Двойное волшебство: сказок Пушкина и рисунков Татьяны Мавриной

В этом году исполняется полвека одной из необычных с точки зрения иллюстративного искусства книг, связанных с именем Александра Пушкина. В 1974 году в издательстве «Детская литература», сегодня, увы, не существующем, вышла 100-тысячным тиражом прекрасно иллюстрированная книга «Александр Сергеевич Пушкин. Сказки».
 
Самым удачным решением коллектива редакции, тогда, в эпоху СССР, выпускавшей лучшие произведения для детей, было привлечение к сотрудничеству художницы Татьяны Мавриной (Лебедевой), выпускницы ВХУТЕМАСа – знаменитых Высших художественно-технических мастерских, где она училась почти 10 лет – с 1921-го по 1929-й, в т. ч. у Роберта Фалька, члена объединения «Бубновый валет», автора знаменитой картины «Бухта в Балаклаве». Рисунки Татьяны Алексеевны обладали настолько уникальным лицом, не похожим ни на что другое в области книжной иллюстрации, оформления книг для детей и юношества, всего, что было до или после, что вывели эту книгу поистине в разряд чудес иллюстративного мастерства. Казалось, так иллюстрировать Пушкина просто невозможно! – Вроде бы, техника на грани примитивизма, но рисунки, близкие русскому фольклору, лубочному искусству, воспринимались и воспринимаются ныне как даже не вторая, а первая кожа сказок – живая, настоящая, которую можно копировать, интерпретировать, но невозможно повторить её натуральность, вдохнуть в неё такую же живую силу.
 
Татьяна Маврина в 1974 году иллюстрировала для этой книги шесть волшебных и любимых миллионами и, конечно, ею сказок Пушкина – сказок Пушкина – «Сказку о царе Салтане», «Сказку о Мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о Золотом петушке», «Сказку о Рыбаке и Рыбке», «Сказку о Попе и о работнике его Балде» и «Сказку о Медведихе». Именно благодаря этим иллюстрациям к сказкам «Солнца нашей поэзии» и произведениям классической литературы к художнице пришла известность.
 
А ещё Татьяна Маврина, не только самобытный и оригинальный иллюстратор и художница, но и мастер станковой и книжной графики, является автором одного из лучших портретов Михаила Лермонтова – на мой взгляд, шедевра в области иконографии поэта. Он предаёт образ гения таким, каким его представляют многие, кому близка его личность. Рисунок был создан в грозном 1941-м, к 100-летию со дня гибели трагически рано погибшего певца Кавказа, воспевшего свободу и высоты человеческого духа и одновременно показавшего неприглядность низости, пошлости и бесцельности существования. И сама художница обладала литературным даром, она автор книг очерков, искусствоведческих этюдов, воспоминаний и произведений других жанров.
 
Удивительное волшебство рисунков Мавриной – раз их увидев, читатель не забудет и не спутает её образы никогда ни с какими другими, один пушкинский Учёный кот чего стоит! Художница от Бога, не боявшаяся экспериментов, любившая до самозабвения древнерусское и русское народное искусство, многое от них пропустившая через сердце и воплотившая в своём творчестве, не считавшаяся с мнением некоторых критиков, часто не разбирающихся в предмете, который они рассматривают – из-за того, что не обладают и долей таланта критикуемого творца. В итоге она сказала своё веское слово – и в этой блестяще иллюстрированной ею книге, завоевав симпатии огромного числа малышей (к числу которых относится и автор этих строк), впитывавших стихию Пушкина в «аккомпанементе» её восхитительных иллюстраций…
 
Геннадий Дубров,
фрагмент очерка «Мои герои. Татьяна Маврина»

 


понедельник, 30 декабря 2024 года.