Расстрелянный поэт... СКОРО!
Сборник избранных стихов и поэм Николая Гумилёва, который я держу в руках, символически начинается стихотворением «Я в лес бежал из городов…». Гумилёв, в котором так мало было от поэта внешне, был по сути словно самим воплощением поэзии. Почти вся жизнь его – это устремлённость в иные миры, говоря его же словами – блуждание «в слепых переходах пространств и времён», доступных земному существу, рождённому с душою поэта. Всю свою короткую жизнь «бежал» он в «лес» – как символ свободы от узких рамок обывательского существования, бежал в Африку – как почти что вселенную первобытных стихий и страстей, бежал добровольцем на войну с кайзеровской Германией – как горнило, где проверялось на прочность начало человеческое и взращивалось героическое. О Гумилёве – неутомимом исследователе Африки, отчаянно храбром воине, у которого «святой Георгий тронул дважды/Пулею не тронутую грудь», знают ценители его творчества. Кто не соприкоснулся, обязательно восполните пробел – это того стоит!
Отдельный пласт, переливающийся сиянием любовных энергий, – его безумная, мучительная и несчастливая любовь-ненависть к сначала невесте, затем на совсем короткий срок жене, затем бывшей возлюбленной, но по-прежнему любимой – Анне Ахматовой, женщине-Поэте (не поэтессе!), каких на земле она да Марина Цветаева, да, может быть, ещё Зинаида Гиппиус… Плод этой любви – стихи-шедевры каждого из этой звёздной четы двух поэтов Серебряного века и общий сын – «Гумильвёнок», Лев Гумилёв, талантливость родителей заполучивший по наследству в крови, что редко случается с детьми гениев. И все эти и другие истории, как и страшная, трагическая и нелепая история казни Гумилёва, обвинённого петроградской Чрезвычайной Комиссией в 1921 году в участии в контрреволюционном заговоре («Таганцевское дело»), расстрелянного и неизвестно где зарытого – Мятежный дух и не мог быть погребён по-человечески! – так вот, все эти истории головокружительно захватывающи! – Вот она – жизнь Поэта, противопоставившего себя мещанскому чванству, самодовольству многих других его «коллег по перу». Потому и в стихах Николая Гумилёва и сейчас, спустя столетие с лишним после того, как перестало биться его сердце по воле тех, кто пуще смерти боится таких, как он – Героев, почти ощутимо клокочут высокие энергии смыслов. Беспощадный критик к литературным ремесленникам и уж тем более графоманам, в одной из статей он провозгласил: «Писать следует не тогда, когда можно, а когда должно. Слово «можно» следует выкинуть из всех областей исследования поэзии». Он так и писал, потому – что ни стих, то шедевр.
Представленный сборник – лишь крошеная выборка, произведённая издателями, из «аладдиновой пещеры» творческого наследия поэта. Кстати, не только поэта, но и прозаика, драматурга, переводчика, критика, редактора… В этой книжке, состоящей из 140 страниц, – стихи, поэма «Открытие Америки» и «Поэма начала». Для первого знакомства – вполне, ну а для всех однажды уже счастливо открывших этот огромный, удивительный, не похожий ни на какие другие, волнующий воображение Мир под названием «Николай Гумилёв», эта миниатюрная книжка позволит вспомнить волшебные переплетения мыслей и слов и в очередной раз насладиться настоящей Поэзией, в том числе – чтобы отдохнуть от рифмованной речи, которую сегодня выдают на гора, публикуя где только возможно, выкрикивая там и сям, легионы незаслуженно называющих себя поэтами. Вот и им бы почитать Гумилёва!..
Геннадий Дубров,
фрагмент очерка «Мои герои. Николай Гумилёв»
Об обстоятельствах трагической гибели Николая Гумилёва – СКОРО!
четверг, 29 июня 2023 года