Жить, чтобы делать добро...
К 115-летию со дня рождения Астрид Линдгрен (14.11.1907–28.01.2002)
Даже если бы Астрид Линдгрен, чьё 115-летие со дня рождения мы отмечаем сегодня, создала за всю жизнь только историю о Малыше и Карлсоне, её всё равно любили бы миллионы детей во всём мире. Её жизнь имела смысл, хотя и не всё сложилось в ней так, как фантазировала, будучи белокурой девочкой-мечтательницей, будущая покорительница детских сердец. Крушение юношеских планов, встреча с реальной жизнью один на один, с миром жестокости и равнодушия, где большинство – каждый сам за себя, поиски того самого смысла в жизни, открывшегося только в зрелые годы. Может, именно поэтому такие серьёзные темы так виртуозно решает в своих книгах для детей шведская писательница? Это, как в повестях о Малыше и Карлсоне, неизбывное одиночество ребёнка, чьи проблемы так далеки даже от любящих его взрослых, мам и пап, братьев и сестёр, забывших себя в таком же возрасте. – Одиночество человека в этом мире вообще. В этой и других книгах Астрид Линдгрен выводит в комическом свете почти всю гамму человеческих пороков и недостатков. Часто прямо не обличая, но рисуя в таких красках, что для маленького читателя создаётся яркий и запоминающийся антипример поведения.
Делая это, она пыталась усовершенствовать и свою внутреннюю природу, такую же изначально человеческую, как у всех, отсюда – и с теми ошибками с её стороны в первой половине жизни, которые в последние два десятилетия стало модно вытаскивать на всеобщее обозрение ушлыми деятелями от журналистики и литературы. В каких грехах её только не обвиняют скорые на расправу горе-критики (от мещанства до русофобии), в основном привлекающие опубликованные после смерти писательницы её дневники, и факты первых взрослых лет жизни, те самые ошибки молодости, работа над исправлением которых продолжалась у автора всю жизнь, в том числе посредством творчества – в книгах. Книгах, которые, может, оттого и такие не похожие на другие, такие мудрые?
Делая это, она пыталась усовершенствовать и свою внутреннюю природу, такую же изначально человеческую, как у всех, отсюда – и с теми ошибками с её стороны в первой половине жизни, которые в последние два десятилетия стало модно вытаскивать на всеобщее обозрение ушлыми деятелями от журналистики и литературы. В каких грехах её только не обвиняют скорые на расправу горе-критики (от мещанства до русофобии), в основном привлекающие опубликованные после смерти писательницы её дневники, и факты первых взрослых лет жизни, те самые ошибки молодости, работа над исправлением которых продолжалась у автора всю жизнь, в том числе посредством творчества – в книгах. Книгах, которые, может, оттого и такие не похожие на другие, такие мудрые?
«Три повести о Малыше и Карлсоне», «Пеппи Длинныйчулок», «Приключения Калле Блумквиста», «Мио, мой Мио», «Эмиль из Леннеберги», «Мы все из Бюллербю», «Мадикен»… Пусть не каждому ребёнку по силам или вкусу, но всё ж таки нашедшие во всех странах мира без исключения тех – и их больше, кто, прочитав, полюбил и героев Астрид Линдргрен и самого автора, даже не как одну из самых необычных детских писательниц, а как почти знакомого и по-настоящему близкого человека, который понимает тебя и учит творить добро.
P. S. А ещё перу шведской писательницы принадлежат такие далеко недетские и уж точно не мещанские строки:
«Как и во всех старинных городах, брусчатка мостовой повествует большей частью о крови, поте и слезах, потому что таковы люди!»
Геннадий Дубров,
фрагмент очерка «Мои герои. Астрид Линдгрен»
- Другие цитаты и очерки в рамках проекта «Цитата из коллекции...»: Александр Сумароков, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов (1), Михаил Лермонтов (2), Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Марина Цветаева, Самуил Маршак, О. Генри, Брюс Ли, Генрих Гейне, Фаина Раневская.
понедельник, 14 ноября 2022 года