«Тихий Дон»: Счастье и мука Михаила Шолохова»

К 120-летию со дня рождения (24.05.1905 – 21.02.1984)
 
Как и в случае с Борисом Пастернаком, создавшим шедевр под названием «Доктор Живаго», да ещё удостоенным за него Нобелевской премии, многие не смогли простить и Михаилу Шолохову его «Тихого Дона», который создавался писателем с 1928 по 1940 год! Почти сразу после выхода первых частей автора обвинили в плагиате, бросив чёрную тень на его писательскую честь, которая до сих пор нет-нет, да напоминает о себе. Новый всплеск обвинений Шолохова в том, что не он является автором произведения, произошёл, когда он получил за него Нобелевскую премию в 1965 году, спустя 7 лет после Пастернака. За «художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
 
Какие же были основания у тех, кто обвинял писателя в интеллектуальном воровстве, якобы он мог овладеть рукописью романа, написанного белоказацким писателем Фёдором Крюковым, который умер в 1920 году, или же его дневниками…
 
Инициаторами версии о плагиате ставилось под сомнение, что писатель, которому было всего 23 года, когда вышли первые части, сам создал произведение такого эпохального масштаба, описав то, чему не был свидетелем и едва ли мог знать в таких подробностях. В частности, об участии донского казачества в событиях Первой мировой войны, революции и Гражданской войны, когда автор, родившийся в 1905 году, был ещё ребёнком и подростком. Не мог, по их мнению, так точно описать жизнь и психологию казачества, не принадлежа к казацкому сословию. Подозрительным казалось критикам и то, что писатель слишком хорошо разбирался в нюансах белоказачьего движения и т. д. и т. п. И хотя был проведён текстологический анализ, подтвердивший, что автором является именно Шолохов, к чему пришли и многие исследователи литературы, всё же и по сей день находятся те, кто обвиняет его в плагиате, плодя статьи на эту тему и даже книги. Увы, рьяно обвинял писателя в плагиате Солженицын… Критики забывают о примере Лермонтова, который создал свои шедевры в 20 с небольшим лет, волею Божественного соизволения, наградившего его редким даром видеть и понимать много больше того, на что способен обычный смертный. Михаил Шолохов – из этой же когорты гениев русской земли, сумевший охватить своим мысленным взором огромное историческое пространство, проникнув в глубины человеческой души, он изучал тему, которой посвятил десятилетия творчества, общался с казаками – участниками Первой мировой и Гражданской войн, теми, кто помог ему в тонкостях овладеть материалом. У автора этого очерка, хорошо знакомого и с творчеством Фёдора Крюкова, нет ни малейшего сомнения в том, что автором «Тихого Дона» был Михаил Шолохов.
 
Не каждый даже из гурманов умного чтения решился в своей жизни осилить объём «Тихого Дона» в полторы с лишним тысячи страниц! Всем, кто не читал или читал да забыл, предлагаем сегодня некоторые цитаты из этого великого произведения, вызвавшего столько бурь – из восторгов, оваций, восхищения, слёз радости с одной стороны и одновременно с другой стороны зависти, осуждения, кривотолков и откровенной клеветы. Слово Михаилу Шолохову и его героям:
 
*  *  *
«Побеждает только тот, кто твёрдо знает, за что он сражается, и верит в своё дело».
 
*  *  *
«Молодое счастье всегда незряче...».
 
*  *  *
«Баба – кошка: кто погладил – к тому и ластится».
 
*  *  *
«Каждый дурак по-своему с ума сходит».
 
*  *  *
«Мы, в сущности, пешки на шахматном поле, а пешки ведь не знают, куда пошлёт их рука игрока...».
 
*  *  *
«В жизни не бывает так, чтобы всем равно жилось».
 
*  *  *
«Нужда – не родная матушка, а людей роднит...».
 
*  *  *
«Горько и обидно, что какие-то слизняки правят страной. Безволие, слабохарактерность, неумение, нерешительность, зачастую простая подлость – вот что руководит действиями этого, с позволения сказать, «правительства».
 
*  *  *
«Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному...».
 
*  *  *
«В сущности, человеку надо очень немного, чтобы он был счастлив».
 
*  *  *
«Умный сам поймёт, а дураку... Дураку что? Ему силком не вдолбишь».
 
*  *  *
«Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на неё; надо биться крепко, не качаясь, – как в стенке, – а накал ненависти, твёрдость даст борьба. Надо только не взнуздывать чувств, дать простор им, как бешенству, – и всё».
 
Мощь, эмоциональная, затрагивающая все важнейшие человеческие чаяния от рождения и до последнего вздоха, живая мысль, рождённая развитым умом, события, пропущенные через собственное сердце, помогают «Тихому Дону» оставаться на плаву бурливого и такого мутного ныне книжного потока. Его энергия клокочущая, но и живительная поэтому, подвигающая читателя к переосмыслению многого, отсеиванию мелкого, что как шелуха залепляет внутреннее зрение, душу и сердце. Вспоминая писателя в его юбилей, мы говорим ему мысленно «Спасибо» за этот его роман, доставивший ему как счастье, так и массу переживаний, за «Судьбу человека», «Донские рассказы», «Поднятую целину» и «Они сражались за Родину».
 
Геннадий Дубров,
фрагмент очерка «Мои герои. Михаил Шолохов»
 
 
Обзор рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»
Рассказы о других книгах о Великой Отечественной войне

суббота, 24 мая 2025 года.