Сергей Есенин улыбается. Часть I

К 130-летию со дня рождения (3.10.1895-28.12.1925)
 
Такой яркий, но такой короткий земной путь одного из самых народных поэтов России был полон испытаний и страданий и закончился так трагически по вине тех, кто его ненавидел. И хорошо, что были в жизни Сергея Есенина хотя бы и краткие моменты, когда он был беззаботен, когда он улыбался и смеялся, он, так любивший жизнь и всё живое, так тонко чувствовавший Природу, улавливавший малейшие движения человеческой души...
 
Вступая в литературу, Сергей Есенин начинал не только как лирик. Огромный интерес у него, человека необычайно начитанного, вызывал русский фольклор. Вспоминает поэт Сергей Городецкий, один из литераторов, с которым начинающий рязанский поэт познакомился, когда приехал покорять столицы: «Не меньше, чем прочесть стихи, он торопился спеть рязанские «прибаски, канавушки и страдания». Исполнял Сергей Есенин как народные частушки и побасенки, так и собственного сочинения. И среди них было немало таких, которые вызывали улыбки и смех слушателей. Как, например, вот эти:
 
*   *   *
 
Чик, чик, чикалочки,
Едет мужик на палочке.
Жена на тележке
Щёлкает орешки.
 
 
*   *   *
 
Никому так не досадно,
Как мне, горькой сироте:
Съел я рыбину живую,
Трепещется в животе!
 
Любивший хорошую и умную шутку, Сергей Александрович любил и умел пошутить и сам, в том числе над коллегами по перу. И попали они в некое подобие эпиграмм, но в частушечной форме. Например, эта, о ближайшем друге, Анатолии Мариенгофе. Надо заметить, не самая обидная:
 
 
*   *   *
 
Ох, батюшки, ох-ох-ох,
Есть поэт Мариенгоф.
Много кушал, много пил,
Без подштанников ходил.
 
Куда меньше повезло Владимиру Маяковскому и Валерию Брюсову, о которых Есенин, скорый на литературную расправу, написал такие частушки:
 
 
*   *   *
 
Пляшет Брюсов по Тверской
Не мышом, а крысиной.
Дяди, дяди, я большой,
Скоро буду с лысиной.
 
 
*   *   *
 
Ах, сыпь, ах, жарь,
Маяковский – бездарь.
Рожа краской питана,
Обокрал Уитмана!
 
Слушатели смеялись, хотя этот смех и был злой, но злословить в художественной форме в адрес поэтов и писателй – конкурентов – явление в литературной среде распространённое во все времена – было, есть и будет. Хотя стоит отметить, что к Маяковскому Сергей Есенин относился всё же гораздо уважительнее, чем можно подумать, прочитав только эту частушку. Как и Маяковский, критиковавший публично Есенина, признавал его талант, считая большим поэтом.
 
И всё же дружеских частушек о поэтах-писателях у Есенина было больше. Вот, например, какую он посвятил Александру Блоку, поэту, которого любил и уважал на протяжении всей жизни. Подразумевается, что она поётся от женского лица, что мастерски и проделывал, меняя голос, её автор:
 
 
*   *   *
 
Я сидела на песке
У моста высокова.
Нету лучше из стихов
Александра Блокова.
 
Согласитесь, как ощутимо признание таланта Блока в этих шутливых, вроде бы словах, но всё же с большой долей серьёзного отношения к упоминаемому герою...
 
В одной из автобиографий, в 1923 году, Есенин признавался: «Стихи начал писать, подражая частушкам». Как свидетельствуют его близкие, эту любовь он пронёс до конца жизни.
 
Геннадий Дубров,
фрагмент очерка «Мои герои. Сергей Есенин»

пятница, 11 июля 2025 года.