На главную

УЛИЦА БРАТЬЕВ БЕРНАРДАЦЦИ

Географическая справка

Улица на картеУлица братьев Бернардацци       Расположена в южной части «первоначального» Пятигорска и проходит вплотную к северо-западной оконечности горы Горячей. В отличие от других первых улиц, проложенных с небольшим отклонением в меридиональном или широтном направлении, эта улица ориентирована с северо-востока на юго-запад. Одна из самых коротких улиц Пятигорска, она имеет протяженность всего в один квартал. С северо-востока ее ограничивает проспект Кирова, с юго-запада – улица Теплосерная. До 1993 года называлась улицей Сакко и Ванцетти, а раньше – Театральной. Названа в честь первых зодчих Пятигорска братьев Бернардацци.

Биографическая справка

Надгробный памятник архитекторам Бернардацци, рис. В.Васина        Бернардацци Джованни–Баттиста (1782 - 1842) – швейцарский зодчий. Родился 24 июля 1782 г. в Памбио (близ г. Лугано). В 1822 г. вместе с братом Джузеппе заключил контракт на строительство казенных зданий для Кавказских Минеральных Вод. Проявился как талантливый мастер каменных дел, главный строитель казенных сооружений на КМВ в 1822 – 1842 гг. Скончался 22 ноября 1842 г. в Пятигорске, где и был похоронен. В течение 1822 – 1840 гг. выполнял множество строительных работ на КМВ, в основном по проектам Джузеппе.

        Бернардацци Джузеппе Марко (1788 - 1840) – швейцарский зодчий. Родился 2 декабря 1788 гг. в Памбио (близ г. Лугано). В 1822 г. вместе с братом Джованни заключил шестилетний контракт на строительство казенных зданий для Кавказских Минеральных Вод. По окончании контракта остался работать на КМВ. Проявил себя как талантливый зодчий и главный архитектор КМВ. Составил первый генеральный план нового города Пятигорска и был его первым городским архитектором. Скончался 5 октября 1840 г. в Пятигорске, где и был похоронен. В течение 1822 – 1840 гг. выполнил около 200 проектных и строительных работ на КМВ. Ныне в Пятигорске сохранилось всего 5 капитальных зданий, построенных Бернардацци. Это Казенная Ресторация, Николаевские ванны, Католический костел, Офицерский дом, собственный дом, а также Эолова арфа и грот Дианы.

Историческая справка

         Застраиваться улица начала позднее соседних – только в середине XIX века, но служила людям в качестве тропы, а потом и дороги, с древнейших времен. Ведь это был кратчайший и наиболее удобный путь из Горячеводской долины к берегу реки Подкумок, единственному источнику пресной воды.
         Особо важную роль в жизни Горячеводского поселения будущая улица стала играть после того, как в 1825 году по указанию генерала А. П. Ермолова была пробита в скалах южного склона Машука дорога из Георгиевска, более короткая, чем прежняя, огибавшая гору с севера. Проехав берегом Подкумка вдоль южного склона горы Горячей, проезжие поворачивались вправо и вдоль ее северо-западной оконечности направлялись к площадке у входа в Цветник, по соседству с которым находилась Казенная гостиница (Ресторация) и почтовая станция при ней.
         Эта дорога была крайне необходима и для подъезда к удобной переправе через Подкумок, позволяющей попасть в станицу Горячеводскую, заложенную в том же 1825 году. Позднее в этом месте был построен первый мост через Подкумок. Пользовались дорогой жители Кабардинской и Солдатской слободок, протянувшихся вдоль Георгиевской дороги, впоследствии улицы Большая Георгиевская, а также те, кому нужно было спуститься к Теплосерным источникам, у которых построили деревянную купальню.
         Естественно, что столь нужная и оживленная дорога не могла оставаться незастроенной. Но почему-то первопоселенцы Пятигорска не особенно спешили ставить близ нее свои дома. Первым зданием, обозначившим начало улицы с северо-восточной стороны, был дом главного врача Кавказских Минеральных Вод Ф. В. Конради, построенный в середине 20-х годов (ныне на этом месте находится здание Расчетно-кассового центра). Спустя несколько лет в противоположном, юго-западном конце, появился второй дом доктора Конради, предназначенный для сдачи внаем. А вот пространство между ними пустовало еще почти два десятка лет, пока не решено было построить здесь городской театр – его сооружение завершилось в 1849 году. Впоследствии именно благодаря этому обстоятельству улица получила свое первое имя - стала называться Театральной. На месте дома доктора Конради в 1904 году выросла громада Казенной гостиницы, сгоревшей в 1919 году.

Федор Петрович Конради
(1775 - 1848)
Дом доктора Конради

         Доктор медицины и хирургии, главный врач Кавказских Минеральных Вод (1822 - 1842), открыватель и исследователь минеральных источников КМВ, автор научных трудов и ряда статей по различным медицинским проблемам, в том числе «Рассуждения о искусственных минеральных водах, с приобщением новейших известий о Кавказских минеральных источниках» (1831). Его средняя дочь была замужем за архитектором Джузеппе Бернардацци.




        В 1853 году напротив театра вырос особняк пятигорского полицмейстера штабс-ротмистра П. А. Мисостова (ныне городское отделение ЗАГСа). Оба здания проектировал архитектор С. Уптон. Неподалеку от Мисостова поставил свой дом архитектор Невинский, а верхнюю часть улицы застроили наследники зодчего Уптона, имевшего дом на вершине горы Горячей (в отличие от него дома, выходящие на Театральную улицу, стали называть «Нижний Уптон»). Окончательно свой первоначальный вид улица приняла в начале ХХ столетия. Кроме нескольких жилых домов здесь располагались два кинотеатра – «Колизей» - в перестроенном здании театра и «Феномен» - в домах «Нижнего Уптона». Там же размещались ресторан кондитера Гукасова, молочное кафе, несколько магазинов.

Самуил Иванович Уптон
(1812 - 1879)
Портрет Уптона

         Главный архитектор КМВ в 1846 – 1864 гг. Им построены Михайловская и Елизаветинская галереи, Николаевский вокзал, театр и Теплосерные ванны в Пятигорске, Нарзанная галерея и крепость на Кислых Водах, галерея источника № 17 и Серно-щелочные ванны в Ессентуках, галерея и Барятинские ванны на Железных Водах, каменные мосты через Ольховку, Подкумок и виадук в Емануельевском парке. В своем творчестве преимущественно использовал стиль английской готики с элементами мавританского стиля, а также стиль итальянского возрождения.




         В 20-е годы улица получила имя Сакко и Ванцетти в память о двух казненных участниках рабочего движения в Америке Н. Сакко и Б. Ванцетти. Получил новое название – «Родина» - и бывший кинотеатр «Колизей». Частные жилые дома поделили на множество коммунальных квартир. В «Нижнем Уптоне» открыли диетическую столовую, а в послевоенные годы – Курортную библиотеку. Восстановленное здание Казенной гостиницы заняли Государственный банк и фельшерско-акушерская школа (впоследствии Медицинское училище). Позднее часть здания передали Краеведческому музею.
         В начале 70-х годов улица подверглась коренной реконструкции. Большинство старых зданий было снесено, уцелел лишь особняк Мисостова, позднее сгоревший во время съемок фильма «Двенадцать стульев». Общественность Пятигорска добилась его восстановления. На месте «Нижнего Уптона» был устроен «поющий фонтан». Несколько ниже него было выстроено здание почтового отделения. В таком виде улица, названная в 1993 году именем Братьев Бернардацци, сохранилась до наших дней. Только вместо кинотеатра «Родина» в бывшем театральном здании работает ночной клуб «Колизей».
         Улица Братьев Бернардацци остается и довольно оживленной транспортной магистралью, по которой ведется автомобильное движение на Провал.

Библиографическая справка

  1. Боглачев, С. В. Архитектура старого Пятигорска / С. В. Боглачев. – Пятигорск: СНЕГ, 2005.

  2. Кругликов, А. Вернуть славное прошлое: [о необходимости реконструкции улицы Бернардацци] / А. Кругликов, А. Модылевский // Пятигорская правда. – 2001. – 2 октября.

  3. Хачиков, В. Древняя, но не забытая / В. Хачиков // Пятигорская правда. – 2008. – 31 января.