Сергей Есенин улыбается. Часть I
К 130-летию со дня рождения (3.10.1895 – 28.12.1925)
Такой яркий, но такой короткий земной путь одного из самых народных поэтов России был полон испытаний и страданий и закончился так трагически по вине тех, кто его ненавидел. И хорошо, что были в жизни Сергея Есенина хотя бы и краткие моменты, когда он был беззаботен, когда он улыбался и смеялся, он, так любивший жизнь и всё живое, так тонко чувствовавший Природу, улавливавший малейшие движения человеческой души...
И одним из беспроигрышных способов поднять настроение себе и другим у Сергея Есенина были... частушки!
Вступая в литературу, Сергей Есенин начинал не только как лирик. Огромный интерес у него, человека необычайно начитанного, вызывал русский фольклор. Вспоминает поэт Сергей Городецкий, один из литераторов, с которым начинающий рязанский поэт познакомился, когда приехал покорять столицы: «Не меньше, чем прочесть стихи, он торопился спеть рязанские «прибаски, канавушки и страдания». Исполнял Сергей Есенин как народные частушки, так и авторские, аккомпанируя себе на гармошке. Среди тех и других было немало таких, которые вызывали улыбки и смех слушателей. Как, например, вот эти:
* * *
Чик, чик, чикалочки,
Едет мужик на палочке.
Жена на тележке
Щёлкает орешки.
* * *
Никому так не досадно,
Как мне, горькой сироте:
Съел я рыбину живую,
Трепещется в животе!
Любивший хорошую и умную шутку, Сергей Александрович умел пошутить и посмеяться и сам, в том числе над пишущей братией. И попали они в некое подобие эпиграмм, но в частушечной форме. Например, эта, о ближайшем друге, писателе Анатолии Мариенгофе. Надо заметить, не самая обидная:
* * *
Ох, батюшки, ох-ох-ох,
Есть поэт Мариенгоф.
Много кушал, много пил,
Без подштанников ходил.
Позже Мариенгоф «отомстит» Есенину в своём «Романе без вранья», в котором по мнению многих современников поэта вранья как раз-таки очень много... Куда меньше повезло Владимиру Маяковскому и Валерию Брюсову, о которых Есенин, скорый на литературную расправу, написал такие частушки:
* * *
Пляшет Брюсов по Тверской
Не мышом, а крысиной.
Дяди, дяди, я большой,
Скоро буду с лысиной.
* * *
Ах, сыпь, ах, жарь,
Маяковский – бездарь.
Рожа краской питана,
Обокрал Уитмана!
Слушатели смеялись, хотя этот смех и был злой, но злословить в художественной форме в адрес поэтов и писателей – конкурентов – явление в литературной среде распространённое во все времена – было, есть и будет. Хотя стоит отметить, что к Маяковскому Сергей Есенин относился гораздо уважительнее, чем можно подумать, прочитав только эту частушку. Как и Маяковский, критиковавший публично Есенина, признавал его талант, считая большим поэтом.
И всё же дружеских, незлобливых частушек о поэтах-писателях у Есенина было больше. Вот, например, какую он посвятил Александру Блоку, поэту, которого любил и уважал на протяжении всей жизни и который помог Есенину в начале его литературного пути. Подразумевается, что она поётся от женского лица, что мастерски и проделывал, меняя голос, её автор:
* * *
Я сидела на песке
У моста высокова.
Нету лучше из стихов
Александра Блокова.
Согласитесь, как ощутимо признание таланта Блока в этих шутливых, вроде бы словах, но всё же с большой долей серьёзного отношения к упоминаемому герою...
В одной из автобиографий, в 1923 году, Есенин признавался: «Стихи начал писать, подражая частушкам». Как свидетельствуют его близкие, эту любовь к частушкам он пронёс до конца жизни, создавая их не для публикации, а для сердца, для души, для того, чтобы порадовать друзей и знакомых.
Геннадий Дубров,
фрагмент очерка «Мои герои. Сергей Есенин»
суббота, 19 июля 2025 года.