На книжном посту
«На книжном посту». Так называется книга журналиста и историка Сигизмунда Феликсовича Либровича (1855-1918), посвященная российско-польскому издателю, книгопродавцу и типографу Маврикию Осиповичу Вольфу (1825-1883). С него мы и начнем наш рассказ о крупнейших русских издателях второй половины 19 — начала 20 в. Выпущенные ими книги по сей день составляют славу и гордость отечественного книжного дела. Представленные на выставке издания находятся в секторе редкой книги ЦГБ им. М. Горького г. Пятигорска.
Приятного прочтения!
С уважением, Г. Перепелицына.
Часть 1. «Первый русский книжный миллионер»
Маврикий Вольф (Болеслав Мауриций), сын варшавского врача, приехал в Петербург осенью 1848г. Образованный и начитанный молодой человек, обладавший хорошими манерами, привез рекомендательные письма от крупнейших издателей и книготорговцев Европы. Несмотря на свои 23 года, он успел побывать и поработать в издательствах Варшавы, Парижа, Лейпцига, Кракова, Львова, Вильны. Вскоре он стал управляющим у Якова Алексеевича Исакова (1811-1881), в ту пору одного из крупнейших петербургских книгопродавцев. Но рамки чужого «дела» были ему тесны. 1 октября 1853 г. Вольф открыл собственный, устроенный на европейский лад магазин, который помещался в самом центре Петербурга - в Гостином дворе. Это был магазин с большими окнами - витринами, изящным входом, приличной обстановкой. Вывеска над магазином — на двух языках, русском и французском — гласила: «Универсальная книжная торговля Маврикия Осиповича Вольфа». В 1856 г. Маврикий Осипович купил типографию, в 1874 г. он присоединил к ней известную в то время типографию В.И. Головина, а в 1878 – лучшую в России словолитню, основанную в 1830 г. в Петербурге французом Жоржем Ревильоном.
Издательскую деятельность М.О. Вольф начал еще в 1851 г., отпечатав в Париже первое иллюстрированное издание «Конрада Валенрода» и «Гражины» Адама Мицкевича. Великого польского поэта он любил и пропагандировал всю свою жизнь. Расцвет деятельности Вольфа приходится главным образом на семидесятые-восьмидесятые годы XIX века. Всего М.О. Вольф выпустил около 5 тысяч книг. Большинство из них превосходно оформлены и хорошо иллюстрированы. Был он издателем-универсалом. Издания Вольфа чрезвычайно разнообразны: история, философия, наука, прикладные знания, педагогика, литература, искусство. Вольф был первым издателем капитальных изданий на русском языке по математике, физике, медицине. Он издавал Бокля, Шлоссера, Куно Фишера и др. Выпускал художественную литературу, практические пособия и альбомы. Много и охотно издавал детские книги. Внимательно учитывая читательские интересы, Вольф хорошо знал, что и для кого надо издавать. Уже первая изданная Вольфом книга - «Общедоступная механика» - была верно рассчитана на возникший в то время спрос на научно-популярную литературу.
И в дальнейшем Вольф чутко улавливал запросы и вкусы читателей, а читатель у Вольфа был состоятельный, но незнатный: крупные чиновники, недавно разбогатевшие купцы, которые во втором поколении потянулись к культуре. Книги он выпускал в переплетах, обильно тисненных золотом. Одна из популярных серий, предназначенных для детей, так и называлась «Золотая библиотека». Не было, пожалуй, в России интеллигентного дома, где бы дети не зачитывались книгами этой серии. В ней были изданы произведения Марка Твена, братьев Гримм, Ханса Кристиана Андерсена, Гектора Мало и многие другие хорошие книги. В книжных шкафах состоятельных семей стояли однотомные собрания сочинений русских писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, Н.В. Гоголя, И.И. Лажечникова, В.А. Жуковского... Каждый том стоил 3 рубля. А был он немал: в однотомном «Полном собрании сочинений» В.А. Жуковского, например, 1068 страниц. В каждом однотомнике - жизнеописание писателя и большое количество иллюстраций, которые воспроизводились, как правило, в технике ксилографии. Новейшие фотомеханические процессы Вольф не признавал. Для детей были предназначены собрания сочинений В. Скотта, Ж. Верна, Ф. Купера, М. Рида, произведения Л. Чарской.
А вот издание совсем другого рода - «Живописная Россия». 11 томов большого формата, иллюстрированных прекрасными документальными ксилографиями, вышли в свет в 1877-1884 гг. В них рассказывалось о городах и весях страны, о народах, ее населяющих, о их культуре и обычаях, об одежде, обрядах и многом другом. Привлек внимание публики и сборник «Родные отголоски». Обе части издания являлись своего рода подарочным изданием для среднего класса: каждая книга стоила от четырех до пяти рублей, что было нормальной ценой для подарочной книги того времени; по словам С.Ф. Либровича, это был «полный великолепный альбом русской жизни в поэтических и художественных картинах известных наших поэтов и рисовальщиков» (рисовали И.С. Панов и Н.Н. Каразин, гравировал А. Паннемакер).
Неоднократно М.О. Вольф выпускал «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Вольф одним из первых в России предпринял ряд больших художественных изданий. Среди них – «Молитвослов» с орнаментом в византийском стиле, «Библия» и «Божественная комедия» Данте в шагреневых, с золотым тиснением переплетах, с иллюстрациями Г. Доре, «Картинные галереи Европы», «Атлас всемирной истории» и др. Издательство Вольфа прославилось также выпуском детских книг, которые печатались в виде подарочных изданий. Одним из таких изданий стали «Волшебные сказки» Шарля Перро с иллюстрациями Гюстава Доре в переводе Ивана Тургенева. (История создания книги в видеоролике цикла "Книжная полка").
Лесков, лично знавший издателя, острил: "Маврикий - единственный царь русской книги, его армия разбросана от Якутска до Варшавы, от Риги до Ташкента, в его руках судьба литературы". И если обычно купцы занимали по одной лавке-ячейке Гостиного двора, то вольфовскими шкафами с книгами были заставлены все пять. В Петербурге в то время шутили: "В Публичную пойдешь - не найдешь, к Вольфу заглянешь - достанешь". Кроме книг М.О. Вольф основал ряд популярных журналов: «Вокруг света», «Новь», «Новый мир», «Задушевное слово» ( два издания - для детей младшего и среднего возрастов), «Библиографические известия», «Известия книжных магазинов Вольфа», который начал выходить в свет в октябре 1897 г., уже после смерти Маврикия Осиповича. Делал журнал С.Ф. Либрович, хотя редактором числился сын издателя Л.М. Вольф. Либрович был и основным автором; он подписывал статьи своим именем и многочисленными псевдонимами - С. Книженко, С. Книжицын, Виктор Русаков, Русак, Дядя Ворчун...
В далекой шушенской ссылке журналом заинтересовался В.И. Ленин. 19 октября 1897 г. он писал сестре: «Подпишись еще для меня на новое ежемесячное издание: «Известия книжных магазинов товарищества М.О. Вольф», цена в год 35 копеек... Программа этого библиографического издания так широка, а цена так дешева, что невольно является сомнение, не утка ли это? Посмотрим». Оказалось, что не утка! «Известия» давали обширную библиографическую информацию о книгах, выходивших в России, рассказывали о русских писателях, печатали статьи по истории книги...
После смерти Вольфа издательство продолжало существовать под названием «Товарищество М.О.Вольф» и просуществовало вплоть до 1918 года. "Уже с детства я любил книги, но любил как-то особенно, не так, как любят их библиофилы, собирающие антикварные книги и книги, выпущенные сейчас, не так, как любят ученые, которые ищут в книге только источник сведений и наслаждений. Я видел в книге нечто другое. Моя мечта еще в детстве была распространить как можно больше книг, покрыть страну огромною массою книг, которые покрыли бы мое имя славой благодетеля человечества... Эти детские фантастические мечты приняли затем другую, более реальную форму: благодетелем я не стал, а только книгопродавцем и издателем, но, я думаю, и в этой скромной роли я принес свою пользу». Так думал Маврикий Вольф, книгоиздатель, прозванный современниками «первым русским книжным миллионером»; человек, который просто любил книги, обладал отменным вкусом, коммерческим талантом, твердой верой в успех и солидной профессиональной подготовкой, приобретенной многолетним служением книжному делу....
За первым «миллионером» последовали другие...