К 207-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова
Мы знаем и любим Михаила Лермонтова как поэта, писателя, храброго воина, умнейшего представителя своей эпохи, благородного человека, кто бы не утверждал обратное, как человека, не терпевшего фальши и стремившегося сделать окружающий мир лучше. Он дорог нам как творец, любивший Кавказ, ставший певцом его красот и вольности. Огромным подарком всем почитателям творчества Лермонтова стали дошедшие до нас его рисунки и живописные работы. Весомая их доля созвучна по тематике тому, о чём стихи и проза Михаила Юрьевича, словно он сам стремился проиллюстрировать собственные произведения, хотя, как установили ещё советские исследователи его творчества, это не так. И всё же связь, конечно, есть, и очень крепкая. Особенно это ощущается в кавказской части литературного и живописного наследия поэта, где иногда даже карандашные наброски или рисунки пером – «снимки» на скорую руку, как и «быстрые» акварели, сделанные Михаилом Лермонтовым, не говоря уже о его работах маслом, запечатлевали то, что позже оформлялось словом. За неимением в ту эпоху каких-либо аналогов фото- и видеотехники рисунки закрепляли на бумаге, холсте и в памяти творца образ, типаж, живописный пейзаж, настроение, другие важные вещи, которые спустя время использовались уже за письменным столом. Именно поэтому так гармонично ложатся рисунки поэта на его тексты, появлявшиеся позже. Особенно нам дороги рисунки, на которых поэт изобразил родные нашему сердцу места. Ещё в детские годы под впечатлением от здешних наиживописнейших красот, 10-летний Миша Лермонтов создал рисунок «На Горячих Водах» (1825). Одна из самых известных его «взрослых работ» – картина маслом «Пятигорск» (1837-1838), при взгляде на которую захватывает дух: так мастерски уловил и запечатлел Михаил Юрьевич очарование и гармонию природы и творения рук человеческих – создаваемого нового города. «Быстрый» и, вроде бы, не вполне серьёзный рисунок «Вид пятигорского бульвара» (1840) – ещё один «снимок», благодаря которому мы смотрим на молодой в те годы город и его публику глазами поэта. Удивительно передают красоту природы Кавказа и атмосферу жизни его обитателей и посетителей карандашная работа «Бештау близ Железноводска» (1837), картина маслом «Эльбрус на восходе солнца» (1837-1838). И, конечно же, любим нами акварельный автопортрет Лермонтова 1837 года, на котором он изобразил себя на фоне Кавказских гор, в форме Нижегородского драгунского полка, с кавказскими газырями на груди, с чересской шашкой, в наброшенной сверху традиционной кавказской бурке, которую носили горцы и казаки. В ЦГБ им. М. Горького собрано множество книг с рисунками и живописью Михаила Лермонтова. Одно из интереснейших изданий – альбом «Лермонтов», выпущенный издательством «Советский художник» в 1964 году – к 150-летию со дня рождения поэта. В книге «Сто шедевров Лермонтовского музея» читатель узнает об экспонатах, связанных с жизнью поэта, в том числе о некоторых его картинах и рисунках, хранящихся в Государственном музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова в Пятигорске. Удачно иллюстрирован работами поэта роскошный сборник «Михаил Лермонтов. Избранная лирика», выпущенный издательством «Абрис» в серии «Русская классика в иллюстрациях», это из новых поступлений. Работы Лермонтова-художника украшают множество книг из нашей библиотеки, рассказывающих о нём, о его творчестве, о нашем городе, чью жизнь мы уже не мыслим без неразрывной связи с этим гением Земли Русской – Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.