На главную

ПРОСПЕКТ КАЛИНИНА

Географическая справка

Улица на картеПроспект Калинина (современное фото)      Главная транспортная магистраль, пересекающая всю центральную часть города и его окраинные районы в меридиональном направлении. Одна из самых протяженных улиц, она переходит на юге в автомагистраль Пятигорск-Нальчик, а на севере в автомагистраль Пятигорск – Минеральные Воды. Ориентированный в центральной части по направлению северо-запад – юго-восток, с северной и южной стороны проспект имеет сложную конфигурацию. Это объясняется постепенным превращением его в транспортную артерию, к которой по мере необходимости присоединялись все новые улицы. Проспект Калинина до 1956 года состоял из улиц Калинина и Курортной. Улица Калинина до 1922 года именовалась улицей Ермолова. Позже сюда вошел Больничный спуск. Больничный спуск прежде назывался Казарменным, а первоначально Пантелеймоновским спуском. Горячеводская часть современного проспекта Калинина до 1980 года состояла из Первомайской, Центральной, Саперной и Нальчинской улиц.






Биографическая справка

Портрет Калинина

         Михаил Иванович Калинин (1875 – 1946) – советский государственный, партийный деятель, Герой Социалистического Труда. Участник революций 1905-1907гг., Февральской и Октябрьской. С 1919 г. – председатель ВЦИК, с 1922 г. – председатель ЦИК СССР. С 1938 г. – председатель Президиума Верховного Совета СССР. Входил в ближайшее политическое окружение И.В.Сталина, фактически санкционировал массовые репрессии 1930 – 1940-х гг.

Историческая справка

         Основой проспекта Калинина послужил Ермоловский проспект, сформировавшийся во второй половине XIX столетия. Транзитного значения он не имел и служил для связи центра города с кварталами, строившимися в северном направлении. Основной поток транспорта, идущего в направлении Железноводска и Минеральных Вод почти до середины ХХ века, двигался по соседнему Воронцовскому проспекту (ныне проспект 40 лет Октября). Однако сквозное движение через весь город по нему было невозможно – путь на юг, в долину Подкумка, закрывал Казенный сад (ныне Парк культуры и отдыха имени С.М.Кирова) с высоким крутым обрывом. А у проспекта Калинина имелось некоторое продолжение в виде крутого и кривого Больничного спуска. Он был назван так после того, как близ него была построена городская больница (позже Инфекционная), а раньше назывался Казарменным, поскольку рядом с ним находились казармы Нижегородского драгунского полка.
         В послевоенные годы была проведена первая реконструкция проспекта Калинина и Больничного спуска, которые с 1956 года стали носить единое название, как и присоединенная к проспекту улица Курортная, служившая его северным продолжением – она проходила через небольшой поселок, возникший в начале века при туберкулезной больнице Белая Ромашка и носивший это же название. После реконструкции проспекта появилась возможность проехать по нему весь город – от моста через Подкумок до подножья Машука, а после прокладки автотрассы Пятигорск – Минеральные Воды и далее.
         Выезд из города на юг осуществлялся через станицу Горячеводскую по улицам Первомайской, Центральной, Саперной и Нальчинской, которые стали частями сквозной магистрали – от моста через Подкумок до автотрассы Пятигорск-Нальчик. В 1980 году все эти улицы также получили единое имя – проспект Калинина. К этому времени прошла вторая реконструкция проспекта, точнее, его проезжей части – появилась разделительная полоса, светофоры, транспортная развязка на пересечении с проспектом Кирова.
         Но внешний вид самого проспекта, застроенного в основном одно-двухэтажными жилыми домами, на протяжении десятилетий менялся мало. Самыми заметными по-прежнему оставались украсившие когда-то перекресток с Царским проспектом здание Городской думы, возведенное по проекту С.И.Гущина в 1904 году, и Городского шестиклассного училища. Приметное здание Думы с угловой башенкой в 20-е годы занимали городские учреждения, в 1934-1937 годах – Крайком ВЛКСМ, позже Дворец пионеров, с 1943 года - Педагогический институт, а сегодня здесь размещаются Детская художественная школа и Центральная детская библиотека имени С.Михалкова. В довоенные годы рядом было построены здание Пожарной части и жилой дом, в архитектурном отношении никакой ценности не представляющие. Здание Городского училища после революции было передано школе II ступени, ставшей затем обычной средней школой № 2. Восстановленное после войны, оно стало служить одним из учебных корпусов Пятигорского педагогического института иностранных языков (ныне ПГЛУ).
         В верхней части проспекта тогда же, в начале ХХ столетия, были построены так называемые «павильоны» «Колонии Красного Креста», превращенные после революции в корпуса обычной городской больницы. В середине 30-х годов на противоположной стороне проспекта было выстроено «временное жилье» для быстро возраставшего населения краевого центра – так называемые «стандартные дома» убогой архитектуры.
         Выше больницы до начала 60-х годов располагались одноэтажные домики поселка Белая Ромашка. После сноса их сменили многоквартирные жилые дома. А название поселка стал носить большой «спальный» микрорайон, выросший по соседству. В 70-е годы на северном выезде из города возвели студенческий городок, несколько новых комфортабельных корпусов городской больницы. На противоположной стороне проспекта вознесся целый строй многоэтажных жилых громад. Небольшой жилой городок для военнослужащих появился в поселке Свободы, рядом с бывшими казармами, где разместилась после войны турбаза МО, а позже Центральный военный детский санаторий.
         Некоторые перемены в облике проспекта произошли за последние годы. Бывший Больничный спуск очищен от старых строений и отдан под строительство многоэтажных зданий. Кроме того, в разных местах проспекта Калинина можно видеть современного вида постройки различных учреждений и торговых предприятий, которых и в старых постройках размещено немало. Утомляет глаз и обилие рекламных щитов, рассчитанных на большое количество проезжающих. Перенасыщенность транспортом до сих пор остается главной бедой проспекта, избавить от которой не в состоянии ни реконструкции, ни объездные пути.

Библиографическая справка

  1. Топонимика района Кавказских Минеральных Вод. – Пятигорск, 1999. –С.43.