Иван Севостьянов. Подвиг в небе Севера
Грудь лётчика Героя Ивана Григорьевича Севостьянова украшало множество правительственных наград – но не всеми из них он был удостоен за подвиги в годы Великой Отечественной войны. Не все знают и о том, что и звание Героя Советского Союза было присвоено ему за подвиг, совершённый уже в мирное время…
К началу Великой Отечественной войны Иван Григорьевич Севостьянов был уже опытнейшим военным лётчиком, в совершенстве освоившим управление разными видами самолётов. За плечами были почти 5 лет службы в военной авиации, блестяще оконченная в 1939 году Чкаловская военная авиационная школа лётчиков. Но будущему Герою было предназначено ещё больше усовершенствовать лётное мастерство, которое и станет основой его будущих свершений в годы войны и после Победы. В 1942 году его направляют в Ивановскую высшую школу штурманов ВВС. Судьба сложилась так, что пользу Родине молодой офицер принёс, проявив свои незаурядные способности, попав в транспортную авиацию. Её значение недооценивать ни в коем случае нельзя.
По заданию командования Иван Севостьянов – командир военно-транспортного самолёта ЛИ-2 2-го транспортного авиационного полка Управления 1-го бомбардировочного авиационного корпуса совершал боевые вылеты, доставляя грузы, вооружение и командный состав на передовую, эвакуировал раненых, осуществлял выброску десантов в тыл противника. ЛИ-2, до сентября 1942 года имевший название ПС-84, созданный на основе американского ДС-3, был по сути многоцелевым самолётом, использовашимся не только для перевозки пассажиров и грузов, заброски десантов, но и как бомбардировщик. Без бомб он мог успешно принять воздушный бой с противником.
В октябре 1942 года его удостаивают первой награды – ордена «Красной Звезды»: за выполнение специальных заданий по выброске десантов в глубокий тыл врага. Стоит ли говорить, как высок был риск погибнуть? А ровно через год, в октябре 1943 года, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество старшего лейтенанта Ивана Севостьянова награждают орденом «Отечественной войны I степени».
К этому времени общий налёт уже составлял 1 500 часов – в воздухе он провёл в сумме всего времени к середине войны более 62 суток! Только за 10 месяцев 1943 года произвёл 150 боевых вылетов! Причём, огромную важность имело выполнение им большого количества заданий по доставке моторов и запасных частей для легендарных пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2, ласково именовавшимися «Пешками» (создатель – конструктор В. М. Петляков), необходимых для подразделений авиакорпуса. Благодаря этому был обеспечен своевременный выход на боевые задания самолётов-бомбардировщиков, главными отличительными особенностями которых были высокая манёвренность, быстроходность и способность, сбросив бомбы, вступать в воздушные поединки с самолётами люфтваффе – даже «мессершмиттами».
В мае 1944 года к двум орденам добавляется медаль «За оборону Москвы». Иван Севостьянов – старший техник-лейтенант 67-го батальона аэродромного обслуживания 2-го транспортного авиационного полка 2-й авиационной дивизии особого назначения. Победный май Иван Григорьевич встречает с капитанскими погонами, в этом же транспортном авиаполку, где он уже – зам. командира авиаэкадрильи. Последняя, четвёртая награда за участие в Великой Отечественной войне, – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Уже в послевоенное время за выполнение специальных заданий Иван Севостьянов был награждён медалью «За боевые заслуги» (в 1946 году), двумя орденами «Красной Звезды» (в 1952 и 1955 годах), орденом Красного Знамени (в 1956 году) и другими правительственными наградами.
Накопившему колоссальный опыт лётчику весной 1948 года поручается важнейшее задание по поиску ледовых аэродромов для советских истребителей и бомбардировщиков ВВС в районе Северного полюса. Ему доверено руководство тремя экипажами его родного 2-го авиаполка (с 1949-го – 708-го), с которыми во время высокоширотной экспедиции «Север-2» он совершает 61 вылет, перевозит 194 человека и 24 тонны груза. На самолёте Ил-12 производит успешную посадку в районе Северного полюса. А весной 1949 года участвует в очередной высокоширотной экспедиции, на этот раз руководя уже восемью экипажами самолётов ЛИ-2 и С-47, которые совершают 105 вылетов, доставив в место назначения 153 человека и 18 тонн груза.
За мужество и героизм, проявленные в высокоширотных экспедициях «Север-2» и «Север-4», Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года майору Севостьянову Ивану Григорьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Геннадий Дубров,
фрагмент очерка «Мои Герои. Иван Севостьянов»
понедельник, 30 июня 2025 года.