«Островский – на века!»

К 200-летию со дня рождения
 
По масштабу драматургического дара Александр Островский мог бы по праву называться русским Шекспиром. В чём-то он даже и превосходит своего английского предшественника, как и таких мастеров драматургии, как Мольер, Бомарше и многих других. И уж, конечно, в нашем отечестве он поныне остаётся законным триумфатором, с которым разве что Чехов – вровень, хотя у Антона Павловича была и вторая сфера триумфаторства: его рассказы и повести. Удивительный факт: пьесы Островского, имевшие оглушительный успех при своём появлении, никогда не исчезали и до сих пор не сходят со сцен театров страны – как столичных, так и провинциальных. И это несмотря на то, что за плюс-минус полтора века, прошедшего с момента выхода его шедевров, их должны были не только потеснить, а и вовсе казалось бы сместить, просто-таки задавить своим колоссальным количеством пьесы других авторов. Но нет! Этой массе, где, как в любых жанрах литературы, талантливых произведений в разы меньше, чем малохудожественных, обречённых на быстрое забвение, противостоял главный фактор – качество, обусловленное Божиим промыслом, наделившим Островского чудесным даром творить волшебство, воплощаемое на сцене, используя для этого всего лишь обычные слова. Глубины мысли, которые открывались перед Островским, его внимание к вечным темам, нюансам проявления человеческой натуры, стремление её усовершенствовать, отношение к языку и к драме, как к живой материи, наполняли каждое его творение той живительной силой, которая не иссякает и по сей день.
 
Сильна сатирическая направленность в большинстве пьес Островского и тем большее уважение вызывает его личность. «Коли ты честный – не водись с бесчестным, не трись подле сажи – сам замараешься», – слова Островского, которые относятся и к нему самому. Как и другая его крылатая фраза: «Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться». Он – стыдился, это ощущается, когда читаешь его пьесы, смотришь спектакли в театре. Видя несовершенства человеческой природы, он не закрывал на них глаза, а данным ему даром пытался повлиять на человеческие души, сердца и умы, исправить человеческую природу. За что мы ему благодарны.
 
Актуальны высказывания героев Островского о деньгах: «Какой глупый-то! Да разве жизнь-то мила только деньгами, разве только и радости, что в деньгах? Сама-то жизнь есть радость, всякая жизнь – и бедная, и горькая – всё радость…». Или это, из пьесы «Лес», почти стихи: «Злато, злато! Сколько через тебя зла-то».
 
А разве не актуальны слова из другой его пьесы:
«Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни»?
 
Вот лишь некоторые из пьес Островского, созданные с 1849 по 1884 годы, которые прославили имя автора и которые, не сходя со сцен, идут через века – в наши сердца: «Свои люди – сочтёмся»; «Не в свои сани не садись»; «Бедность не порок»; «Доходное место»; «Гроза»; «За чем пойдёшь, то и найдёшь» («Женитьба Бальзаминова»); «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»; «На бойком месте»; «Пучина»; «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»; «Василиса Мелентьева»; «На всякого мудреца довольно простоты»; «Бешеные деньги»; «Лес»; «Не было ни гроша, да вдруг алтын»; «Снегурочка»; «Поздняя любовь»; «Волки и овцы»; «Правда – хорошо, а счастье лучше»; «Последняя жертва»; «Женитьба Белугина»; «Бесприданница»; «Дикарка»; «Сердце не камень»; «Таланты и поклонники»; «Красавец мужчина»; «Без вины виноватые»; «Не от мира сего».
 
Александру Островскому принадлежат слова: «А ведь есть учителя, умные есть учителя, да плохо их слушают – нынче время такое». Думается, он и сам как был, так и остаётся умным учителем для умных: драматургов – стремящимся к вершинам мастерства, и зрителей, читателей, мечтающих быть счастливыми…
 
Геннадий Дубров,
фрагмент очерка «Мои герои. Александр Островский»
 
 
Приглашаем на книжную выставку «Пьесы А. Островского – пьесы жизни» 
Об акции «Один день с Островским»
Другие биографические очерки в рамках рубрики «Цитата из коллекции...»

среда, 12 апреля 2023 года.