На главную

ПРОСПЕКТ ГОРЬКОГО

Географическая справка

Улица на картеПроспект Горького (современное фото)      Самая западная из магистралей, пересекающих проспект Кирова. С юга ограничен улицей Дунаевского, с севера – улицей Университетской. Небольшой, всего в три квартала, проспект не имеет транспортного значения, поскольку его довольно широкая поначалу проезжая часть была застроена жилыми домами.
      Первоначально проспект назывался Вельяминовским – в честь генерала А.А. Вельяминова, начальника Кавказской области, многое сделавшего для развития курортов Кавказских Минеральных Вод.






Биографическая справка

Портрет Вельяминова

         Алексей Александрович Вельяминов (1785 – 1838) – ставропольский генерал-губернатор, командующий войсками Кавказской линии, начальник Кавказской области (1831-1837). Происходил из старинного дворянского рода. Участник Отечественной войны 1812 года, герой Бородинского сражения. На Кавказских Минеральных Водах продолжил начатое Емануелем благоустройство курортных поселений. При нём началось использование для лечения «Бугунтинских вод», основана еще одна колония – Николаевская, в Кисловодске реконструирован колодец нарзана, в Пятигорске открыты первые заводики – кирпичный и пивоваренный, утвержден новый план застройки города, приводились в порядок дороги. В Пятигорске именем Вельяминова назвали шоссе к Елизаветинской (ныне Академической) галерее и проспект. В годы массовых переименований его имя исчезло с карт города.

Портрет Горького

         Алексей Максимович Горький (1868 – 1936) – русский писатель, публицист, родоначальник советской литературы, общественный деятель. Настоящая фамилия Пешков. Автор романов «Фома Гордеев», «Мать», «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», автобиографической трилогии «В людях», «Детство», Мои университеты», пьес «Мещане», «На дне», «Варвары» и т. д.
         В июле 1903 года посетил Ессентуки, где в местном театре встретился с К.С. Станиславским. В это же время переехал в Кисловодск с намерением увидеть курорт, о котором много слышал. Совершил традиционную поездку на Бермамыт. Ничего неизвестно о его знакомстве с Пятигорском и Железноводском.

Историческая справка

         Возникновение магистрали относится к самому концу XIX столетия, когда город продвинулся далеко на запад от начального ядра. Проспект задумывался достаточно протяженным, способным подняться до вершины горы Пост. Однако его развитие затормозилось прокладкой полотна железнодорожной ветви Минеральные Воды – Кисловодск, устройством товарного двора железнодорожной станции Пятигорск и Ликеро-водочного завода. Участок проспекта, расположенный севернее заводской территории, стал самостоятельной улицей, получившей название Заводской (ныне улица Кутейникова). Оставшиеся в центральной части кварталы не смогли играть важной роли в жизни города. Их использовали как резерв территории для строительства. Одним из первых, еще в 30-е годы, было построено здание треста «Главтабак», переданное в послевоенные годы Северо-Кавказскому Аэрогеодезическому предприятию, построившему рядом, на углу с улицей Университетской, еще одно здание больших размеров. Жилой многоквартирный дом напротив был достроен для размещения там центра управления энергетикой края – «Ставропольэнерго». Первый этаж одного из жилых домов, построенных на проезжей части проспекта, занимает ныне Пятигорская городская федерация профсоюзов.

Библиографическая справка

  1. Хачиков, В.А. КМВ. Профили истории / В.А. Хачиков. – Пятигорск, 2006. – С. 18-21.