеев // Ставрополье. – 1970. - N 2. – С. 74 – 75.
  11. Мелибеев, П. С. Столбовая дорога / П. С. Мелибеев // Творчество: Очерки о членах Союза писателей СССР. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1982. – С. 187 – 192.
  12. Пирогова, И. Подвиг любви / И. Пирогова // Ставропольская правда. – 1971. – 17 января.
  13. Прозорова, Л. Живая ветвь поэзии: [о книге Н. В. Капиевой «Критические новеллы»] / Л. Прозорова // Кавказская здравница. – 1970. – 19 февраля.
  14. Прозорова, Л. Ключом таланта и любви / Л. Прозорова // Кавказская здравница. – 1979. – 7 сентября.
  15. Стефанеева, Е. Наталья Капиева / Е. Стефанеева // Кавказская здравница. – 1965. – 30 ноября.
  16. Стефанеева, Е. Переводы Эффенди и Натальи Капиевых / Е. Стефанеева // Кавказская здравница. – 1960. – 20 мая.
  17. Таежная, Л. Наталья Капиева – лауреат премии имени Стальского / Л. Таежная // Кавказская здравница. – 1971. – 5 ноября.
  18. Хубиев, Н. Неиссякаемый родник / Н. Хубиев // Кавказская здравница. – 1984. – 8 сентября.
  19. Чернов, В. Все о тебе, Эффенди: [рец. на книгу Н. В. Капиевой «Жизнь, прожитая набело»] /В. Чернов // Ставропольская правда. – 1970. – 15 февраля.
  20. Капиева Наталья Владимировна: Биографическая справка // Писатели Ставрополья: указатель литературы. – Ставрополь: Книжное издательство, 1974. – С. 125 – 141.

 


Избранное

     ЛЕРМОНТОВ прошел через жизнь Эффенди Капиева как самая большая любовь...
     Что это было?
     Пленительная музыка лермонтовской речи, с юности зазвеневшая в сердце? Преклонение перед мужеством поэта, который никогда, ни в едином слове не сфальшивил, не изменил далекой цели? Мечта когда-нибудь по-своему рассказать о Лермонтове, об этой любви к нему?
     Я листаю маленький томик стихов Лермонтова, изданный четверть века назад «Библиотекой поэта»... Книга из тех, что постоянно носят с собой, с какими не расстаются, хоть и помнят их наизусть. Корешок отстал, переплет истерся от многих прикосновений... Между страницами – давно это было – вложены пригласительный билет на лермонтовский юбилей и почтовая марка с портретом Лермонтова работы, кажется, Ираклия Тоидзе. Марку выпустили к столетию со дня гибели поэта. Он на ней в бурке – кавказец, и горы где-то вдали...
     В войну потерялось, развеяно многое. Эту книгу, эти памятки Капиев сберег.
     Листаю, смотрю... Пятигорск 1937–1941 годов. Мы жили в многоэтажном доме на краю города, неподалеку от Машука. Рядом – сквер с памятником Лермонтову («наш» сквер!) и улица Лермонтова... Тогда еще не было на ней парадных цветников, каменных лестниц, как сейчас. Была посреди улицы узкая тропка, летом едва видная в травах, в кустиках полыни, подсушенных зноем до пепельного оттенка. Ночами здесь усыпляюще сладко пели сверчки, с горы тянуло свежестью... Сюда после мучительной ночной волшбы над рукописью Капиев часто выходил послушать тишину, сверчков, сон земля в голубом сиянии... И в этих ночах тоже был Лермонтов, зрела мысль о Лермонтове.
     – Ах, написать бы лирическую новеллу о Лермонтове, выразить к нему свое отношение! – мечтал Капиев и строил планы, и накапливал краски. Помню радость, когда ему удалось взять на заметку одну поразившую его деталь. Рассказывала внучатая племянница Лермонтова Евгения Акимовна Шан-Гирей. Поэта Евгения Акимовна не знала – родилась уже после его смерти. Но, как верующий евангелие, знала семейные предания, воспоминания родителей. Сухонькая, древняя, с темными маленькими, часто мигающими глазками, в кружевной темной наколке на голове, она, сжившаяся с Пятигорском, и сама была, как предание, – слабая прерывистая нить в лабиринте времен, ведущем к поэту. А деталь была вот какая.
     – Слышала я от Эмилии Александровны, матушки моей, что когда случалось офицерам на Кавказе устраивать экспромтом вечера с танцами, то в стену вместо бра втыкали штыки. Кольцо штыка служило подсвечником, и так зажигали множество свечей, и при них шло веселье...
     – И Лермонтов мог быть?!.. – спросил Капиев, но не договорил.
     Ответ был не нужен. Была находка: воткнутые в стену турлучного домика штыки, их маслянистый блеск, взлеты девичьих шарфов, колеблющееся пламя свечей и блики, блики на ожившем молодом лице с высоким лбом и сумрачно пристальными очами... Должно быть, так же радовался Капиев, занося года два спустя в свой блокнот фронтового корреспондента (рядом запись: «Февральский морозный, вьюжный вечер, кавалерия получила приказ наступать») торопливые, корявые строки; «Раньше каждый корнет, вступая в полк, приносил с собой именную посуду (серебряную тарелку, ложку, вилку, кольцо для салфетки) с надписью – такой-то. Оставалось это в подарок. И вот в Нижегородском драгунском полку однажды я ел из тарелки с надписью: «Корнет Мих. Юрьевич Лермонтов». (Рассказывает Захарьян.) Это был подарок полку. Во время вечеров для гостей и т. д. все это оставалось хозяйством полка».
     К чему бы сие? Так ли постигают поэтов? Разве это важно?
     Есть мудрые слова у Ю. Тынянова о «непарадных» подтверждениях исторических событий, о деталях, делающих живыми забронзовевшие факты прошлого. «...Невозможно поверить в этого Генриха IV. И старый историк тряс маленьким клочком бумаги:
     – Счет, счет гостиницы, в которой стоял Генрих в Каноссе: постель – столько-то, вино – столько-то... хлеб – столько-то. Вы слышите? Вино Он пил вино! Все представляли себе вино. Он стоял в гостинице. Представляли гостиницу. В факт верили...»
     « Там, где кончается документ, там я начинаю», – говорил Тынянов.
     Эффенди Капиев знал и ученые книги о Лермонтове, и документы, а начинать хотел от любви, от живого представления, и все искал: во что бы облечь знание? Лермонтова невозможно было воспринимать как прошлое. Лермонтов – великий, несравненный – был человек во плоти. Он писал гениальные стихи. Он терзался болями века. Он был корнетом. Танцевал с молодыми красавицами. Он жил...
     Как о ныне живущем сообщал о нем Капиев из Пятигорска друзьям:
     «Белые тени Эльбруса потрясающе четки и прозрачны. Деревья за окном не шелохнутся в великом оцепенении. Стаи воробьев визжат oт восторга и прыгают по землистой изгороди. Лермонтовский скверик (мы живем напротив) по-весеннему задумчив и тих. Михаил Юрьевич, подпирая рукой подбородок, часами безмолвно глядит в загорье. Сейчас он особенно молчалив, и, чтоб не нарушить эту большую грусть, мы... осторожно садимся поодаль на пустую скамью. За Бештау опускается солнце. Облака загораются тусклым, тлеющим огнем. Они нависают совсем низко на западе, тогда как вся остальная часть неба пустынна. Над нами возникают две первые звезды. Уже темно. Странно: нам иногда кажется, что великий поэт, поправляя сползающую шинель, низко опускает голову на грудь. Мы смотрим со спины. Плечи его временами вздрагивают...»
     Все, о чем говорю, – осколки несобранной мозаики, воспоминания о любви, сильной, но невысказанной. Есть в книгах Капиева эпиграф из Лермонтова и выписки из Лермонтова. Есть во фронтовых блокнотах пронзительной силы запись – «Эпитафия», перекликающаяся с лермонтовскими мыслями о войне и о мире, о вражде и братстве, о судьбах горских народов... Есть в перечне названий задуманного Капиевым цикла новелл строка. «Лермонтов (лирическое восприятие портрета)».
     А портрет остался ненаписанным.
     Готовясь к трудному замыслу, Капиев обычно задолго делал рисунки к обуревавшей его теме, словно торопясь чертой графики удержать то, что еще не нашло воплощения в звучащем слове. Сохранилось среди его рисунков и несколько карандашных набросков лермонтовского лица.