Сказка – ложь. А правда – сказка?..
К 120-летию со дня рождения
Георгий Милляр – чудо советского кинематографа, которого мы знаем по его ролям всевозможной нечисти из русских народных сказок. Разве Баба Яга в его исполнении, как и Кощей с Чёртом, Чудо-юдом, Кваком или царём Горохом – не лучшие и во всём мировом кинематографе? Мало кто из зрителей, смотревших фильмы с участием Милляра, мечтавшем о роли Александра Суворова, на которого был похож, знает о том, что по словам самого же актёра он был «Второй Раневская»!
Что же он имел в виду, называя себя так? Конечно, не внешность, не актёрское амплуа. И уж, конечно, по причине скромности, не безусловную гениальность сродни гениальности его коллеги по профессии – несравненной Фаины Раневской, недооцененной, как и он, режиссёрами, из-за чего главные роли почти не доставались ни ей, ни герою сегодняшней публикации. Речь о другом. Как и Раневская, Георгий Францевич Милляр обладал редким даром называть вещи своими именами! Причём, невзирая на то, что правда может кому-то не понравиться, а часто это было намеренное противодействие негативным явлениям человеческого естества. Как почти за век до этого – Лермонтов, Георгий Францевич, человек начитаннейший, не держал за зубами и своё острое и меткое слово, разящее пороки, глупость, чванство, бездарность. Что нравится не всем, часто называющим таких людей злоязычными.
Милляр иронично называл себя «Стариком Похабычем». Он не дружил с властями специально, в том числе кинематографическими, – ради шкурных выгод, как некоторые другие. Независимому от их «барских» щедрот, ему было всё равно, что его обойдут званиями, наградами за его нелицеприятные высказывания, если кто-то, в том числе и чиновники, заслуживали такой оценки – в виде словесного бича. Уважение либо есть, либо нет. Если не за что уважать, то кривить душой – занятие не из благородных, по мнению Милляра. И в этом смысле он, действительно, был очень похож на Фаину Георгиевну Раневскую. Бесценной сокровищницей высказываний Милляра, по сути – афоризмов, к огромному счастью, оставшихся для нас, является его знаменитая «Азбука», каждой букве в которой соответствует та или иная мысль или даже несколько.
Как вам, например, эта, одна из тех, что на букву «Г»: «Германия готовит четвёртую войну против России». Похоже на пророчество, которое не хотелось бы, чтобы сбылось.
Некоторые из этих высказываний Георгия Милляра на тему культуры, искусства, литературы – воистину азбучных истин, и хочу сегодня предложить Вашему вниманию.
А
Авторитет в искусстве
понятие чисто административное.
Б
Бюрократизм в искусстве
Когда надслойка тормозит надстройку.
В
«Ведущие режиссёры»
так много баронов и так мало своей фантазии.
Г
Герой нашего времени
Если хочешь быть модным мужчиной, надевай на себя всё дамское.
Д
«Дурак»
Каким исключительным умом надо обладать, чтобы сочинить величайшую глупость!
Ж
Журналистика
Тридцать сребреников на улице не валяются.
И
Искусство
всегда зависело от того, что скажут во дворце.
Искусствоведы
то же, что искусствоеды.
К
Культура
Если у зрителя нет вкуса, в этом виноваты мы – работники искусств.
Каждый Кощей
думает, что он бессмертен.
М
Милляр
единственный Кощей, который не считает себя бессмертным.
С
Союз Писателей
гораздо обширней, чем союз читателей.
Союз читателей
гораздо меньше и скромнее, чем Союз Писателей.
P. S. В силах любого человека попытаться сделать мир вокруг лучше. Георгий Милляр гениально, как никто до или после него игравший нечисть в незабываемых фильмах-сказках режиссёра Александра Роу, не только в кино, но и своим литературным творчеством беспощадно разил «нечистиков», творящих грязные дела под видом, вроде бы, обычных людей…
Геннадий Дубров,
фрагмент очерка «Мои герои. Георгий Милляр»
Февраль. Потери литературы... О гибели Пушкина, Грибоедова, Кольцова и Хармса
пятница, 1 марта 2024 года.