«Островский – на века!»
К 200-летию со дня рождения
По масштабу драматургического дара Александр Островский мог бы по праву называться русским Шекспиром. В чём-то он даже и превосходит своего английского предшественника, как и таких мастеров драматургии, как Мольер, Бомарше и многих других. И уж, конечно, в нашем отечестве он поныне остаётся законным триумфатором, с которым разве что Чехов – вровень, хотя у Антона Павловича была и вторая сфера триумфаторства: его рассказы и повести. Удивительный факт: пьесы Островского, имевшие оглушительный успех при своём появлении, никогда не исчезали и до сих пор не сходят со сцен театров страны – как столичных, так и провинциальных. И это несмотря на то, что за плюс-минус полтора века, прошедшего с момента выхода его шедевров, их должны были не только потеснить, а и вовсе казалось бы сместить, просто-таки задавить своим колоссальным количеством пьесы других авторов. Но нет! Этой массе, где, как в любых жанрах литературы, талантливых произведений в разы меньше, чем малохудожественных, обречённых на быстрое забвение, противостоял главный фактор – качество, обусловленное Божиим промыслом, наделившим Островского чудесным даром творить волшебство, воплощаемое на сцене, используя для этого всего лишь обычные слова. Глубины мысли, которые открывались перед Островским, его внимание к вечным темам, нюансам проявления человеческой натуры, стремление её усовершенствовать, отношение к языку и к драме, как к живой материи, наполняли каждое его творение той живительной силой, которая не иссякает и по сей день.
Вот лишь некоторые из пьес Островского, созданные с 1849 по 1884 годы, которые прославили имя автора и которые, не сходя со сцен, идут через века – в наши сердца: «Свои люди – сочтёмся»; «Не в свои сани не садись»; «Бедность не порок»; «Доходное место»; «Гроза»; «За чем пойдёшь, то и найдёшь» («Женитьба Бальзаминова»); «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»; «На бойком месте»; «Пучина»; «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»; «Василиса Мелентьева»; «На всякого мудреца довольно простоты»; «Бешеные деньги»; «Лес»; «Не было ни гроша, да вдруг алтын»; «Снегурочка»; «Поздняя любовь»; «Волки и овцы»; «Правда – хорошо, а счастье лучше»; «Последняя жертва»; «Женитьба Белугина»; «Бесприданница»; «Дикарка»; «Сердце не камень»; «Таланты и поклонники»; «Красавец мужчина»; «Без вины виноватые»; «Не от мира сего».
Александру Островскому принадлежат слова: «А ведь есть учителя, умные есть учителя, да плохо их слушают – нынче время такое». Думается, он и сам как был, так и остаётся умным учителем для умных: драматургов – стремящимся к вершинам мастерства, и зрителей, читателей, мечтающих быть счастливыми…
Геннадий Дубров,
фрагмент очерка «Мои герои. Александр Островский»
среда, 12 апреля 2023 года