Лето Господне
Многие знания рождают многие печали, гласит старая истина. А многие страдания делают душу писателя особо чуткой к страданиям других. В полной мере это относится к русскому писателю Ивану Шмелёву. Ещё в детстве претерпевший от матери, человека грубого и жёстокого, многочисленные телесные истязания, не получивший материнской любви, уже во взрослой своей жизни Иван Шмелёв, сам став отцом, испытал огромное человеческое горе. Без суда и следствия в январе 1921 года красные расстреляли его горячо любимого единственного сына Сергея. По сути, только за то, что тот, бывший подпоручик артиллерии, воевавший в годы Первой мировой войны против германцев, был насильно мобилизован армией крымского правительства (Добровольческой армией Деникина). Тяжело больной, не хотевший воевать ни с красными, ни с белыми, он стал безвинной жертвой сложного гражданского противостояния тех лет... Два года Иван Шмелёв с женой, жившие с 1918 года в Алуште, пытались выяснить обстоятельства этого преступления, к кому только не обращались в поисках хоть каких-то следов, места гибели и останков своего сына. При этом страшно нищенствуя, голодая, испытывая унижения от мало-мальски наделённых властью. Именно тогда писатель почувствовал глубочайшее внутреннее перерождение, переоценку всех ценностей.
В это время у него зреет замысел совсем другой прозы, отличающейся от всего написанного ранее. «Лето Господне» – одна из вершин его творчества, наряду с «Богомольем» и сборником «Родное», создаётся им уже на чужбине, куда он вынужден в 1922 году, приняв приглашение Ивана Бунина, эмигрировать из любимой России, как это вынуждены были сделать Саша Чёрный, Зинаида Гиппиус и многие другие, осудившие кровавый приход новой власти, жесточайшие бесчинства, в том числе расстрел Гумилёва... Но, удивительное дело, вся любовь к России, к Москве, в которой он родился, к Замоскворечью, с которым всю жизнь чувствовал особую и неразделимую связь, запечатлевается писателем в совершенно необычной жанровой форме, а точнее, симбиозе форм. Но главное – питаемое пережитыми страданиями, ностальгией по навсегда оставленной родине, любовью к ней, произведение рисует истинную душу России и русского народа, с извечной тягой его лучших представителей к нравственно-духовным исканиям.
Написанная чудным народным языком, чистым и светлым, наполненная яркими образами, деталями русского быта, книга знакомит читателя не только с духовными основами «русскости», она показывает нам в том числе, какими мы могли бы быть, не делая зла, но творя Добро...
Геннадий Дубров,
фрагмент очерка «Мои герои. Иван Шмелёв»
пятница, 12 января 2024 года.