«Сто лет...» Габриэля Гарсиа Маркеса
Самая худшая рекомендация художественного произведения – пересказать его сюжет. Этим грешат даже некоторые издательства, не потрудившиеся нанять профессионалов, знающих, что можно и что нельзя говорить, если хочешь «заполучить» интерес читателя к книге. Не переживайте, мы вас точно не разочаруем. Сюжет романа «Сто лет одиночества» (Cien anos de soledad), которому в этом году – 55!, мы не будем пересказывать. Хотя бы потому, что это невозможно. Иначе пришлось бы попросту переписать слово в слово весь роман сызнова. Но это уже сделал, точнее, написал его волшебник Габриэль Гарсиа Маркес (Gabriel Garcia Marquez), колумбийский писатель и журналист. Волшебник не только потому, что слово податливо ему даже не как глина, а как ещё более пластичная и послушная, более того – наипокорнейшая субстанция. Нет. Прежде всего, ему покорились все главные вопросы, волнующие каждого из нас. Именно поэтому после прочтения романа мы полностью подпадаем под влияние интеллекта и обаяния этого удивительно непохожего ни на кого писателя. Среди этих вопросов ни одно лишь одиночество, заявленное в названии, хотя оно – красной нитью.
Любовь, измена, разлука, преданность, предательство, взаимоотношения между самыми разными представителями поколений, сословий, приверженцами религиозных и политических позиций, страх, воинственность, испытание властью и богатством, страсть, агрессия, смирение, отчаяние, разочарование, равнодушие, опустошенность, смерть… Всё, из чего соткано пёстрое полотно человеческого существования – в этом невероятно поэтическом романе, произведении отнюдь не из числа лидеров по неимоверным объёмам страниц наподобие «Саги о Форсайтах» Джона Голсуорси или «Войны и мира» Льва Толстого. Маркесу потребовалось гораздо меньше слов, чернил и бумаги, чтобы сравнительно ёмко, но с удивительной полнотой (за полтора года писательского труда!) рассказать о человеческой жизни на примере шести поколений таких разных Буэндиа, живущих в вымышленном городке Макондо. Удивительно – но с некоторой недосказанностью, оставляющей место для сотворчества со стороны читателя, способного на размышления, что крайне важно. Особенно на фоне многих прочих книжиц с яркими обложками, но тусклым содержанием, авторы которых решают за читателя всё, даже подчас обладая более низким интеллектом, меньшими жизненным опытом и духовно-нравственной зрелостью.
Да, ещё! – Вы до прочтения «Ста лет одиночества» и Вы после – в чём-то другой человек. В чём? Откройте первую страницу, читайте… Вы удивитесь, но уж точно не пожалеете.
Геннадий Дубров, фрагмент очерка «Мои герои. Габриэль Гарсиа Маркес»
Эта и другие книжные новинки: http://lib.kmv.ru/books/#gabriel-garsia-markes-sto-let-odinochestva
Другие биографические и литературоведческие обзоры писателя и журналиста Геннадия Дуброва – в рубрике «Цитата из коллекции...»: http://lib.kmv.ru/anons/ozornoj-poet-ozyornoj-shkolyi