«Чудо-Пушкинские сказки!»

«Чудо-Пушкинские сказки!»
В день последней дуэли Александр Сергеевич Пушкин написал письмо детской писательнице Александре Ишимовой, высоко оценив её творчество и, между прочим, заметив: «Вот как надобно писать!», имея в виду её книгу «История России в рассказах для детей». Спору нет, книги Ишимовой, написанные ею для маленьких читателей, и сегодня переиздаются. Кто бы сомневался, что гений точно подметил высокий уровень мастерства писательницы. И всё же не с этих книг начинается знакомство с литературой у большинства детей в России как сто с лишним лет назад, так и теперь. Удивительно или, наоборот, закономерно – именно произведения Пушкина, не писавшего специально для детей, не являвшегося детским писателем, становятся первым литературным волшебством в детстве практически каждого ребёнка. Автор этих строк – не исключение. Моё чудо познания литературы – огромное, чуть ли не с меня ростом, как мне, тогда крошечному, казалось, издание «А. С. Пушкин. Сказки» с необычными иллюстрациями художницы Татьяны Мавриной, удостоенными Государственной премии СССР. Она, к слову, – автор великолепнейшего портрета Михаила Лермонтова 1941 года, выполненного акварелью, сепией и тушью.
 
Рисунки в представляемой сегодня книжной новинке, вышедшей в серии «Чтение – лучшее учение», хоть и не цветные, как Мавринские, но поистине соответствующие гению поэта и от этого не теряющие своего воздействия на юного читателя. Автор этой чудесной и невероятно поэтической графики – современный художник-иллюстратор Владимир Коркин, заметивший однажды: «Ребёнок изучает мир по иллюстрациям, и мы в ответственности за то, что примет в себя ребёнок». Со своей стороны хотелось бы дополнить: не в меньшей, если не в большей мере мы ответственны за содержательную часть книги – за текст. Сегодня, в эпоху коммерциализации литературы, сплошь и рядом талантливые рисунки становятся единственным достоинством детских книг с малосодержательным, низко художественным текстом, скудным в духовно-нравственном плане, а зачастую попросту пустым. В погоне за прибылью литераторы и книгоиздатели подчас забывают о том, что они хотят посеять в ребёнке, какие ростки взойдут в маленьком сердце и душе после такого «чтива», каким его (часто ещё и за немалые деньги из кармана родителей) потчуют дяди и тёти «без божества, без вдохновенья», думающие лишь о коммерческом успехе. Вот потому Пушкин «внеконкурентно» сопровождал и будет сопровождать, наряду с другими талантливыми поэтами и писателями, малыша, которому читают взрослые, ребёнка и подростка, самостоятельно делающих первые шаги на пути знакомства с литературой и с Миром посредством Книги. Это счастье любого детства – и так и должно быть!
 
И эта книга из новых поступлений Центральной детской библиотеки им. С. В. Михалкова – из числа бесценных шедевров не только благодаря гению Пушкина, писавшему, как никто и никогда. Она – талантливый плод коллектива наших современников – художника, издателя, редакторов, заботливо и с большой ответственностью отобравших те произведения Александра Сергеевича, которые будут интересны и полезны юному читателю, легки для восприятия им. Это и отдельные стихи, такие как «Зимнее утро» («Мороз и солнце; день чудесный!..»), «Няне» («Подруга дней моих суровых…»), «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…»), «Песнь о вещем Олеге», и отрывки из романа «Евгений Онегин», из поэм «Полтава», «Цыганы», «Кавказский пленник» и «Руслан и Людмила». Имя Пушкина непосредственно связано с нашим городом, он останавливался здесь в разные годы, описав эти места во многих своих произведениях, став первооткрывателем Кавказа вообще в литературе. В сборнике представлен один из шедевров его – «Кавказ» («Кавказ подо мною. Один в вышине…»).
 
Готовя этот обзор, с удовольствием перечитал все их, как и волшебные, добрые и истинно мудрые сказки, поучительные не только для детей, но и для взрослых. В книге их три – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В строчках последней сказки, описывающих то, как развлекаются братья-богатыри, Пушкин прямо называет наш город Пятигорск. Образ его, тогда, во время приездов сюда Александра Сергеевича в 1820-м и 1829 году называвшегося Горячими Водами, оставил неизгладимый след в душе поэта, благодарно воспевшего красоты Кавказа и подчас жестокие обычаи местных жителей, вызывавшие нередко зеркальный ответ. Вот эти строки:
 
День за днём идёт, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сарачина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
 
Книгу не просто приятно держать в руках, после прочтения особенно – её хочется прижать к самому сердцу.
 
Геннадий Дубров
 
«Пушкин в Пятигорске»
«Пушкин и книги. В день дуэли…»
«Пушкин и рифмователи»
«Лермонтов и Пушкин. Пересечение судеб...»
четверг, 1 июня 2023 года

Адреса филиалов ЦБС и карта проезда.