Детская НЕ литература
Русскому писателю Николаю Лескову принадлежит такое высказывание:
«Кто не любит литературу до готовности принести ей в жертву своё благополучие, тот лучше сделает, если вовсе её оставит».
А что же мы видим сегодня? Как и современная литература для взрослых, детская литература испытывает в последние годы тяжелый кризис. Как никогда до этого она наполнилась и продолжает наполняться (по подобию Интернета в целом) мусором, бездарной чепухой, а то и откровенной чушью, не только не приносящей никакой пользы, но и наносящей вред юному читателю. Почему-то многие «труженики пера», доморощенные, коих большинство, или выращенные на размножившихся «писательских факультетах», решили, что любая глупость или пустышка, исходящая из-под этого самого «пера», при несостоятельности сказать умное слово для взрослых читателей имеет место быть для детской аудитории. Какое неуважение и наплевательство! Хотя графоманам всё равно, для кого писать, лишь бы писать.
Тот, кто хочет быть, а не только самоназываться, поэтом, писателем, не вправе потчевать чепухой ни взрослых, ни детей, даже если такой продукт охотно берутся печатать издательства, которые в большинстве своём во главу угла ставят коммерческую прибыль, а не какие-либо высокие цели. Особенно нельзя этого делать в отношении детей, не способных отличить бездарные, а часто и вредоносные опусы от настоящих высоко художественных произведений, а если это не художественная литература, то созданная профессионалами в своих областях, а не профанами. Не вправе делать это пишущий лишь оттого, что имеет неодолимое желание прославиться в качестве поэта/писателя, не обладая талантом (а часто даже и малейшими наклонностями), но главное – не зная, ЧТО сказать и зачем, но имея доступ к аудитории или возможность это НЕЧТО издать под видом книги – очень обманчивым в настоящее время обличии, под которым прячется в большинстве своём вовсе не книга, несмотря на знакомый набор букв, слов, строф, предложений... А бумажный или электронный оборотень. Заходя в книжные магазины и знакомясь с тем, что продаётся на полках с книгами для детей, знакомясь с опусами, распространяемыми в Интернете, и подобной горе-продукцией, которыми пытаются напрудить полки библиотек её производители, я искренне горюю: как же непросто сориентироваться и не нарваться на книжный хлам современному ребёнку и его родителям, не исушённым в филологических тонкостях и не имеющим большого читательского стажа хороших книг... Ещё одно наступление происходит живьём, часто нахрапом – когда стряпающие этот недоброкачественный текстовой продукт графоманы идут в народ, устраивая чтения своих виршей в библиотеках, детских садах, школах, на общегородских мероприятиях...
Как уберечь ребёнка от этих «книг»-оборотней, часто с яркими, кричащими, приковывающими внимание обложками-фантиками? Как один из выходов – родителям, педагогам подбирать для ребёнка и рекомендовать ему в первую очередь произведения детских писателей – классиков, отечественных и зарубежных, произведения, выходившие в советский период, когда появиться в свет не талантливым детским книгам было практически невозможно (и в этом одна из огромнейших заслуг редакционных и художественных советов того времени). Ребёнок должен иметь возможность сравнить! И тогда, в этом даже не стоит сомневаться, он сделает правильный выбор! Современную книгу, прежде чем вручить ребёнку, в нынешних реалиях должен прочитать от первой и до последней страницы сначала взрослый – для того, чтобы хотя бы знать, ЧТО он даёт и чего после этого можно ждать. Роль библиотекаря в этом вопросе – это важнейшая и благороднейшая миссия.
Геннадий Дубров,
в рамках проекта «Эффективное и безопасное чтение»
#РусскиеПисателиОНЕписателяхНиколайЛесков #ДетскаяЛитература и #книжныймусор #childrensbook #childrensliterature #КакУберечьРебёнкаОтПлохихКниг #КнижнаяБезопасность #КультураРФ #БЕСтселлеры #ЧитайФест2025
четверг, 30 октября 2025 года.
