foto

ПОЛЬСКАЯ
Евния Борисовна
(1910 - 1997 )

Биография     Произведения     Литература о жизни и творчестве     Избранное

Биография

     Происходившая из казачьего рода Ильиных станицы Суворовской Евгения Борисовна Польская (урожденная Меркулова) родилась в г. Ставрополе 9 (22) апреля 1910 года. Окончив школу, она поступила в Ленинградский университет, училась в институте истории искусств, но была вынуждена по состоянию здоровья переехать в Крым, где в 1932 году закончила педагогический институт. Некоторое время жила и работала в Москве, занималась журналистской деятельностью в различных издательствах и на московском радио.
     В начале Великой Отечественной войны после полученной на оборонных работах контузии Е.Б. Польская выехала в Ставрополь. В дальнейшем вся ее жизнь была связана с Кавказскими Минеральными Водами, их историей и культурой. Вместе с мужем, Леонидом Николаевичем Польским, посвятила свою жизнь изучению знаменательных фактов, открытию новых имен, обогащению музейных фондов, популяризации краеведческих знаний. Они вовлекли в круг своих интересов многих историков, искусствоведов, музейных работников Кавминвод. Евгения Борисовна печатала статьи в периодических изданиях и сборниках, была автором ряда телевизионных передач о выдающихся деятелях российской культуры, связанных с Кавказскими Минеральными Водами.
     В соавторстве с директором Кисловодского музея театральной и музыкальной культуры Б.М. Розенфельдом Е.Б. Польской были написаны книги «Дорогие адреса», «И звезда с звездою говорит…», «Ессентукские встречи» и др. Написанные живо и увлекательно, книги воссоздают картины общественной и культурной жизни курортов XIX- начала XX веков. Они отличаются документальной достоверностью и заслуженно привлекают к себе интерес специалистов и многочисленных любителей краеведения.
     Совместно с Пятигорской центральной городской библиотекой им. М. Горького были изданы указатели «Лев Толстой в Пятигорске», «А.С. Пушкин на КМВ», «Коста Хетагуров В Пятигорске» и др. Неизменным соавтором всех работ был ее муж – краевед, журналист Л. Н. Польский.
     В 1995 г и 1998 г посмертно вышла книга «Это мы, Господи, пред тобою», посвященная теме истории казачества.
     Евгения Борисовна Польская - искусствовед, историк и краевед, талантливая журналистка, человек высокой духовной культуры.
     Умерла 18 января 1997 года.

Библиография

Произведения

  1. Польская, Е.Б. Дорогие адреса: памятные места Кавказских Минеральных Вод / Е.Б. Польская, Б.М. Розенфельд. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1974. - 176 с.: 32 л. ил.
  2. Польская, Е.Б. Ессентукские встречи / Е.Б. Польская, Б.М. Розенфельд. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1984. – 222 с.: ил.
  3. Польская, Е.Б. И звезда с звездою говорит… / Е.Б. Польская, Б.М. Розенфельд. – Ставрополь: Кн. изд-во. – 1980. – 286 с.: 16 л.: ил.
  4. Польская, Е.Б. Это мы, Господи, пред Тобою…/ Е.Б. Польская, отв. за вып. Н.С. Тимофеев. – 2-е изд. – Невинномысск: Гор. Тип., 1998. – 505 с.

 

Газетно-журнальные публикации

  1. Польская, Е. Александр Огильви / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1967. – 16 сентября.
  2. Польская, Е. Александр Петрович Нелюбин / Е. Польская // Ставропольская правда. – 1958. – 26 октября.
  3. Польская, Е. Воятель Людвиг Шоткий / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1964. – 26 декабря.
  4. Польская, Е. Владимир Зипалов / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1968. – 23 июля.
  5. Польская, Е. Геогностический музей / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1966. – 25 декабря.
  6. Польская, Е. Гостиница Найтаки / Е. Польская // Молодой ленинец. – 1977. – 9 декабря.
  7. Польская, Е. Декабрист Сухоруков на Кавминводах / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1967. – 1 февраля.
  8. Польская, Е. Емануелевский нарзан / Е. Польская // Ставропольская правда. – 1975. – 29 октября.
  9. Польская, Е. Зодчий Самуил Уптон / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1967. – 14 марта.
  10. Польская, Е. Изобретения братьев Дубининых / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1967. – 27 ноября.
  11. Польская, Е. Илья Ильф в Пятигорске / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1972. – 11 сентября.
  12. Польская, Е. Кисловодская крепость / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1960. – 20 апреля.
  13. Польская, Е. Константиногорская крепость / Е. Польская // Молодой ленинец. – 1979. – 12 июня.
  14. Польская, Е. Кто был «М.К.»? / Е. Польская // Нева. – 1965. - N 12. – С. 210.
  15. Польская, Е. Лермонтовская галерея: [г. Пятигорск] / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1963. – 13 июля.
  16. Польская, Е. Лермонтовские ванны / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1966. – 11 ноября.
  17. Польская, Е. Нарзан. Почему мы так говорим / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1965. – 1 октября.
  18. Польская, Е. Найден рисунок Лермонтова / Е. Польская // Молодой ленинец. – 1972. – 3 июня.
  19. Польская, Е.Б. Наши за границей / Е.Б. Польская // Дружба народов. – 1995. - N 3. – С. 133 –143.
  20. Польская, Е. П.А. Ржаксинский / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1963. – 15 мая.
  21. Польская, Е. Пасха в застенках: заметки бывшей узницы ГУЛАГа / Е.Б. Польская // Кавказская здравница. – 1993. – 17 апреля.
  22. Польская, Е. Первый зодчий: [братья Бернардацци] / Е. Польская // Молодой ленинец. – 1977. – 30 ноября.
  23. Польская, Е. Побег: рассказ / Е.Б. Польская // Ставропольская правда. – 1965. – 6 октября. – С.4.
  24. Польская, Е. Подлинное место дуэли Лермонтова / Е. Польская // Дон. – 1958. - N 9. – С. 196-198.
  25. Польская, Е. Пятигорский друг Достоевского: [врач А.Е. Ризенкампф] / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1966. – 13 июля.
  26. Польская, Е. Сергей Иванович Недумов / Е. Польская // Кавказская здравница. – 1964. – 22 марта.
  27. Польская, Е. Смирновскому источнику – 100 лет / Е. Польская // Ставропольская правда. – 1965. – 29 декабря.
  28. Польская, Е. Шестое чувство: 6 эссе о Доме-музее М. Ю. Лермонтова в Пятигорске / Е. Б. Польская // Кавказский край. – 1994. - N 44. – С. 6.
  29. Польская, Е. «Это мы, Господи, пред Тобою…»: [аннотация к книге, предисловие автора и начало главы «Фабрика врагов» (Украденные жизни)] / Е. Б. Польская // Пятигорская правда. – 1996. – 12 ноября. – С. 2. – 14 ноября. – 16 ноября.

Литература о жизни и творчестве

  1. Егорова, Е. Евгения Борисовна Польская / Е. Егорова, Л. Сыпина // Ставропольский хронограф на 2000 год: краеведческий сборник. – Ставрополь, 2000. – С. 34 – 38. - Библиогр.
  2. Польская Евгения Борисовна: некролог// Кавказская здравница. – 1997. – 21 января.
  3. Селунская, И. «Оправдают ли внуки нас?» / И. Селунская // Труд (Труд-Сев.Кавказ. - N 21). – 2005. – 2 – 8 июня. – С. 19.
  4. Сыпина, Л. Под колесом истории / Л. Сыпина // Ставропольская параллель. – 2003. - N 9. – С. 6.
  5. Фокина, Л.И. Память сердца / Л.И. Фокина // Ставропольские губернские ведомости. – 1997. – 5 февраля.

 


Избранное


     «… Ессентуки – самый молодой курорт на Кавказской группе. Горячие Воды (с 1830 года названные Пятигорском), Кисловодск и Железноводск, где уже много лет лечились приезжие, год от года все больше благоустраивались. Ессентуки же оставались захолустной станицей. Мимо нее тянулись от Горячих вод на Кислые «оказии»: барские экипажи, в сопровождении пушек и вооруженных солдат и казаков.
     Но все-таки после описания А. П. Нелюбиным щелочных ключей и возле них появились приезжающие лечащиеся.
     Сегодня мало кому знакомо слово «курсовые». Нет, это не те, кто лечится по курсовкам, а те, кто в те времена проходил «курс лечения» водами. Обычно он начинался в Пятигорске, потом переезжали для лечения в Железноводск, Ессентуки и заканчивали в праздничном, веселом Кисловодске.
     «Курсовые» ехали из столиц и российских губерний в собственных экипажах, в сопровождении многочисленной прислуги и домашних лекарей. Естественно, что, прослышав о целебной силе Кавказских Минеральных Вод, сюда могли приезжать только богатые помещики и крупные царские чиновники….
     ….в 50-е годы XIX века, катили от Пятигорска к Ессентукам уже не громоздкие частные тарантасы, а омнибусы, описанные Е. Вердеревским в путевых очерках «От Зауралья до Закавказья»…
     … Еще позже для нового шоссе были заказаны в Вене дилижансы, более изящные и удобные. И только в начале сезона 1875 года открылось железнодорожное сообщение до станции Минеральные Воды по Ростово-Владикавказской железной дороге. Сразу несказанно поднялась посещаемость курортов».
          Польская, Е.Б. Ессентукские встречи / Е.Б. Польская, Б.М. Розенфельд. –
           Ставрополь: Кн. изд-во, 1984. – С. 25 – 27.

     … Ах, минеральные, вы – светловодные,
     Вы жизнедатные источники сил,
     Соки земные искристо-холодные,
     Вас до чудес каждый гость возносил.
     И я, как и все, благодарный стихии,
     Здоровье сберег на запас – в сундуки –
     И радости полный, пою вам стихи я,
     Вам, воды целебные – Ессентуки!..
     В. Каменский, 1916

;         Польская, Е.Б. Ессентукские встречи: [из стихотворения В. Каменского «Ессентуки»] / Е.Б. Польская, Б.М. Розенфельд.
          – Ставрополь: Кн. изд-во, 1984. – С. 189.

В бронзе и камне

(Памятники М. Ю. Лермонтову)

Первый в России

     Лермонтов в раздумье сидит на уступе скалы. Сброшена шинель, расстегнут тесный офицерский сюртук. Раскрытая книга упала к ногам. Поэт мечтательно глядит на цепь Кавказского хребта с его двуглавым снежным исполином... Этот замечательный памятник стоит в центре Пятигорска.
     Торжественное открытие первого в России лермонтовского монумента состоялось 16(28) августа 1889 года. История его создания — это рассказ о любви народа к Лермонтову, победившей равнодушие к его памяти.
     Еще в 1870 году было получено разрешение на сбор средств для сооружения памятника. Первый взнос по подписке (2 рубля) сделали два неизвестных крестьянина Таврической губернии.
     «Листок для посетителей КМ В» сообщал, что некто Мищенко пожертвовал на памятник копейку. Тогда крестьянин Иван Андреичев прислал 99 копеек на пополнение копейки до рубля. Об этом с болью и негодованием рассказывал в 1876 году Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя»: «он пожертвовал одну копейку серебром и подписал свое имя... именно мечтая о славе... Статский советник имел, очевидно, в виду высказать свою умственную силу, взгляд, направление, он протестовал против искусства, против ничтожности поэзии в наш век «реализма», пароходов, железных дорог...»
     В г. Владикавказе был создан комитет по сооружению памятника М. Ю. Лермонтову, в который вошли военные и штатские чиновники Терской области. Лишь один писатель-демократ Н. А. Благовещенский представлял в нем литературные и широкие общественные круги.
     Капля по капле 18 лет собирали деньги на монумент. Больные и раненые офицеры оставляли мелочь от жалованья на памятник поэту-воину. Банковский чек на 1000 рублей внес секундант на дуэли Лермонтова с Мартыновым князь А. И. Васильчиков — эту сумму он собрал среди своих знакомых. В один лишь Лермонтовский день — 27 июля 1881 года с концерта в Пятигорске, в котором участвовали известные артисты П. А. Хохлов, Д. А. Усатов, Н. И. Музиль и П. А. Щуров-ский, собрали 2000 рублей. К концу 1881 года сумма народных пожертвований достигла 25 тысяч. Можно было начать сооружение.
     Редактор петербургского журнала «Хозяйственный строитель» П. П. Мижуев объявил конкурс на идею монумента. На состоявшемся затем втором туре, по решению жюри, первую премию присудили учителю рисования И. П. Фрейману, вторую — скульптору Р. Р. Баху. Но их модели не были приняты к исполнению в бронзе. Пришлось объявить третий тур, в котором участвовал скульптор А. М. Опекушин, известный как автор памятника А. С. Пушкину, открытого в 1880 году в Москве.
     А. М. Опекушин изучал портреты М. Ю. Лермонтова по коллекции профессора П. А. Висковатого. Оказалось, что самый известный портрет поэта работы К. А. Горбунова недостаточно верен. В статье «По поводу памятника Лермонтову» Опекушин в начале 1883 года писал: «Самое любопытное и важное для скульптуры — это портрет поэта в профиль, сделанный карандашом в 1840 году во время экспедиции на Кавказе. Профильный портрет поэта весьма важен, даже необходим при лепке бюста. Маски с умершего поэта снято не было». Речь шла о портрете работы Д. П. Палена, сделанном при жизни поэта.
     В октябре 1883 года в Петербурге было показано 15 этюдных скульптур. На этот раз был сделан окончательный выбор. «Избранным к исполнению,— сообщали «Художественные новости»,— признан проект N 14, и автору его присуждена премия в 1000 рублей. По вскрытии принадлежавшего к этому проекту пакета под девизом «Порыв» сочинителем его оказался академик А. М. Опекушин».
     По свидетельствам современников, скульптор сначала вылепил обнаженную фигуру, а потом уже «примерял» на ней одежду. На предложение заменить буркой сброшенную с плеч шинель Опекушин не согласился.
     Ему удалось разрешить одну из труднейших задач монументальной скульптуры: органически связать фигуру поэта с окружающим пейзажем. «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, вы носили меня на своих одичалых хребтах... Вы к небу меня приучили...» Эти слова Лермонтова возникают в памяти при виде создания скульптора.
     Отлитая в Петербурге на заводе Морана бронзовая статуя высотой 2,35 метра была открыта для обозрения сначала в столице. Тем временем в Пятигорске готовили место для монумента. Крутой обрыв с рытвинами, по которым во время летних ливней неслись камни и потоки грязи, укрепили капитальной подпорной стенкой из местного плитняка. Сквер обнесли чугунной решеткой, балюстрадой с фонарями по углам, сделали каменный грот и сторожку. Для постамента из Крыма привезли восемь массивных гранитных плит и поручили итальянцу С. А. Тонетти сооружение пьедестала. Облицовку делали местные специалисты. Прибывшие в Пятигорск с Опекушиным питерские мастеровые вскоре приступили к установке статуи. Скульптор ревностно следил, чтобы положение фигуры на постаменте полнее раскрывало идею слияния образа поэта с горным пейзажем Кавказа.
     Памятник предполагалось открыть в октябре, в дань 75-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Однако осенью жизнь в Пятигорске замирала, и торжество перенесли на воскресенье 16(28) августа.
     С утра ударили в соборный колокол, и к скверу зашагали войска, люди в чуйках и сюртуках, замелькали папахи казаков и горцев. Колыхались перья на дамских шляпах, сверкали на солнце серебряные украшения белоснежных офицерских черкесок. «Это был праздник Пятигорска,— писали в газете «Северный Кавказ»,— все от мала до велика пришли на площадь к Лермонтовскому скверу». Окруженный флагштоками и гирляндами, на площадке, усыпанной чистым песком, возвышался огромный монумент, спрятанный под белым полотняным покрывалом.
     Завеса упала, флаги взвились, раздалось «ура». Перед заполнившей сквер публикой возник образ певца Кавказа. Оркестр Тенгинского полка заиграл гимн, а потом исполнил сочиненный В. Саулем марш «Лермонтов». Тенгинцы возложили к памятнику однополчанина роскошный серебряный венок.
     Этот памятник Лермонтову, первый в России, и поныне главная, всеми любимая достопримечательность Пятигорска. Живые цветы у его подножия — лучшее этому свидетельство.

Не зарастет народная тропа...

     У подножья Машука, неподалеку от бывшего лесного поста Дуэльского, под сенью зеленых елей стоит обелиск. Это четвертый по счету памятник на месте поединка М. Ю. Лермонтова с Мартыновым.
     Первый простой придорожный камень тут положили еще в 1878 году фотограф А. К. Энгель и его ученик Г. И. Раев. Место, где поэт умер, сраженный пулей Мартынова, было тогда приблизительно определено ими со слов старика-извозчика Кузьмы Чухнина, перевозившего тело Лермонтова от Машука в дом Чиляева — последний приют поэта.
     Поисками подлинного места дуэли в 1881 году занялись лермонтовский современник, бывший писарь Пятигорской комендатуры, а к этому времени городской голова К. И. Карпов и столичный актер П. А. Щуровский (в связи с 40-летием со дня гибели Лермонтова арендатор Вод А. М. Банков добился разрешения на установку на месте дуэли креста с оградой).
     В Пятигорске не было единого мнения о месте поединка. Поэтому была назначена комиссия, в которую вошел и профессор Дерптского университета П. А. Ви-сковатый, первый биограф поэта. Опросили престарелого Евграфа Чалова, стоявшего за кустарником возле лошадей во время дуэли. Был опрошен также Иван Чухнин, брат умершего к тому времени Кузьмы Чухнина. Со слов этих простых, малограмотных людей отыскивали поляну, где 40 лет назад погиб Лермонтов. Протокол заседания и свои выводы комиссия опубликовала в печати. Профессор Висковатый вынужден был признать, что с точностью место дуэли определить невозможно.
     Тогда же предполагаемое место поединка отметили небольшой пирамидой из машукского камня. На сохранившихся с тех пор снимках в нескольких шагах от нее виден камень, которым отметили поляну Энгель и Раев. На протяжении 20 последующих лет это были единственные приметы места дуэли. Скупая надпись на пирамиде гласила: «Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841 года». На другой стороне были выцарапаны стихи В. Козловой:
     Великий, при жизни твоей тебя мало ценили,
     Ты был одинок на земле... но, услыши, молю:
     Немногие люди при жизни тебя так любили,
     Как я после смерти люблю!
     Летом 1901 года тут побывал революционер П. И. Неволин. Он-то и подал идею установить новый монумент к 60-й годовщине гибели М. Ю. Лермонтова. Был создан организационный комитет. Времени до юбилейной даты оставалось мало, пожертвования на новый памятник составили всего 894 рубля 5 копеек, поэтому было решено соорудить временный облегченный памятник. По проекту, сделанному архитектором И. И. Байковым, вокруг пирамиды, увенчанной бюстом поэта, построили деревянную, покрытую штукатуркой балюстраду. На пирамидальном постаменте надпись: «Здесь погиб на поединке Михаил Юрьевич Лермонтов 15 июля 1841 года».
     Торжественное открытие состоялось 15(27) июля 1901 года. По газетным сообщениям, к месту дуэли подали специальные поезда и на поляне собралось до 10 тысяч человек. К памятнику были возложены венки и цветы. Снова, как и в 1889 году, при открытии первого в России монумента в Пятигорске, звучали официальные речи, молитвы и возгласы священников.
     Непрочное и нехудожественное сооружение простояло недолго. Через пять лет, в 1907 году, подгнивший деревянный остов заменили деревянным пьедесталом с бюстом работы местного скульптора Л. К. Шодкого.
     Близилась юбилейная дата 100-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова, к которой готовилась вся Россия. Для создания постоянного монумента на месте дуэли был приглашен известный скульптор Б. М. Микешин. Срок сдачи памятника — июль 1914 года. Но к этому времени ничего не было готово, так как подрядчики оказались, по словам скульптора, «не только никуда не годными исполнителями работ, но и большими плутами». Посетивший место дуэли в день гибели поэта 15(27) июля Л. П. Семенов так описал увиденную им картину: «Старый временный памятник разрушен, и воздвигается новый. На земле лежат бревна, отесанные и неотесанные глыбы белого камня, куча щебня. Фундамент готов. Кто-то уже был здесь до меня: на плитах лежит венок из роз».
     Только весной 1915 года предстал перед комиссией сооруженный Микешиным памятник: классический обелиск из светлого кисловодского песчаника с бронзовым барельефом в нише, изображающим поэта. Исполнение было забраковано комиссией — не понравилось, что верхний камень другого тона, с пятнами. От Микешина потребовали вместо юбилейной даты «1814 — 1914» высечь на обелиске даты рождения и смерти поэта. Поссорившись с Управлением Вод, Микешин уехал из Пятигорска, и тогда дирекция пригласила работавших на отделке ессентукской грязелечебницы столичных скульпторов В. В. Козлова и Л. А. Дитриха исправить дефекты памятника и дополнить его оградой. Ограду соорудили: столбики с цепями между ними, по углам каменные фигуры грифов.
     На этот раз открыли памятник 15(27) июля 1915 года без всяких торжеств: шла война. В пятигорском журнале «Кавказские курорты» так описывали новый монумент: «Пирамидальная колонна поставлена на квадратный постамент, в центре которого в кругообразной нише помещен бронзовый бюст поэта в форме поручика 77-го Тенгинского пехотного полка, в сюртуке при эполетах и отложном воротнике. Под бюстом в две строчки надпись: «Михаил Юрьевич Лермонтов. 1814—1914». Памятник «производит своей простотой, изяществом и чистотой отделки весьма приятное впечатление».
     Микешин не был приглашен на открытие. Он с возмущением писал в «Новом времени»; «Когда мне пришлось впервые увидеть помещенные в приложении к «Новому времени», «Огоньке», «Лукоморье», «Солнце России» снимки с моего памятника, я не сразу даже мог его признать, до того он был обезображен какой-то нелепой оградой с цепями и четырьмя громадными птицами — не то совами, не то грифами». Негодуя, он писал и в Управление Вод об «антихудожественной и безобразной ограде, позорящей его, автора памятника». Но памятник так и остался в прежнем виде.
     Обелиск у Машука очень известен в нашей стране. Сюда ежедневно приходят тысячи советских людей. Два высоких пилона возле самого шоссе указывают путь. На мемориальной доске возле обелиска рассказ о дуэли.
     Известно, что в пятидесятых годах С. И. Недумов установил по документам, что подлинное место дуэли находится не там, где сейчас стоит обелиск, а ближе к Перкальской скале. Поскольку старое место уже освящено давней традицией, памятник остался там же. Однако в юбилейные лермонтовские дни после торжественных митингов у обелиска жители Пятигорска — а их очень интересует вопрос подлинности места дуэли — проходят по ореховой аллее ближе к Перкальской скале и прямо на полянах оставляют букетики цветов и маленькие скромные венки.

Священная земля

     На старом городском кладбище стоит небольшая обнесенная решеткой усеченная пирамида. На мемориальной доске написана история похорон поэта здесь после дуэли. Известно, что год спустя Е. А. Арсеньева получила разрешение перевезти прах внука в семейный склеп села Тарханы, где теперь создан большой лермонтовский заповедник.
     Через 60 лет со дня гибели М. Ю. Лермонтова возникла мысль достойно отметить первоначальное место погребения. Где оно? Начались споры. Опросив еще живых современников дуэли, комиссия установила, что на могиле сразу после похорон поставили простой камень с надписью «Михаил». Вскоре этот временный знак сменила плита: «Поручик Тенгинского полка Михаил Юрьевич Лермонтов. 1814—1841». По рассказам жителей, когда тело увезли в Тарханы, плиту закопали в могильной яме, и всякие следы погребения исчезли. После долгих прений комиссия пришла к выводу, что могила была рядом со склепом родственников поэта Шан-Гиреев. Здесь и решили поставить памятник.
     Однако денег на это не было. Богатый местный подрядчик Шульц, которому пообещали отметить в путеводителе, что памятник «воздвигнут его иждивением», раскошелился: лестно было увидеть свою фамилию рядом с именем М. Ю. Лермонтова. К 130 рублям, собранным комиссией, прибавил своих 600. Открывали памятник уже в 1903 году, приурочив это к традиционному лермонтовскому дню — 15(27) июля. День спустя в газете «Русское слово» писали: «Сегодня предполагалось освящение и открытие памятника Лермонтову у места его первоначального погребения. Памятник накануне был убран дубовым венком и гирляндами. О дне освящения и открытия памятника объявить забыли (!), и на кладбище явилось всего три человека. Открытие не состоялось».
     Директор Вод В. В. Хвощинский пытался оправдаться на страницах газеты «Новое время»: «Ни для кого не секрет, что и по сей день эта дорогая для всякого русского человека могила не найдена, а потому и постановку памятника на могиле Лермонтова я имею основания считать неосуществимой. Я не могу помешать той или другой группе пятигорского общества частным путем ставить памятник, но участвовать активно или пассивно в такого рода «торжествах» я не нахожу нужным».
     В газетах подсмеивались над незадачливым А. К. Шульцем, негодовали, что Лермонтова сделали «неоплатным должником какого-то возмечтавшего о славе подрядчика». Но все же «меценат» лермонтовской музы был горд: о нем писали в столичной прессе, а на постаменте памятника отметили: «Производство А. К. Шульц».
     Памятник — невысокий четырехгранный обелиск с венком, крестом и датой: «15/VII-41». Ниже написано: «Первоначальное место погребения М. Ю. Лермонтова».
     Давно уже улеглись страсти, вызванные газетной полемикой о месте могилы. Теперь на ограде памятника поставлена чугунная доска с надписью: «Здесь 17(29) июля 1841 года был похоронен великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, убитый на дуэли 15(27) июля. В апреле 1842 года гроб с прахом поэта был перевезен в село Тарханы (имение бабушки поэта, ныне село Лермонтово), где он был вторично похоронен в семейной часовне рядом с могилой матери».
     С горечью надо признать, что точное место первоначальной могилы поэта в Пятигорске до сих пор, действительно, неизвестно. По этому поводу было несколько противоречивых мнений. По словам участника погребения Лермонтова, дьякона В. Мадритова, могила поэта находилась западнее выстроенной позднее церкви. Священник В. Эрастов, известный своей лютой ненавистью к поэту и отказавший ему в погребении, присутствовал при извлечении тела Лермонтова из могилы весной 1842 года и указал другой участок. Е. А. Шан-Гирей показала еще одно место.
     Единственным достоверным документальным свидетельством местонахождения могилы можно было бы считать рисунок, сделанный в 1841 году однополчанином поэта А. И. Арнольди,— на рисунке видны соседние памятники. Теперь и эти ориентиры исчезли.
     К памятнику, только приблизительно отметившему место священной могилы, постоянно приходят люди. Мы видели однажды, как приезжие липецкие школьники собрали тут в узелок немного земли, чтобы увезти с собой в школьный лермонтовский музей.