Пятигорский аэроклуб

АЛЕКСЕЕВ Павел Фёдорович

Алексеев Павел Фёдорович - командир эскадрильи 142-го гвардейского штурмового авиационного полка 8-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан.

Родился 29 июня (12 июля) 1912 года в посёлке Пласт, ныне город Челябинской области, в семье рабочего. Русский. Окончил школу-семилетку. Жил в городе Белорецке Башкирской АССР В 1928-1932 годах работал шофером Белорецкого металлургического завода.

В 1932-1933 годах проходил срочную службу в Красной Армии, окончил полковую школу. Вернувшись домой, продолжал работать шофером. Одновременно в аэроклубе города Белорецка. В 1937 году окончил Ульяновскую школу летчиков-инструкторов. Работал инструктором-лётчиком Пятигорского аэроклуба.

В июне 1941 вновь призван в Красную Армию Ессентукским горвоенкоматом Ставропольского края. Несколько месяцев был командиром звена в 19-й военной авиационной школе пилотов. С августа 1941 проходил переподготовку в 12-м запасном полку, осовил новый самолет Ил-2.

Участник Великой Отечественной войны с декабря 1942 года. Боевой путь начал заместителем командира эскадрильи 594-го штурмового авиационного полка. В мае 1943 года окончил курсы штурманов авиационных эскадрилий при 1-й запасной авибригаде. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

С мая 1943 года воевал в составе 673-го (с февраля 1944 года – 142-го гвардейского) штурмового авиационного полка. В составе полка прошел до Победы.

Гвардии капитан Алексеев П.Ф. к маю 1945 года совершил 134 боевых вылета на штурмовку железнодорожных эшелонов, переправ, скоплений живой силы и техники противника.Из наградного листа о боевых вылетах на Белгородском направлении: "По подтвержденным данным истребителей прикрытия 152, 153, 156 гиап, фотоснимков и экипажей штурмовиков, уничтожил и повредил 37 танков, 136 автомашин, 5 бронетранспортеров, 14 повозок, 70 ж.-д. вагонов, взорвал 7 складов с боеприпасами и ГСМ, подавил огонь 3 батарей МЗА, 4 артбатарей на огневой позиции, разрушил 2 переправы через водные рубежи, уничтожил на аэродроме 6 самолетов, в воздушном бою сбил 1 ME-109, рассеял и частично уничтожил свыше полка пехоты противника".

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7890) гвардии капитану Алексееву Павлу Федоровичу присвоено 27 июня 1945 года. После войны продолжал службу в ВВС. С 1963 года подполковник П.Ф.Алексеев - в запасе.Жил в городе Ростов-на-Дону, где скончался 28 апреля 1985 года. Похоронен на Северном кладбище в Ростове-на-Дону.

Награждён орденом Ленина (27.06.1945), 3 орденами Красного Знамени (10.08.1943; 04.12.1943; 19.06.1945), орденом Александра Невского (№ 8291 от 17.08.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (19.09.1943; 11.03.1985), орденами Отечественной войны 2-й степени (19.05.1945), Красной Звезды (30.12.1956), медалями.

На Аллее Героев в Белорецке установлен бюст П.Ф.Алексеева.

 

БУНИМОВИЧ Юрий Эммануилович

Бунимович Юрий Эммануилович - командир звена 1-го гвардейского минно-торпедного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота), гвардии старший лейтенант. Родился 13 марта 1919 года в городе Орджоникидзе, ныне – Владикавказ, столица Республики Северная Осетия - Алания, в семье рабочего-железнодорожника. Русский (по другим данным – еврей). Рано остался без отца, окончил железнодорожную школу №1. После школы работал аэрологом в управлении Единой гидрометеорологической службы в Пятигорске. В 1938 году окончил Пятигорский аэроклубе. С 1938 года в Военно-Морском флоте. В декабре 1940 года окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В.Сталина. В январе 1941 года прибыл на Краснознамённый Балтийский флот, служил младшим лётчиком в 57-м скоростном бомбардировочном авиационном полку. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Вскоре прошел переподготовку, освоил самолет-торпедоносец Ил-4. С сентября 1941 года воевал в составе 1-го (с января 1942 – гвардейского) минно-торпедного полка в 3-й Краснознаменной эскадрилье. Уже через два месяца стал командиром звена. В боевых вылетах наносил удары по военно-морским базам противника, его опорным пунктам под Ленинградом, участвовал в подавлении огня тяжелых батарей, обстреливавших Ленинград. В июне 1942 года открыл свой счет потопленных фашистских кораблей. Большую часть боевых вылетов совершил со штурманом Михаилом Советским. К октябрю 1943 года гвардии старший лейтенант Бунимович совершил 98 боевых вылетов, потопил 6 транспортов общим водоизмещением 38700 тонн, танкер, 2 сторожевых корабля, уничтожил несколько самолётов на аэродромах. 3 самолёта противника сбил в воздушных боях. Он стал одним из самых результативных летчиков-торпедоносцев Балтики. Был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза. Боевые вылеты продолжались. В начале 1944 года, когда у одного необстрелянного экипажа дважды не получилось с торпедной атакой, Бунимович и Советский предложили поделиться опытом. Бунимович взял себе штурмана-новичка, Михаил Советский - неудачливого летчика. Вечером 13 января Ил-4, пилотируемый Бунимовичем вылетел на разведку погоды. Через несколько часов, уже утром 14 января, при возвращении, в условиях плохих метеоусловий, низкой видимости, разбился на окраине своего аэродрома. Весь экипаж: пилот Бунимович Ю.Э., штурман Данилов В.В., стрелок-радист Кудрявцев В.П., воздушный стрелок Подлеонов Д.К. - погибли, самолет полностью сгорел. Всего девять дней не дожил Юрий Бунимович до указа о награждении его высшей наградой Родины.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшему лейтенанту Бунимовичу Юрию Эммануиловичу присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина (22.01.1944), тремя орденами Красного Знамени (14.08.1942, 02.10.1943, 23.08.1943), медалью. Останки экипажа похоронены в братской могиле на Волковском лютеранском кладбище города Ленинграда (ныне - Санкт-Петербург). Именем Героя названа улица в городе Пятигорске Ставропольского края. В городе Владикавказе, на здании школы, установлена мемориальная доска.

 

ГОЛУБЕВ Василий Фёдорович

Голубев Василий Федорович - командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка 61-й истребительной авиационной бригады военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота, гвардии капитан.

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района Ленинградской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов.

В 1933-1935 годах добровольцем служил в Красной Армии, младший командир зенитной артбатареи 111-го авиаполка ВВС Ленинградского военного округа. После службы поступил в Дудергофскую лётно-планерную школу Осоавиахима. Работал инструктором затем руководителем Волховского лётно-планерного клуба. В 1938 году закончил Высшую лётно-планерную школу Осоавихима в Коктебеле (Крым). Работал инструктором в аэроклубе города Минеральные Воды, твердо решив стать военным авиатором.

В 1939 году Василий Голубев поступил (сразу на 3-й курс) в Ейское военно-морское авиационное училище. По окончанию училища он получил направление на Краснознамённый Балтийский флот. Начал службу в 13-й отдельной авиационной эскадрилье в августе 1940: младший лётчик, с ноября 1940 - инструктор парашютно-десантной службы, с июня 1941 — инструктор. Первый боевой вылет совершил на рассвете 22 июня 1941 года, а уже 28 июня одержал первую победу: на И-16 сбил вражеский "юнкерс". К августу имел более 100 боевых вылетов. В начале октября Голубев в числе шести пилотов был откомандирован на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов финской и немецкой авиации. В это трудное время вступил в ряды Коммунистической партии.В октябре 1941 года перевёлся в 13-й истребительный авиационный полк, впоследствии - 4-й гвардейский, в ноябре стал командиром звена. В составе этого полка прошёл всю войну до последнего дня, от рядового лётчика до командира полка, участвовал во всех операциях ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Голубев - один из наиболее результативных летчиков-истребителей ВВС КБФ. В январе 1942 года Василия Голубева назначили командиром 3-й эскадрильи. С этого момента он мог претворять в жизнь собственные тактические идеи, проявить талант руководителя. Вскоре его эскадрилья стала лучшей в полку. В марте 1942 года полк стал гвардейским. Летом 1942 года три лётчика эскадрильи были представлены к званию Героя советского Союза. Это сам командир, его комиссар Кожанов П.П. и заместитель командира эскадрильи Байсултанов А.Ю. К июню 1942 года капитан Голубев В.Ф. совершил 339 успешных боевых вылетов. В 61-м воздушном бою сбил 4 самолёта лично и 23 - в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Голубев Василий Фёдорович удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 722). В марте 1943 года В.Ф. Голубев назначен помощником командира 4-го гвардейского истребительного полка по лётной подготовке и воздушному бою. В январе 1943 года полк получил новые самолеты - Ла-5. Счёт балтийского аса неумолимо стал расти. Летом 1943 года лучшие лётчики полка получили именные самолеты. На средства горьковских колхозников была построена эскадрилья Ла-5 "Валерий Чкалов". В августе 1943 года В.Ф. Голубев принял командование полком и ему, как одному из самых результативных лётчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. В отличие от многих других командиров, он продолжал регулярно вылетать на боевые задания. Свои последние бои он провёл уже на новом истребителе Ла-7.

28 июня 1944 года он одержал свою последнюю победу. Войну Василий Голубев закончил гвардии подполковником, командиром 4-го гвардейского истребительного авиационного полка, награждённого за боевые заслуги орденом Ушакова 2-й степени. К маю 1945 года В.Ф. Голубев совершил 589 успешных боевых вылетов и, участвуя в 133-х воздушных боях, уничтожил 39 самолётов противника (официально) - 16 лично и 23 в группе.

После войны отважный лётчик-истребитель продолжал служить в морской авиации. С марта 1946 года командовал 3-м гвардейским истребительным авиаполком ВВС 4-го ВМФ (Балтика). В 1951 году окончил Военно-Морскую академию имени К.Е. Ворошилова. С декабря 1951 года он командовал 122-й истребительной авиационной дивизией ВВС Северного флота. Генерал-майор авиации (3.08.1953). С снваря 1957 года - заместитель командующего ВВС Черноморского флота по ПВО.

В 1960 году В.Ф. Голубев был переведён из ВМФ в Войска ПВО страны и в июне 1960 года назначен первым заместителем командующего 14-й отдельной армией ПВО. С октября 1966 года - генерал-инспектор ПВО инспекции по Военно-воздушным силам государств - участников Варшавского Договора Управления Главнокомандующего Войск ПВО страны. Затем была длительная зарубежная командировка на должности старшего военного советника командующего ПВО Объединённой Арабской Республики в августе 1968 - сентябре 1970 года. С января 1971 по январь 1975 года В.Ф. Голубев - старший преподаватель кафедры ПВО Военной академии Генерального штаба. Защитил кандидатскую диссертацию. С июня 1975 года генерал-лейтенант авиации Голубев В.Ф. - в запасе, а затем в отставке. Находясь на заслуженном отдыхе, продолжал активно трудиться. Встречался с молодёжью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны. В последнее время увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг. Работу над очередной книгой закончить не успел. Жил в Москве. Умер 17 апреля 2001 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище (участок 1). Почётный гражданин посёлка Сясьстрой Волховского района Ленинградской области. Генерал-лейтенант авиации (7.05.1966). Награждён 2 орденами Ленина (16.03.42, 23.10.42), 7 орденами Красного Знамени (14.08.41, 14.03.44, 19.07.45, 30.12.56, 29.04.57, 22.02.68, 26.08.70), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (19.01.43, 06.04.85), 2 орденами Красной Звезды (26.02.53, 22.02.55), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (30.04.75), медалями, высшими военными орденами Великобритании - "Орден Британской империи" 4-го класса (1943) и Египта - "За военные заслуги перед Объединённой Арабской Республикой" (1970).

Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза морских авиационных полков Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт. В Москве, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска.

 

ДЕГТЯРЕВ Василий Леонтьевич

Дегтярёв Василий Леонтьевич - командир звена 571-го штурмового авиационного полка 224-й штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии Западного фронта, лейтенант.

Родился 1 (14) января 1915 года в селе Белогородка ныне Киево-Святошинского района Киевской области Украины в семье служащего. Украинец. В 1936 году окончил рабфак в городе Пятигорске Ставропольского края. Работал слесарем на автобазе. В Красной Армии с 1936 года. В 1939 году окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище. В боях Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Командир звена 571-го штурмового авиационного полка (224-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, Западный фронт) лейтенант Василий Дегтярёв на самолёте «Ил-2» произвёл девять успешных боевых вылетов, уничтожив два самолёта, подавив восемь огневых точек, нанеся врагу значительный урон в живой силе и боевой технике. 9 июля 1942 года во время выполнения очередного боевого задания в составе группы самолётов-штурмовиков «Ил-2» в районе села Олсуфьево ныне Жуковского района Брянской области его крылатая машина была подбита. Лётчик-штурмовик Дегтярёв совершил вынужденную посадку близ села Голубея. Используя личное оружие, лейтенант Дегтярёв В.Л. отбивался от окруживших его гитлеровцев и, не желая попасть в руки врага, предпочтя смерть позорному плену, последним патроном покончил с собой. Похоронен в селе Голубея Жуковского района Брянской области. К званию Героя Советского Союза мужественный советский офицер представлялся 24 апреля 1943 года. Указом Президента СССР от 11 ноября 1990 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, лейтенанту Дегтярёву Василию Леонтьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Родственникам Героя были вручены орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" (№ 11632). Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени.

Герой Советского Союза В.Л. Дегтярёв навечно зачислен в списки воинской части. В Пятигорске одна из улиц носит имя Героя, на одном из домов установлена аннотационная доска.

 

 ДОГАДАЙЛО Алексей Дмитриевич

Догадайло Алексей Дмитриевич - командир звена 177-го гвардейского истребительного авиационного полка 14-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 3-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родился 20 февраля 1920 года в городе Пятигорск ныне Ставропольского края в семье рабочего. Русский. По окончании средней школы стал рабочим-мебельщиком. Обучался в пятигорском аэроклубе. В Красной Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. В действующей армии с марта 1943 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Боевое крещение лейтенант Догадайло получил в небе Полтавы. Затем были воздушные бои над Харьковом, Запорожьем, Днепропетровском. Летал на истребителе «Ла-5». В одном из боёв, в период проведения Корсунь-Шевченковской наступательной операции, он был сбит. Приземлился на «брюхо». К счастью, его самолёт упал на территории советских войск. Вытащив раненого лётчика-истребителя из-под обломков «Ла-5», бойцы-пехотинцы отправили А.Д. Догадайло в госпиталь. А спустя две недели он сбежал на попутной автомашине в свою часть, и в дальнейшем продолжил войну в небе Румынии, Венгрии, Болгарии и Югославии. Командир звена 177-го гвардейского истребительного авиационного полка (14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Алексей Догадайло к 22 марта 1945 года совершил двести двадцать успешных боевых вылетов, в сорока трёх воздушных боях сбил шестнадцать вражеских самолётов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Догадайло Алексею Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6911). Всего за годы войны капитан Догадайло А.Д. совершил 256 успешных боевых вылетов, участвовал в 56 воздушных боях, сбив 18 самолётов противника. После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). С 1961 года полковник А.Д.Догадайло - в запасе. Жил в городе Днепропетровск (Украина). Умер 14 сентября 2010 года.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями

 

КАЛИНКИН Борис Тихонович

Герой Советского Союза

Калинкин Борис Тихонович – второй пилот самолёта С-47 Авиационной группы особого назначения, капитан.Родился 6 (19) апреля 1913 года в селе Дубасово Сокольской волости Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне Сердобского района Пензенской области). Русский. С 1918 года жил в городе Ртищево (Саратовская область). В 1929 году окончил 6 классов школы. В 1930-1931 годах работал помощником колбасника на Ртищевском мясокомбинате.В 1933 году окончил Балашовскую лётную школу ГВФ, оставлен в ней лётчиком-инструктором. В 1937-1940 – пилот и командир звена 220-го авиаотряда ГВФ (в Птяигорске), в 1940-1941 – командир звена 22-й учебной авиаэскадрильи ГВФ (в Грозном). В армии с декабря 1941 года.Участник Великой Отечественной войны: в январе-сентябре 1942 – пилот авиаотряда специального назначения Северо-Кавказской особой авиагруппы ГВФ. В ноябре 1942 окончил Лётный центр ГВФ. С ноября 1942 – лётчик 9-го отдельного авиационного полка ГВФ. Участвовал в обороне Кубани и Кавказа. Выполнил более 100 вылетов на самолётах У-2, ПР-5 и Ли-2 для переброски наземным войскам и партизанам боеприпасов, снаряжения и продовольствия. С июля 1943 – лётчик 1-го авиационного транспортного полка ГВФ.В январе 1944 года в качестве второго пилота самолёта С-47 через Иран, Египет и Италию доставил в город Дрвар (Югославия) советскую военную миссию. С апреля 1944 года в составе экипажа А.С.Шорникова, базируясь в городе Бари (Италия), совершал полёты в различные районы Югославии, доставляя партизанам боеприпасы, вооружение, медикаменты и вывозя раненых и больных партизан. 4 июня 1944 года, совершив посадку на небольшую площадку в горах, экипаж за два рейса вывез в Бари руководящий состав Верховного штаба Национально-освободительной армии Югославии во главе с маршалом Иосипом Броз Тито и членов военных миссий.За умелое выполнение специальных заданий командования, мужество и героизм, проявленные в ходе их выполнения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года капитану Калинкину Борису Тихоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».В октябре 1944 – феврале 1945 – лётчик 1-й отдельной транспортной авиаэскадрильи, с февраля 1945 – лётчик 228-го отдельного транспортного авиационного полка (1-й Украинский фронт). Участвовал в освобождении Польши, Берлинской и Пражской операциях.Погиб в Германии в автомобильной катастрофе 10 июня 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.Капитан (1944). Награждён орденом Ленина (20.06.1944), медалями, югославским орденом. Народный Герой Югославии (1944).Бюст Б.Т.Калинкина установлен в городе Сердобск (Пензенская область). Его именем названы улицы в городах Ртищево (Саратовская область) и Пятигорск (Ставропольский край), а также в родном селе. Навечно зачислен в состав Пятигорского авиапредприятия

 

КАШУБА Павел Тарасович

Кашуба Павел Тарасович - пилот 2-й авиационной группы особого назначения Генерального штаба Красной Армии, старший лейтенант.

Родился 3 ноября 1913 года в селе Киевка ныне Апанасенковского района Ставропольского края в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1941 года. В 1933 году окончил Краснодарский кооперативный техникум, а затем учился в Московском планово-экономическом институте

В Красной Армии в 1935-37 годах и с 1941 года. В 1936 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище летчиков. Служил в ВВС Балтийского флота. В 1937-41 годах работал в Пятигорском аэроклубе, а затем летчиком в Северном подразделении № 2 Всесоюзного треста лесной авиации Наркомлеса в Красноборске Архангельской области.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Пилот 2-й авиационной группы особого назначения Генерального штаба Красной Армии старший лейтенант Павел Кашуба с первых дней войны выполнял специальные задания в тылу врага. 13 октября 1941 года отважный летчик в сложных условиях наземной и воздушной обстановки вывез из окружения раненого командующего Брянского фронтом генерал-лейтенанта Ерёменко А.И.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Павлу Тарасовичу Кашубе присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 521).В сложных условиях глубокого тыла противника капитан Павел Кашуба произвел в октябре-ноябре 1942 года пять посадок в районе горных партизанских лагерей и вывез 85 раненых и больных партизан. За это же время отважным летчиком совершены восемь полетов по сбросу спецгруза партизанам. В феврале-марте 1943 года Павел Кашуба совершил 21 вылет в Крым, забросил партизанам 25 тонн различных грузов и 29 парашютистов-подрывников. При выполнении задания в ночь с 14 на 15 марта его самолет был подбит огнем вражеской зенитной артиллерии и совершил вынужденную посадку... Оказавшись на территории, захваченной врагом, Павел Кашуба принял все меры к спасению экипажа и находившихся на борту самолета 11 парашютистов-десантников и вывел их в безопасное место. В 1944 году отважный летчик неоднократно летал к партизанам Украины, Белоруссии и Прибалтики. За период с 1941 года по 1943 год Павел Кашуба налетал 1180 часов, из них 315 ночью. Совершил 69 ночных вылетов в тыл врага, в том числе 10 с посадкой. К сентябрю 1944 года отважный летчик совершил более 200 боевых вылетов в глубокий тыл противника. В декабре 1944 года капитан Павел Кашуба, выполняя специальное задание командования, вылетел к партизанам Югославии. Из боевого вылета не вернулся и долгое время считался пропавшим без вести...Спустя много лет после войны на разбитый транспортный самолет «СИ-47» наткнулись геологи, пробиравшиеся сквозь буковую чащу в южной части Закарпатья. Сегодня в этом месте устремился ввысь обелиск, на котором выбито: «Здесь похоронен летчик Герой Советского Союза капитан Павел Тарасович Кашуба. Вечная память Герою, погибшему в борьбе за освобождение любимой Родины от фашистских захватчиков».Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, медалями. Именем Героя названа улица в городе Дивное Апанасенковского района.

КОЗЛОВ Валентин Георгиевич

Козлов Валентин Георгиевич - командир авиационной эскадрильи 6-го бомбардировочного Краковского авиационного полка 219-й бомбардировочной авиационной дивизии 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, майор. Родился 7 (20) августа 1917 года в городе Александрополе, с 1991 года город Гюмри Республики Армения, семье рабочего. Русский. В детстве с родителями переехал в Сибирь. Окончил 6 классов, работал на Ленинск-Кузнецком руднике ныне Кемеровской области, затем, по окончании школы ФЗУ, трудился крановщиком в литейном цехе Кузнецкого металлургического комбината, позже - инструктором физической культуры. В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Новосибирскую военно-авиационную школу пилотов, и для дальнейшего прохождения службы был направлен лётчиком в 130-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Первые боевые вылеты экипаж самолёта-бомбардировщика «СБ», пилотируемого В.Г. Козловым начал выполнять с первых дней войны. На третий день со дня начала войны, 25 июня 1941 года, «СБ» Козлова был атакован вражескими истребителями. Когда крылатая машина потеряла управление, экипаж (лётчик В.Г. Козлов, штурман К.Г. Строилов, стрелкок-радист А.И. Дебихин), воспользовавшись парашютами, покинул её. Валентин Козлов приземлился в болото, откуда с невероятным трудом выбрался. Местные жители подобрали раненного лётчика и доставили его к санитарному эшелону. 28 июня 1941 года В.Г. Козлов поступил на лечение во фронтовой госпиталь белорусского города Гомеля. Всего за военные годы он был трижды ранен..

После излечения и переучивания на пикирующий бомбардировщик «Пе-2» экипаж в том же составе участвовал в битве под Москвой. В неизменном с начала войны составе экипаж Козлова совершил сто семнадцать успешных боевых вылетов. После чего В.Г. Козлов был переведён в 6-й бомбардировочный авиационный полк. Командир эскадрильи 6-го бомбардировочного Краковского авиационного полка (219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) майор Валентин Козлов к началу апреля 1945 года совершил сто семьдесят успешных боевых вылетов на разведку и бомбардировку железнодорожных эшелонов, скоплений войск неприятеля, нанеся ему значительный урон в боевой технике и живой силе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Козлову Валентину Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны В.Г. Козлов продолжал службу в ВВС. В 1954 году он окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. С 1956 года майор Козлов В.Г. - в запасе. Жил и работал в городе Ессентуки Ставропольского края. Умер 17 сентября 1993 года. Похоронен в городе Ессентуки. Награжден орденом Ленина (27.06.1945), тремя орденами Красного Знамени (5.12.1941, 5.11.1942, 29.05.1945), орденом Александра Невского (21.09.1943), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (29.07.1943, 11.03.1985), орденом Красной Звезды (5.11.1954), медалью «За боевые заслуги» (20.06.1949), другими медалями.

КАРПОВ Александр Дмитриевич

Карпов Александр Дмитриевич - командир звена 30-го разведывательного авиационного полка (ВВС Черноморского флота), лейтенант.

Родился 10 января 1921 года в городе Пятигорск ныне Ставропольского края в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1944 года. Окончил 7 классов школы и ФЗУ. Учился в аэроклубе. В ВМФ с 1940 года. Поступил в Ейское военно-морское авиационное училище, где освоил истребители ЛаГГ-3 и Як-1. В конце 1942 года в звании младший лейтенант А.Д.Карпов направлен в 30 отдельный разведывательный авиационный полк ВВС Черноморского флота. Был зачислен в состав 3-й эскадрильи. Здесь ему пришлось переучиваться на американский истребитель P-40 и овладевать навыками разведчика. Первый боевой вылет совершил летом 1943 года. Первоначально прикрывал с воздуха кавказские порты, аэродромы и транспортные перевозки по морю. В четвёртом боевом вылете в районе Туапсе состоялся его первый воздушный бой, в котором ему удалось подбить бомбардировщик Ju-88A-4. В ночь на 29 августа 1943 года вылетел по тревоге в составе четвёрки на перехват немецких торпедных катеров, направлявшихся к Феодосии. Наши лётчики по борунам обнаружили противника и атаковали. В этом бою Карпову удалось поджечь 2 катера. 16 сентября, прикрывая советские катера в районе Анапы, Карпов обнаружил пару Me-110. Противник попытался уйти в сторону моря. Карпов после долгого преследования догнал одного их них и, выполнив две атаки, сбил. В повторном вылете он навёл на место падения «мессершмитта» сторожевой катер, который захватил в плен одного из членов экипажа. 6 октября прикрывая действия наших кораблей у берегов Крыма, Карпов обнаружил и с первой атаки сбил летающую лодку BV-138G-1. 15 ноября было получено задание обнаружить базу немецких кораблей, блокировавших советский десант в Керчи. Несмотря на зенитный огонь противника, Карпов на малой высоте прошёл над немецкой базой Камыш-Бурун и обнаружил 12 быстроходных десантных барж. Его самолёт получил повреждения. Вернувшись на аэродром, Карпов пересел на другой самолёт и повёл на штурмовку группу Ил-2. После выполнения задания он узнал, что сбит его друг лейтенант Н.Крайний. Тогда он вылетел в третий раз, нашёл в море резиновую лодку с лётчиком и навёл на неё спасательный катер. 13 марта 1944 года вылетел в паре с капитаном И.Т.Марченко на разведку в район Очакова. Над морем наши лётчики обнаружили гидросамолёт противника Do-24 и атаковали его. Марченко поджёг один мотор «дорнье», Карпов другой. Немец попытался приводниться, но от удара о воду самолёт взорвался. Вечером того же дня Карпов лично сбил ещё один Do-24. 13 апреля вновь был сбит над морем лейтенант Крайний. Немцы направили для его захвата гидросамолёт BV-138G-1. Карпов перехватил и сбил эту машину. Вслед за этим наш катер подобрал из воды Крайнего, а вместе с ним и четверых немцев. 1 мая в паре с капитаном Б.Крыловым над морем в районе Евпатории перехватил и сбил транспортный самолёт Ju-52. 11 мая в районе Севастополя Карпову удалось потопить немецкий быстроходный катер SW.2. Командир звена лейтенант Карпов А.Д. к концу августа 1944 года совершил 251 боевой вылет на прикрытие кораблей, военно-морских баз и аэродромов, на разведку сил и средств противника, в воздушных боях сбил 6 самолётов (единственный советский морской лётчик, сбивший 4 летающих лодки). По его разведывательным данным авиация Черноморского флота нанесла ряд успешных ударов по вражеским объектам. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5889) лейтенанту Карпову Александру Дмитриевичу присвоено 6 марта 1945 года.

После войны продолжал службу в ВВС ВМФ. Окончил Военно-Воздушную академию в 1955 году. С 1972 года полковник А.Д.Карпов - в запасе. Жил в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Умер 13 января 1996 года. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

 

МИНАКОВ Василий Иванович

Минаков Василий Иванович – командир звена 5-го гвардейского Констанцского ордена Отечественной войны минно-торпедного авиационного полка 2-й гвардейской Севастопольской минно-торпедной авиационной дивизии имени Н.А. Токарева Военно-воздушных сил Черноморского флота, гвардии старший лейтенант.

Родился 7 февраля 1921 года в городе Минеральные Воды ныне Ставропольского края в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 9 классов средней школы. Учился в аэроклубе в городе Пятигорск того же края.

С ноября 1938 года - в Военно-морском флоте. В декабре 1940 года окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина. С марта 1941 года - пилот, с мая 1941 - младший лётчик, с января 1942 года - лётчик 4-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1942 года, когда был зачислен командиром звена в 36-й минно-торпедный полк ВВС Черноморского флота. С октября 1942 года - в 5-м гвардейском минно-торпедном авиационном полку ВВС

Черноморского флота: лётчик, с июня 1943 - командир звена, с мая 1944 - заместитель командира эскадрильи. Участвовал в обороне Кавказа, в освобождении Крыма, Украины, Румынии, Болгарии.

К октябрю 1944 года командир звена 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка гвардии старший лейтенантВ.И. Минаков на самолёте Ил-4 совершил 182 боевых вылета, в том числе 71 — ночью. На его боевом счету орудия, танки, железнодорожные вагоны, склады, автомашины и множество живой силы врага.

Боевыми и торпедными ударами уничтожил 13 транспортов противника (в том числе 7 лично и 6 - в группе) общим водоизмещением 36 500 тонн, 5 сухогрузных и 7 быстроходных десантных барж, 4 сторожевых катера, 1 тральщик, 1 буксир. Уничтожил 4 склада боеприпасов, 4 железнодорожных станции, переправу через реку Дон. В воздушных боях сбил 4 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за мужество и героизм, проявленные при освобождении Крыма от немецко-фашистских захватчиков гвардии старшему лейтенанту Василию Ивановичу Минакову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3818).

Всего за годы войны на боевом счету В. Минакова 206 боевых вылетов (в том числе 71 - ночью), из которых 108 на бомбовые удары по морским и сухопутным целям, 31 на торпедные атаки, 28 на воздушную разведку, 28 на минные постановки, 7 на выброску грузов партизанам, 3 на десантирование разведчиков, 1 на прикрытие кораблей. Наиболее грандиозный успех - потопление 10 мая 1944 года в у крымского побережья в составе группы транспорта "Тея" водоизмещением 2773 тонны с 3 500 солдатами врага на борту. Дважды ранен.После боевых действий на Чёрном море в Великой Отечественной войне, в январе 1945 года направлен на учёбу и в июле того же года окончил Высшие авиационные курсы ВВС ВМФ в Моздоке. Вернулся в свой полк заместителем командира эскадрилью, а с мая 1946 года сам стал командиром эскадрильи. С декабря 1947 года - помощник, с июля по декабрь 1949 - заместитель командира 68-го минно-торпедного авиационного полка 19-й минно-торпедной авиационной дивизии на Балтике.

В 1952 году окончил Военно-Морскую академию имени К.Е. Ворошилова, в декабре этого года назначен командиром 52-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 89-й минно-торпедной авиационной дивизии в ВВС 5-го флота (Тихий океан). С декабря 1955 года - командир 128-й гвардейской минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Балтийского флота. В 1961 году окончил Военную академию Генерального штаба и в июне того же года назначен начальником штаба - первым заместителем командующего ВВС Северного флота. В 1960-х годах находился в длительной командировке в Египте, решая вопросы организации военно-морской авиации Объединённой Арабской Республики.

В феврале 1971 года назначен начальником 30-го Научно-исследовательского института авиации и космонавтики в Ленинграде. Руководил разработкой авиационной техники. За это время сотрудники института участвовали в создании пяти типов самолётов и 7 типов вертолётов, большая часть из которых и сегодня стоит на вооружении отечественной авиации, также были созданы десятки образцов авиационно-технических комплексов. С октября 1985 года - в запасе

Проживает в Санкт-Петербурге. Автор 16 книг о морских лётчиках, в числе которых "Гневное небо Тавриды", "Герои Черноморского неба", "Балтийские соколы", "О вас, боевые друзья - северяне", "Торпедоносцы атакуют!", "Сквозь огненное небо", "Автографы над морями трех океанов", "На крыльях морской авиации".

Генерал-майор авиации (18.02.1958), кандидат военно-морских наук (1974), доцент.

Награждён орденами Ленина (1944), Октябрьской Революции (1981), 3 орденами Красного Знамени (1942, 1945, 1965), орденом Александра Невского (1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1985), 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (1980), медалями, а также орденом Красного Знамени (Народная Республика Болгария).

В городе Минеральные воды в Аллее героев установлена стела с барельефом.

МОСКАЛЕНКО Георгий Васильевич

Герой Советского Союза

Москаленко Георгий Васильевич - командир звена 6-го гвардейского истребительного авиационного полка 62-й авиационной бригады военно-воздушных сил (ВВС) Черноморского флота, гвардии старший лейтенант.

Родился 17 февраля 1918 года в селе Пискуновское ныне Отрадненского района Краснодарского края в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Окончил 7 классов. Работал в городе Пятигорске Ставропольского края, учился в Ставропольском аэроклубе.

В Военно-Морском Флоте с 1938 года. В 1940 году окончил Ейское военно-морское училище лётчиков. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Командир звена 6-го гвардейского истребительного авиационного полка (62-я авиационная бригада, ВВС Черноморского флота) гвардии старший лейтенант Георгий Москаленко особо отличился при обороне Одессы и Севастополя (с 1965 года – города-герои).

К июню 1942 года отважный лётчик-черноморец совершил двести шестьдесят три успешных боевых вылета, участвовал в восьмидесяти семи воздушных боях, сбил два самолёта, потопил три корабля, уничтожил много другой военной техники противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Москаленко Георгию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 864).

После войны Г.В. Москаленко продолжал службу в авиации Военно-Морского Флота. В 1947 году он окончил Высшие офицерские авиационные курсы Военно-Морских Сил. С 1957 года подполковник Москаленко Г.В. - в запасе, а затем в отставке. До ухода на заслуженный отдых работал в аэропорту гражданской авиации. Жил в городе Ростов-на-Дону. Скончался 18 ноября 1991 года.

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

 

РАЗГОНИН Александр Иванович

Разгонин Александр Иванович - летчик 1-го гвардейского Клайпедского Краснознамённого минно-торпедного авиационного полка 8-й Гатчинской Краснознамённой минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Балтийского флота, гвардии старший лейтенант. Родился 30 августа 1919 года в поселке Минеральные Воды, ныне город Ставропольского края, в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1958 года. Окончил 9 классов и аэроклуб. В Рабоче-Крестьянском Красном флоте с 1938 года. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. В начале 1941 года прибыл в 1-й минно-торпедный авиационный полк 8-й ближне-бомбардировочной авиационной бригады Краснознаменного Балтийского флота на должность лётчика самолета ДБ-3. Участник Великой Отечественной войны с 24 июня 1941 года. Участвует в боевых вылетах, наносит бомбовые удары по наступающим гитлеровским войскам и военно-морским базам Котка, Хельсинки, Таллин, мастерски ставит минные заграждения в базах и на фарватерах в тылу противника, бомбит эшелоны с войсками и техникой на станциях Гатчина, Мга, Тосно, Луга, Волосово. Летом 1943 года вслед за опытным пилотами Балебиным и Шамановым , освоил крейсерские полеты. 6 июня 1943 года одержал первую победу в торпедной атаке, потопив в Ирбенском проливе транспорт. За короткий экипаж летчика Разгонина и штурмана Шамановым, освоил крейсерские полеты. 6 июня 1943 года одержал первую Чванова добился впечатляющих побед в торпедных атаках и стал одним из лучших в торпедоносной аваиции Балтийского флота. К ноябрю 1943 года на счету гвардии старшего лейтенанта Разгонина было 69 успешных боевых вылетов, потоплены 5 вражеских транспортов общим водоизмещением 29500 тонн (после войны оказалось, что один из них был тяжело повреждён прямым попаданием торпеды и отбуксирован в порт, остальные победы подтверждаются) и 1 финский сторожевой корабль. 16 ноября 1943 года экипаж Разгонина и штурмана Макарова возвращался со "свободной охоты" не найдя цели. Что бы не везти торпеду домой гвардейцы направились прямиком в военно-морскую базу в Либаве. Появившись неожиданно в воздушном пространстве порта, балтийцы сбросили торпеду по самому большому транспорту. Зенитным огнём самолёт был повреждён. На обратном пути не дотянули до своего аэродрома и сели в лес не оккупированной территории. В полку экипаж до конца войны числился "не вернувшимся с боевого задания" и считался погибшим. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Александру Ивановичу Разгонину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 5090). Однако после вынужденной посадки весь экипаж Разгонина остался жив, но попал в руки литовских полицаев, выдававших себя за партизан. Они передали лётчиков немцам. Будучи в плену Разгонин, раненый в голову и ноги, содержался в тюрьмах городов Пярну, Остров, Лодзь. Из бесед со склонявшими к сотрудничеству гитлеровцами, узнал о присвоении геройского звания. Не поддался на уговоры и провокации, выдержал побои и издевательства, прошел несколько концлагерей. Весной 1945 года с группой военнопленных бежал из концлагеря в Ашаффенбурге на западе Германии. Пройдя по территории Германии свыше 200 километров, только двое из восьми беглецов смогли добраться до реки Рейн, переплыли ее и вышли в расположение американской воинской части. После Победы они были переданы советской миссии.Вернулся в СССР, прошёл проверки СМЕРШ. В октябре 1945 года восстановлен в РККФ, служил в ВВС Балтийского флота. Однако служба шла трудно: клеймо бывшего в плену препятствовало служебному росту, периодически лётчик вызывался на новые допросы. Золотая Звезда Героя Советского Союза ему так и не была вручена. В конце концов в 1948 году был уволен в запас. Работал мастером такелажно-транспортного цеха на Экспериментальном заводе ЦНИИ лесосплава в Ленинграде. Стремился вернуться в авиацию. Только в 1962 году недавно назначенный на должность командующего ВВС Военно-Морского флота Герой Советского Союза И.И. Борзов смог оказать помощь своему бывшему подчинённому. Но и будущему маршалу авиации понадобилось более года настойчивых усилий: только в 1963 году капитан Александр Иванович Разгонин был восстановлен в ВВС ВМФ и продолжил военную службу. Тогда же ему была вручена Золотая Звезда Героя Советского Союза. С 1981 года подполковник А.И. Разгонин - в отставке. Жил в городе Санкт-Петербург. Скончался 22 февраля 2012 года. Похоронен на Богословском кладбище города Санкт-Петербург.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями. В городе Минеральные Воды на Аллее героев установлена стела с барельефом.

СЕВОСТЬЯНОВ Иван Григорьевич

Герой Советского Союза

Севостьянов Иван Григорьевич – заместитель командира авиаэскадрильи 708-го транспортного авиационного полка, майор.

Родился 17 (30) июня 1915 года в городе Пятигорск Терской области, ныне Ставропольского края. Русский. Из семьи рабочего. В 1933 году окончил железнодорожное ФЗУ в городе Минеральные Воды, в 1936 году – 3 курса вечернего рабфака в Пятигорске. Работал слесарем на автобазе в Пятигорске.

В Красной Армии с августа 1936 года. В 1939 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков (ныне г.Оренбург). До марта 1941 года служил в строевых частях ВВС (в Забайкальском военном округе). В 1942 году окончил Ивановскую высшую школу штурманов ВВС.

Участник Великой Отечественной войны: в мае 1942-мае 1945 – командир корабля 2-го транспортного авиационного полка. Совершил большое количество (только в январе-октябре 1943 года - 150) боевых вылетов на самолёте Ли-2 для доставки грузов, вооружения и командного состава на передовую, а также для эвакуации раненых. Участвовал в выброске нескольких десантов в тыл противника. Воевал на Ленинградском, Северо-Западном, Западном, Калининском, Воронежском, Сталинградском, Степном, Донском и других фронтах.

После войны продолжал службу в военно-транспортной авиации, был заместителем командира авиаэскадрильи 2-го (с февраля 1949 года – 708-го) транспортного авиационного полка особого назначения.

В апреле-мае 1948 года участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-2», целью которой являлся поиск и изучение ледовых аэродромов для истребителей и бомбардировщиков. 6 мая 1948 года на самолёте Ил-12 совершил посадку в районе Северного полюса. Руководил тремя экипажами 2-го транспортного авиационного полка, которые совершили 61 самолёто-вылет, перевезли 194 человека и 24 тонны груза.

В апреле-мае 1949 года участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-4». Руководил 8 экипажами 708-го транспортного авиационного полка на самолётах Ли-2 и С-47. Лётчики под командованием И.Г.Севостьянова совершили 105 самолёто-вылетов, ими было перевезено 153 человека и 18 тонн груза.

За мужество и героизм, проявленные в высокоширотных экспедициях «Север-2» и «Север-4», Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года майору Севостьянову Ивану Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Продолжал службу в военно-транспортной авиации. Занимался перевозкой руководящего состава Министерства обороны СССР и других ответственных лиц из руководства страны. С июля 1960 года полковник И.Г.Севостьянов – в запасе.

Жил в Москве. Умер 11 июня 1986 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок 9-2).

Полковник (1958), военный лётчик 1-го класса (1950). Награждён орденами Ленина (6.12.1949), Красного Знамени (30.12.1956), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (30.10.1943, 11.03.1985), 3 орденами Красной Звезды (17.10.1942, 13.06.1952, 22.02.1955), медалями.

ТЕРНОВОЙ Борис Яковлевич

Герой Советского Союза

Терновой Борис Яковлевич - командир 1007-го истребительного авиационного полка 9-го истребительного авиационного корпуса Войск противовоздушной обороны (ПВО) страны, майор.

Родился 22 августа 1913 года в городе Пятигорск ныне Ставропольского края в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов. Работал слесарем. Учился в Пятигорском аэроклубе.

В Красной Армии с 1935 года. В 1937 году окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов. Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В 1941 году воевал в 573-м истребительном авиационном полку. Затем командовал эскадрильей в 487-м (9 октября 1943 года переименован в 146-й гвардейский) истребительном авиационном полку 101-й истребительной авиадивизии Войск противовоздушной обороны страны. Летом 1942 года в составе полка оборонял Воронеж в условиях подавляющего превосходства вражеской авиации.

Отличился в беспримерном воздушном сражении над Курском. 2 июня 1943 года авиация противника совершила крупнейший налёт на железнодорожный узел Курск. В дневном налёте участвовало 543 вражеских самолёта, в том числе 424 бомбардировщика. Ночью на Курск с разных направлений прорывалось до 300 вражеских бомбардировщиков. Советские летчики отважно вступали в бой. Несколько часов шли жесточайшие воздушные схватки. В этот день было сбито 145 самолетов врага. Капитан Терновой в этот день несколько раз водил в бой свою эскадрилью, показывая личный пример отваги и боевого мастерства. Лично сбил за один день 4 самолета врага.

В дальнейшем увеличил свой боевой счет в боях на Правобережной Украине. В феврале 1944 года за один ночной боевой вылет перехватил и уничтожил два «Юнкерса» в районе Корсунь-Шевченковского.

В 1944 году назначен командиром 1007-го истребительного авиационного полка в составе 9-го истребительного авиационного корпуса Войск ПВО страны.

К июлю 1944 года на боевом счету героического командира числилось лично сбитых 11 самолетов противника и ещё 8 сбитых в паре и в группе.

За мужество и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года майору авиации Терновому Борису Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8603).

После войны продолжал службу в Войсках ПВО страны. Жил в Днепропетровске. Скончался 9 мая 1956 года. Похоронен в Днепропетровске на Аллее Героев Запорожского кладбища.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Красной Звезды, медалями.

ШЕЙН Павел Степанович

Шеин Павел Степанович - штурман-радист самолёта-разведчика 28-й авиационной эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота, младший лейтенант.

Родился 18 июня 1921 года в селе Подгорном Романовского района Саратовской области. Русский. Жил в городе Ессентуки Ставропольского края.

С 1939 года - в Военно-Морском флоте. Окончил Военно-морское авиационное училище имени С.А. Леваневского в 1941 году (Николаев).

Старший сержант П.С. Шеин участвовал в Великой Отечественной войне с августа 1941 года. Воевал в 118-м отдельном морском разведывательном авиационном полку Военно-воздушных сил Северного флота: воздушный стрелок-бомбардир, с июля 1943 - начальник аэрофотослужбы эскадрильи. К сентябрю 1943 года штурман-радист самолёта-разведчика 28-й авиационной эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота младший лейтенант Шеин Павел Степанович выполнил 105 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск и кораблей противника. Считался лучшим штурманом-разведчиком Северного флота, непревзойденным мастером аэрофотосъемки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство младшему лейтенанту Шеину Павлу Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". К концу 1943 года выполнил 120 боевых вылетов. Тогда же был отозван с фронта и направлен на учёбу на Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, окончил их в 1944 году. С июня 1944 года — штурман-испытатель. Погиб 16 мая 1945 года при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в городе Баку (ныне - Республика Азербайджан).

Награждён орденом Ленина (22.01.1944), четырьмя орденами Красного Знамени (2.02.1942, 2.04.1943, 4.07.1943, 1945), медалями "За оборону Советского Заполярья" (1945), "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945). Бюст П.С. Шеина в числе 6-и лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов (малой), открытой 14 августа 1982 года на улице Панина в посёлке Сафоново-1 ЗАТО город Североморск Мурманской области (скульптор Э.И. Китайчук; архитектор В.В. Алексеев). Имя Героя носит улица в Ессентуках, где на здании школы № 1 установлена мемориальная доска.

Боевую работу на Северном флоте Шеин начал с разведки морского побережья, занятого противником с одновременным нанесением бомбардировочных ударов по обнаруженным целям. 19 января в поселке Большая Западная Лица точным попаданием бомб он взорвал крупный склад боеприпасов, а через два дня там же уничтожил продовольственный склад горно-егерской дивизии. В последующем Шеин летал на поиск подводных лодок противника и его конвоев в Баренцевом море, на разведку и аэрофотосъемку военно-морских баз Киркенес, Билле-фиорд, Альте-фиорд и Гаммерфест, аэродромов Луостари, Хебугтен, Банак и Свартнес. Особенно трудными были полеты в условиях Заполярья в зимнее время. Лютые морозы, сильные ветры, частые снегопады, густые туманы на море сильно ограничивали, а иногда и вовсе исключали боевую работу авиации. В таких сложных метеоусловиях действовали только отлично подготовленные экипажи, в том числе экипаж, в состав которого входил Шеин. Зимой 1943 года он произвел 9 боевых вылетов на разведку военно-морской базы Киркенес и порта Линахамари. Разведка производилась с высоты бреющего полета под сильным огнем зенитной артиллерии противника. По обнаруженным кораблям и транспортам наносились удары силами бомбардировочной авиации флота. 20 февраля 1943 года при возвращении с боевого задания самолет попал в сплошной снегопад с видимостью до нуля. Летчик продолжал полет, пользуясь расчетами штурмана Шеина. Эти расчеты оказались, как и всегда, исключительно точными, и Экипаж благополучно приземлился на своем аэродроме. В подобных условиях экипаж летал десятки раз. 19 апреля 1943 года в пасмурную погоду и при сильном огне зенитной артиллерии Шеин с высоты 1000 метров обнаружил в порту Киркенес 12 транспортов противника. Используя эти данные, наша авиация нанесла по судам успешный бомбардировочный удар. 12 июня 1943 года Шеин за один полет, продолжавшийся три часа, произвел плановую съемку места строительства нового аэродрома, аэродромов Хебугтен, Луостари, Банак, портов Киркенес, Вадсэ, Линахамари и другие Доставленные им снимки раскрыли перед командованием полную картину обстановки на море, в портах, базах и на аэродромах противника.Летом 1943 года Шеин отлично справился со сложным заданием по разведке коммуникации противника, проходящей вдоль побережья Северной Норвегии иВарангер-фиорда. Каждый раз, обнаружив конвой, он передавал сведения в штаб, а сам продолжал наблюдение до подхода нашей бомбардировочной авиации, отбивая при этом атаки вражеских истребителей. За первые два года боевой работы экипаж Шеина сфотографировал обширные районы занятого врагом морского побережья, обнаружил на коммуникациях и в портах 41 конвой, 266 транспортов и 450 боевых кораблей противника.