Неистовый, «несносный» Сумароков

 Неистовый, «несносный» Сумароков

К 305-летию со дня рождения Александра Сумарокова (25.11.1717–1.10.1777)


Это был неистовый поэт, живой и яростный боец в отстаивании своих взглядов и литературных позиций, крайне сложный и, как многие современники считали, тяжёлый, несносный человек с ядовитым характером, умудрившийся «литературно» враждовать с Тредиаковским, Ломоносовым, цензорами, а не литературно – с могущественными вельможами, даже «полемизировавший» с царственными особами, когда считал, что правда на его стороне. Испортивший до предела отношения даже с собственной роднёй. Но при всём при этом он был настоящим явлением в отечественной литературе XVIII века – ярким и ни на что не похожим.

Когда вспоминают Александра Сумарокова, что бывает, увы, не так часто, упоминают о присущем ему жанровом универсализме. Он словно пытался охватить все жанры и стили, существующие в литературе: писал трагедии (самые известные – «Хореев» и «Дмитрий Самозванец») и комедии («Опекун» и другие), оперы, балеты, оды, элегии, басни, сатиры, эпиграммы, эпитафии, притчи, эклоги, мадригалы, идиллии, песни, критические статьи, духовные сочинения, псалмы в стихах, рассуждения, очерки.

И при этом сам – невероятно начитанный человек, среди имён тех, с чьими произведениями он был хорошо знаком: Анакреон, Аристофан, Буало, Вергилий, Вольтер, Гораций, Корнель, Локк, Мильтон, Мольер, Расин, Спиноза, Шекспир и многие другие. И хотя некоторые произведения Сумарокова – не больше, чем переделки западных оригиналов, а ряд – с заимствованием сюжетов, мотивов, диалогов, есть и много самобытных – и в них, особенно в комедиях, баснях и сатирических стихотворениях, словно законсервирован дух его эпохи, общества и нравов, исправить которые ставил целью своего творчества автор. Беспощадно всю жизнь клеймил невежество, перекосы в образовании, выражающиеся в «кривизне» мозгов тех, кто считал себя образованным, не являясь таким на деле. Он неистово бичевал невероятное множество самых разнообразных пороков своего времени, которые не утратили актуальности и в XXI веке. Писал о себе: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, против пороков я писать не перестану».
 
Нельзя согласиться с теми литературоведами, которые списывают Александра Петровича Сумарокова в «литературный утиль», отчасти признавая историческое значение его литературной деятельности, но отказывая при этом в художественной ценности его творческому наследию. Хотя Сумарокова крепко недолюбливал великий Пушкин, Крылов проявлял интерес к его басням (у Сумарокова их – как мало у кого: почти 400!) и даже использовал некоторые из них, создавая свои…
 
Вот только две басни Сумарокова из его огромного творческого наследия:
 
                 Змея согретая
 
Змею мужик нашёл: она гораздо дрябла,
                     Озябла.
Прикладывает он усердие своё
                И отогрел её.
Он думал, это так и сделать надлежало, –
            Она в него вонзила жало,
И говорит она ему слова сии:
               «Не согревай змеи».
 
 
 
             Пахарь и обезьяна
 
Мужик своим трудом на свете жить родился,
Мужик пахал, потел, мужик трудился,
                   И от труда
            Он ждёт себе плода.
Прохожий похвалил работника с дороги.
То слыша, подняла и Обезьяна ноги,
И хочет похвалы трудами испросить,
От любочестия и в ней разжёгся пламень,
          Взяла великой камень,
       И стала камень сей переносить,
                  На место с места,
А камень не пирог, и сделан не из теста;
Так ежели когда носить его хотеть,
Конечно, надлежит, нося его потеть:
                  Потеет и трудится.
                  Другой прохожий шёл,
                  В труде её нашел,
И говорит: «На что толикой труд годится?
Безумцы никогда покоя не хранят».
                  «Вперёд не заманят
                  К трудам меня», – она болтала,
Свой камень бросила, трудиться перестала
                  И жестоко роптала:
«За что хвала другим, за то меня бранят».
 
Ещё одна очень актуальная и в наше время деталь: Сумароков выступал за чистоту русского языка, был против бездумного заимствования иностранных слов, особенно если есть аналоги на русском языке. Что бы он сказал сегодня, услышав нашу теперешнюю речь?..

Геннадий Дубров
 
 
 
Астрид Линдгрен, Самуил Маршак, Марина Цветаева и другие герои рубрики «Цитата из коллекции...»
пятница, 25 ноября 2022 года

Адреса филиалов ЦБС и карта проезда.