Транспортная магистраль, пересекающая центральный район Пятигорска в меридиональном направлении. С небольшим отклонением ориентирована в направлении север-юг. С юга ограничена улицей Дунаевского, на севере переходит в улицу Панагюриште. Первоначально проспект именовался Воронцовским - в честь наместника Кавказа князя М.С.Воронцова, очень много сделавшего для развития и благоустройства курортов Кавминвод. После революции до 1957 года назывался проспектом Буденного и Угольным рядом. Сюда же входила и улица Коминтерна.
Михаил Семенович Воронцов (1782 – 1856) – генерал-адъютант, член Государственного Совета, почетный член Петербургской академии наук, светлейший князь. Начинал службу на Кавказе при князе Цицианове. Участник Отечественной войны 1812 г. В 1844 г. был назначен наместником Кавказским, пробыл на этой должности 10 лет. Он лично возглавил Даргинскую экспедицию, надеясь закончить Кавказскую войну. Ему многим обязаны молодые курорты Кавказских Минеральных Вод. Он провел значительные работы по застройке и благоустройству Вод, положил начало разведению садов и парков, способствовал проведению геологических исследований, построил новые галереи и каменные купальни, занимался строительством дорог и налаживал движение дилижансов. В «Цветнике» существовал бювет источника, названного Воронцовским.
Возникновение проспекта относится ко второй половине XIX столетия. Решающую роль в его развитии сыграла железнодорожная линия Ростов – Владикавказ, начавшая действовать в 1875 году. Поскольку она проходила в стороне от курортов Кавказских Минеральных Вод, доставка туда пассажиров со станции Минеральные Воды осуществлялась с помощью дилижансов. Для них было проложено специальное шоссе, которое послужило основой будущего проспекта. Он был проложен в наиболее удобном месте – по довольно ровному участку в понижении между склонами Машука и горы Пост. На пересечении шоссе и улицы Шоссейной, по которой дилижансы следовали далее в Ессентуки и Кисловодск, была построена Почтовая станция. Она и послужила первым строением будущего проспекта, который еще на плане Пятигорска 1887 года помечен, как не застроенный.
Застройка проспекта активно велась на рубеже веков. Именно в это время у южного его конца было выстроено здание мужской прогимназии, позже преобразованной в полную гимназию (ныне средняя школа № 1 имени М. Ю. Лермонтова), грязелечебница. Вблизи нее на проспект выходил своей восточной стороной Пушкинский сквер (ныне сквер Анджиевского). У северного конца улицы, где она, пересекая рабочий пригород, теряла свой благоустроенный вид, возвело свой приют Общество пособия бедным. В нем находилось и одноклассное училище, открытое Обществом (ныне одно из зданий Горвоенкомата).
Движение дилижансов прекратилось после пуска железнодорожной ветви Минеральные Воды – Кисловодск. Но свое транспортное значение улица не потеряла до середины ХХ века, когда сквозное движение через Пятигорск стало осуществляться по соседнему проспекту Калинина. Застройка проспекта, получившего после революции имя «красного маршала» С.М.Буденного, прекратилась. Только в середине 30-х годов на месте Почтовой станции построили многоэтажный жилой дом, да у северного конца возвели несколько однотипных зданий, так называемых «стандартных домов». В послевоенные годы на одном из пустырей у железной дороги появились корпуса завода гаражного оборудования.
Новую жизнь проспекту, получившему в 1957 году свое нынешнее название, принесло решение строить в северной части города большой жилой микрорайон Белая Ромашка. Проспект оказался наиболее удобным путем для его связи с центром города. Именно здесь начали прокладывать трамвайную линию, а автомобильное шоссе, уже существовавшее, реконструировали.
В течение последующих десятилетий, вплоть до сегодняшнего дня, проспект продолжал обустраиваться. В разных его местах, в разное время возводились многоэтажные жилые дома, учреждения культуры и медицины, предприятия торговли и общественного питания, банки, трамвайные остановки. Сегодня это одна из самых оживленных и людных магистралей Пятигорска. Здесь расположены средняя общеобразовательная школа, некоторые корпуса Пятигорского государственного технологического университета, платная и стоматологическая поликлиники, городской Дом культуры, два коммерческих банка, а по количеству магазинов, ларьков, кафе и бистро, а также вывесок и рекламных щитов проспект превосходит любую другую городскую улицу.
Боглачев, С.В. Архитектура старого Пятигорска /С.В. Боглачев. – 2-е изд., испр. и доп. – Пятигорск: Снег, 2007 – С. 32, 78, 82, 186, 187, 280, 328, 374, 377, 498.
Топонимика района Кавказских Минеральных Вод. – Пятигорск, 1999. – С. 44.
Удовик, В.А. Воронцов /В.А.Удовик. – М.: Мол гвардия, 2004. – 413 с: ил. – (Жизнь замечательных людей. Вып. 1107 (907).
Хачиков, В.А. Пятигорск. Прогулки в прошлое /В.А. Хачиков. – Пятигорск: Вестник Кавказа, 2006. – С. 93-96.