Шерлок Холмс и Конан Дойл

К 165-летию со дня рождения (22 мая 1859 – 7 июля 1930)
 
С первого же произведения, в котором появился Шерлок Холмс, – «Этюда в багровых тонах» (1887), читатели буквально влюбляются в этого противоречивого, но необъяснимо привлекательного персонажа, количество достоинств которого едва ли не перевешивали его многочисленные пороки и недостатки. Но вот парадокс! – Чем больше приключений сыщика и его друга, напарника, собеседника и летописца – доктора Ватсона (а точнее – Уотсона), рождала фантазия писателя, тем сильнее привязывалась читающая публика к героям, бросившим вызов всей лондонской преступности. И не только ей.
 
В 1892 году, спустя пять лет после того, как Шерлок Холмс появился на свет, его создатель решает «убить» сыщика, «гения дедукции», мешавшего ему создавать более важные, как он считал, произведения, что он и попытался сделать в рассказе «Последнее дело Холмса». Но литературный герой оказывается сильнее своего создателя, он словно живёт сам по себе! Требования читателей, угрожающих перестать покупать журналы, публиковавшие истории о Шерлоке Холмсе, страх издателей потерять баснословные прибыли, их чуть ли не угрозы Артуру Конан Дойлу, вынуждают писателя воскресить самого известного жителя улицы Бейкер Стрит в рассказе «Возвращение Шерлока Холмса» (1905). И сыщик живёт ещё долгие годы, не только радуя читателей, но и рождая во многих из них уверенность в том, что Шерлок Холмс – реальный человек. Поток писем, адресованных Холмсу, превосходил в десятки, если не сотни раз объём корреспонденции тому, чья фантазия произвела на свет гениального сыщика.
 
Совершенно напрасно переживал Конан Дойл, что, придумывая всё новые и новые приключения Холмса, занимается почти ерундой. Да, детективная литература никогда не считалась элитарной сферой литературы. Но детективы детективам рознь. Своими произведениями писатель смог в чрезвычайно увлекательной форме показать неприглядность преступлений самого разного толка, отвратительную мерзость пороков, становящихся причиной нарушения закона. Как и Агата Кристи, не случайно выбравшая детективной жанр – как действенное писательское орудие против преступлений, и особенно горячо ненавидимых и осуждаемых ею убийств, Артур Конан Дойл сотворил чудо: создал и довольно бесхитростными средствами сделал для миллионов на всей планете осязаемым, убедительно возможным непримиримого борца со Злом. Бескорыстного, когда дело касается бедных, принципиального, если заказы богатых идут вразрез с его совестью, способного на самопожертвование ради высшей цели, ради той идеи, которая пока, увы, так и остаётся нереализуемой…
 
И несмотря на написанное множество других, несомненно, важных произведений, Артур Конан Дойл остался в истории литературы прежде всего «отцом» Шерлока Холмса...
 
Геннадий Дубров,
фрагмент очерка «Мои герои. Артур Конан Дойл»

среда, 22 мая 2024 года.