«Ас особого назначения»
К 110-летию со дня рождения
Удивительнейшая личность! Это миф и ещё раз миф, что настоящие герои – такие же обычные люди, как все. Нет, они необычные, если всмотреться в их жизни пристальнее, чем обычно хватает желания узнать кого-то лучше у большинства из нас, часто не знающих по-настоящему тех, кто находится рядом, да даже подчас и самих себя…
Судьба Павла Тарасовича Кашубы за три отпущенные ему десятилетия совершала головокружительные виражи. Родившийся в крестьянской семье, на ставропольской земле (в селе Киевка ныне Апанасенковского района), он поначалу и не предполагал, что неведомые силы свяжут его жизнь с небом, в котором он станет лучшим из лучших, не имеющим крыльев от рождения, но словно обретшим их – невидимые и сильные, в своём стремительном и красивом полёте – на пути к Подвигу, и даже не одному… А пока довоенные его пути-дороги вели то в Краснодар, где он в 1933 году окончил кооперативный техникум, то в столицу, в которой началась его студенческая жизнь – в Московском планово-экономическом институте… Но призыв в армию оторвал от учёбы. И опять – новые города, новые знакомства, новые знания. На этот раз – судьбоносная «спайка» с авиацией: во время службы в армии он оканчивает в 1936 году Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков. Служба в Военно-воздушных силах Балтийского флота в буквальном смысле открывает для молодого паренька новые горизонты. И после дембеля он оказывается на родной земле, но не там, где родился и провёл детство, а в Пятигорске – он устраивается работать в Пятигорский аэроклуб, взрастивший, как окажется впоследствии, целую плеяду лётчиков-асов, с лёгкостью обретших ратную славу. Начинает начальником штаба, вскоре становится командиром авиаотряда. Весёлый нрав, острый ум, умение находить нестандартные решения – то, что притягивало внимание к молодому лётчику окружающих и что совсем скоро будет помогать ему в совершенно других условиях, о которых мало кто мог помыслить в последние предвоенные годы. Полёты в условиях кавказского ландшафта стали хорошей школой – Павла пригласили работать в гражданском воздушном флоте. В начале 1941 года судьба вновь закинула его в незнакомый уголок страны – на этот раз на север, где последние предвоенные месяцы он работал лётчиком пожарной охраны в г. Красноборске Архангельской области. К началу войны он имел колоссальный опыт, налетав около 100 тысяч километров и пробыв в воздухе примерно 2 тысячи часов.
Высочайший профессионализм – одна из главных причин, по которой он оказывается сначала в рядах 1-й эскадрильи Особой авиагруппы связи ГВФ, а вскоре, осенью 1941-го, во 2-й авиагруппе особого назначения Генштаба Красной Армии. И вот тут-то он начинает череду своих подвигов, получая раз за разом самые ответственные поручения от командования. Нет, он не был ни лётчиком-истребителем, ни бомбардировщиком. Он выполнял спецзадания в тылу врага. Одним из таких спецзаданий была операция по спасению командующего Брянским фронтом генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Ерёменко. 13 октября 1941 года в необычайно сложных условиях наземной и воздушной обстановки Павел Кашуба вывез на своём самолёте из окружения раненого военачальника, которому суждено было стать одним из знаменитейших героев-полководцев Сталинградской битвы, а после войны – маршалом Советского Союза. То, с какими трудностями ему при этом пришлось столкнуться, – тема отдельного рассказа… 26 ноября 1941 года Павлу Тарасовичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Такую высокую честь он воспринимал как аванс на будущие подвиги – и они были! Около 200 вылетов в тыл противника совершил отважный лётчик, в том числе 69 – ночью. Его, как земного ангела, наделённого волшебными крыльями, ждали партизаны, в т. ч. Украины, Белоруссии, Прибалтики, которым он доставлял оружие, боеприпасы, провизию, медикаменты – бесчисленное количество тонн груза, эвакуируя раненых и больных – сотни человек! Забрасывая в тыл противника разведывательно-диверсионные группы, забирая их после выполнения заданий. И почти каждый из полётов – под обстрелом вражеских зениток, с постоянным противостоянием с асами люфтваффе, безуспешно охотившимися за советским асом-виртуозом. Быстро осваивая разные модели самолётов, он умел почти чудесным образом словно сделать тяжёлую машину продолжением себя, становясь как будто одним целым с самолётом. Отсюда – умение приземляться и взлетать в совершенно немыслимых условиях, становиться вдруг невидимым для вражеских истребителей, только диву дававшихся… Эта чудесная история Павла Кашубы, к огромному несчастью, не закончилась так же чудесно, как хотелось бы. Отправившись на выполнение очередного специального задания по оказанию помощи партизанам в Югославии в декабре 1944 года, капитан Павел Кашуба, к тому времени уже заместитель командира эскадрильи, не вернулся из полёта. Долгие годы он считался пропавшим без вести. И хотя спустя десятилетия в южной части Закарпатья был найден разбитый транспортный самолёт и было установлено, что это машина Кашубы, всё же обстоятельства его гибели до сих пор покрыты завесой тайны…
Геннадий Дубров,
фрагмент очерка «Мои герои. Павел Кашуба»
Больше фото к публикации здесь
пятница, 3 ноября 2023 года