Мир, открытый для всех - Совершенствование законодательства Российской Федерации в рамках реализации положений Конвенции о правах инвалидов - Пятигорская Централизованная Библиотечная Система

Совершенствование законодательства Российской Федерации в рамках реализации положений Конвенции о правах инвалидов


 

Шестаков Владимир Петрович, первый заместитель генерального директора ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Свинцов Александр Анатольевич, руководитель отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.



Радуто Владимир Иванович, старший научный сотрудник отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.



Чернякина Татьяна Сергеевна, главный научный сотрудник отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор.

 

 

 

В статье приводится анализ федеральных нормативных правовых актов, принятых после предоставления Российской Федерацией в Комитет ООН по правам инвалидов первоначального доклада о выполнении Конвенции о правах инвалидов. Выделены ключевые позиции, содержащиеся в нормативных правовых актах, планы мероприятий федеральных органов исполнительной власти по дальнейшей реализации основных положений Конвенции.

 

 

 

Ключевые слова: инвалиды, законодательство, понятия, определения, нормы, механизмы взаимодействия, административные регламенты, дорожные карты, регистр, карты доступности, показатели доступности.

 

 

 

Perfection of the Legislation of the Russian Federation within the Framework of Realization of Provisions of the Convention on the Rights of Disabled Persons

 

V.P. Shestakov, A.A. Svintsov, V.I. Raduto, T.S. Chernyakina

 

 

 

Shestakov Vladimir P., First Deputy General Director of the Federal State Budget-Funded Institution "Saint Petersburg Scientific and Practical Center of Medical and Social Expertise, Prosthetics and Rehabilitation of Disabled Persons named after G.A. Albrecht" of the Ministry of Labor and Social Security of the Russian Federation.

 

 

 

Svintsov Alexander A., Head of the Department of Disabled Persons Rights Observance Monitoring Issues of Medical and Social Expertise and Rehabilitation Organization of the Federal State Budget-Funded Institution "Saint Petersburg Scientific and Practical Center of Medical and Social Expertise, Prosthetics and Rehabilitation of Disabled Persons named after G.A. Albrecht" of the Ministry of Labor and Social Security of the Russian Federation.

 

 

 

Raduto Vladimir I., Senior Research Scientist of the Department of Disabled Persons Rights Observance Monitoring Issues of Medical and Social Expertise and Rehabilitation Organization of the Federal State Budget-Funded Institution "Saint Petersburg Scientific and Practical Center of Medical and Social Expertise, Prosthetics and Rehabilitation of Disabled Persons named after G.A. Albrecht" of the Ministry of Labor and Social Security of the Russian Federation.

 

 

 

Chernyakina Tatiana S., Chief Research Scientist of the Department of Disabled Persons Rights Observance Monitoring, Issues of Medical and Social Expertise and Rehabilitation Organization of the Federal State Budget-Funded Institution "Saint Petersburg Scientific and Practical Center of Medical and Social Expertise, Prosthetics and Rehabilitation of Disabled Persons named after G.A. Albrecht" of the Ministry of Labor and Social Security of the Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor.

 

 

 

To the article the analysis of the federal normative legal acts accepted after a grant by Russian Federation in Committee of the UNO on rights for the invalids of primary lecture about implementation of Convention about rights for invalids is driven. The key positions contained in normative legal acts, plans of events of federal executive bodies, are distinguished on further realization of substantive provisions of Convention.

 

 

 

Key words: invalids, legislation, concepts, determinations, norms, mechanisms of cooperation, administrative regulations, travelling maps, register, maps of availability, indexes of availability.

 

 

 

Российская Федерация представила в 2014 г. в Комитет ООН по правам инвалидов первоначальный доклад "О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации". В подготовке доклада активное участие принимало и наше учреждение. Доклад Российской Федерации содержит конкретную информацию о выполнении всех статей Конвенции и выдержки соответствующих конституционных, законодательных, судебных и иных документов, гарантирующих и обеспечивающих предоставление инвалидам основных прав и свобод.

 

Целью работы являлось изучение и анализ законодательства Российской Федерации по реализации положений Конвенции о правах инвалидов на современном этапе.

 

Методологическую основу работы составил ряд подходов и приемов изучения различных видов общественных отношений: организационно-правовой, организационно-методический, комплексный, системный. Применен комплекс общенаучных методов: аналитический, сравнительный, а также специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой - и способы толкования права (логический, системный, исторический, функциональный).

 

В части развития Конвенции о правах инвалидов [1] 1 декабря 2014 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" [3] и разработан план мероприятий по его реализации, который вступил в силу с 1 января 2016 года.

 

Целью Закона является формирование, на основе норм Конвенции, взаимоувязанной системы обязанностей органов власти и организаций, предоставляющих услуги населению, по оказанию инвалидам помощи в реализации всех общегражданских прав.

 

Изменения внесены в 25 федеральных законов Российской Федерации.

 

Ключевые позиции внесенных изменений состоят в том, что:

 

- впервые определены условия доступности объектов и услуг для инвалидов в зависимости от нарушенных функций;

 

- установлена единая для всех отраслей система действий по поэтапному созданию для инвалидов условий безбарьерной среды;

 

- определены виды помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг, оказываемых населению при предоставлении услуг с учетом специфики отрасли;

 

- вводится норма об обязанности органов государственной власти и подведомственных им организаций осуществлять инструктирование (обучение) персонала по вопросам предоставления инвалидам услуг в доступном для них формате с оказанием необходимой им помощи;

 

- вводится в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" статья 3.1 "Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности" [2];

 

- вводится федеральный реестр инвалидов;

 

- вводится новое понятие "абилитация инвалидов", представляющее собой систему и процесс формирования отсутствующих у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности;

 

- создается механизм взаимодействия федеральных учреждений МСЭ с региональными, муниципальными органами, реабилитационными организациями, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов.

 

Изменения, внесенные в федеральные законы Российской Федерации, являются основой для разработки и осуществления комплексов мер по реализации Конвенции о правах инвалидов в области обеспечения доступности объектов и услуг.

 

В целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами Правительством Российской Федерации устанавливается порядок и срок разработки данных мероприятий, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

 

Требования к обеспечению условий доступности для инвалидов государственных и муниципальных услуг включаются органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в административные регламенты предоставления указанными органами государственных или муниципальных услуг в течение шести месяцев после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

 

Для реализации Закона N 419-ФЗ федеральными органами исполнительной власти приняты приказы об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в различных сферах.

 

Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 года N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности" [5] определены:

 

- необходимость разработки планов мероприятий (дорожных карт);

 

- правила разработки планов мероприятий дорожных карт по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.

 

Приказом Минтруда России от 30 июля 2015 года N 527н [6] определен и утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в сфере социальной защиты, которым предусматриваются:

 

- совершенствование нормативной правовой базы;

 

- мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов инфраструктуры (подвижного состава, транспортных средств, связи и информации);

 

- мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушений функций инвалидов, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами;

 

- мероприятия по инструктированию или обучению специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов, услуг и оказания помощи в использовании или получении (доступа к ним).

 

Приказом Минтруда России от 30 сентября 2015 г. N 672 [7] утвержден План мероприятий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг. Руководителям федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, государственных унитарных протезно-ортопедических предприятий, учреждений науки и дополнительного профессионального образования, организаций социального обслуживания, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, рекомендовано: а) обеспечить реализацию дорожной карты; б) в соответствии с положениями дорожной карты:

 

- провести до 1 ноября 2015 года обследование и паспортизацию зданий и помещений, в которых предоставляются услуги инвалидам, а также порядка их предоставления (далее - объекты и услуги), утвердить паспорта доступности объектов, использующихся для предоставления услуг инвалидам (далее - паспорта доступности), содержащие меры по поэтапному повышению значений показателей доступности объектов и услуг в соответствии с дорожной картой;

 

- представить утвержденные паспорта доступности в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации до 15 ноября 2015 года;

 

- провести до 1 декабря 2015 года инструктаж или обучение сотрудников, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг, а также оказания им необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими;

 

- внести до 30 декабря 2015 года изменения в должностные регламенты и инструкции и принять другие административно-распорядительные решения, необходимые для реализации перечня мероприятий, предусмотренных дорожной картой и паспортами доступности, для достижения запланированных значений показателей доступности объектов и услуг;

 

- предоставлять ежегодно в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 15 декабря отчеты о ходе выполнения дорожной карты.

 

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с поручением Д.А. Медведева от 12.12.2014 N ДМ-П12-9175 и подготовленными Минтрудом России методическими рекомендациями по организации работы [8] в 2015 году необходимо:

 

- разработать и утвердить дорожные карты повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг;

 

- внести изменения в региональные законодательные акты по вопросам обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг;

 

- внести изменения в административные регламенты по оказанию услуг.

 

Перечень региональных, муниципальных мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг (дорожные карты) к настоящему времени разработан и утвержден 65 органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - Республики Адыгея, Республики Мордовия, Республики Саха (Якутия), Кемеровской области, Курганской области, Хабаровского края, ХМАО-Югры и др.

 

В проекте государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы предусмотрены в том числе меры, направленные на:

 

- дальнейшее развитие доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных граждан;

 

- формирование современной системы реабилитации инвалидов, в т.ч. отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе технических средств реабилитации;

 

- разрешение проблем, связанных с образованием и трудоустройством инвалидов, формированием безбарьерной среды.

 

Проект государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы позволит обеспечить на территории субъектов Российской Федерации реализацию мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд).

 

Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 N 585 "О порядке подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов" определены правила подготовки доклада и структура доклада [4]. В современной Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях осуществляется дальнейшее развитие законодательства и нормативной базы в рамках реализации основных положений и принципов Конвенции о правах инвалидов.

 

 

 

Литература

 

 

 

1. Конвенция о правах инвалидов, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106 (по состоянию на 26 октября 2012 г.). 2012. 29 с.

 

2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

 

3. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".

 

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. N 585 "О порядке подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов".

 

5. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2015 г. N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности".

 

6. Приказ Минтруда России от 30 июля 2015 г. N 527н "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи" (зарегистрировано в Минюсте России 17 сентября 2015 г. N 38897).

 

7. Приказ Минтруда России от 30 сентября 2015 г. N 672 "Об утверждении Плана мероприятий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг".

 

8. Письмо Минтруда России от 17 марта 2015 г. N 13-6/10/П-1369 "Организационно-методические рекомендации по организации разработки планов мероприятий (дорожных карт) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

 

Правоприменительная практика судов общей юрисдикции

 

по реализации прав инвалидов на труд и занятость

 

в рамках исполнения конвенции ООН о правах инвалидов

 

 

 

В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, В.И. Радуто, А.А. Вяткин

 

 

 

Шестаков Владимир Петрович, директор Института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор.

 

Свинцов Александр Анатольевич, руководитель отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации Института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, кандидат медицинских наук.

 

Радуто Владимир Иванович, старший научный сотрудник отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации Института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного учреждения "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

 

Вяткин Александр Анатольевич, ведущий инженер-программист отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации Института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного учреждения "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

 

 

 

В статье авторы обозначают общие направления формирования правоприменительной практики судов общей юрисдикции по реализации прав инвалидов на труд и занятость в рамках исполнения Конвенции ООН о правах инвалидов.

 

 

 

Ключевые слова: правоприменительная практика, суды общей юрисдикции, права инвалидов на труд и занятость, Конвенция ООН о правах инвалидов.

 

 

 

Law enforcement practice of courts of general jurisdiction regarding exercise of disabled persons's rights to labor and employment within the framework of fulfilment of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities

 

V.P. Shestakov, A.A. Svintsov, V.I. Raduto, A.A. Vyatkin

 

 

 

Shestakov Vladimir P., Director of the Institute of Problems of Sociomedical Assessment and Rehabilitation of the Disabled at Federal State Budgetary Institution "G.A. Albrecht St. Petersburg Scientific and Practical Center of Sociomedical Assessment, Prosthetics and Rehabilitation of the Disabled" of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Doctor of Medical Sciences, Professor.

 

Svintsov Aleksandr A., Head of the Department of Monitoring Observance of Disabled Persons' Rights. Issues of Organizing Sociomedical Assessment and Rehabilitation of the Institute of Problems of Sociomedical Assessment and Rehabilitation of the Disabled at Federal State Budgetary Institution "G.A. Albrecht St. Petersburg Scientific and Practical Center of Sociomedical Assessment, Prosthetics and Rehabilitation of the Disabled" of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation candidate of Medical Sciences.

 

Raduto Vladimir I., Senior Research Scientist of the Department of Monitoring Observance of Disabled Persons' Rights. Issues of Organizing Sociomedical Assessment and Rehabilitation of the Institute of Problems of Sociomedical Assessment and Rehabilitation of the Disabled at Federal State Budgetary Institution "G.A. Albrecht St. Petersburg Scientific and Practical Center of Sociomedical Assessment, Prosthetics and Rehabilitation of the Disabled" of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation.

 

Vyatkin Aleksandr A., Principal Programming Engineer of the Department of Monitoring Observance of Disabled Persons' Rights. Issues of Organizing Sociomedical Assessment and Rehabilitation of the Institute of Problems of Sociomedical Assessment and Rehabilitation of the Disabled at Federal State Budgetary Institution "G.A. Albrecht St. Petersburg Scientific and Practical Center of Sociomedical Assessment, Prosthetics and Rehabilitation of the Disabled" of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation.

 

 

 

In the present article authors designate the general directions of formation of law-enforcement practice of courts of law on realization of the rights of disabled people for work and employment within performance of the Convention of the UN on the rights of disabled people.

 

 

 

Key words: law-enforcement practice, courts of law, rights of disabled people for work and employment, Convention of the UN on the rights of disabled people.

 

 

 

Основную массу судебных решений по реализации прав инвалидов на труд и занятость в рамках исполнения положений Конвенции ООН о правах инвалидов составляют судебные решения по соблюдению прав инвалидов в соответствии со статьями 21 ("Установление квоты для приема на работу инвалидов") и 22 ("Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов") Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <1>.

 

--------------------------------

 

<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

 

 

 

Анализируя правоприменительную практику в рассматриваемых областях общественных отношений, следует учитывать факты изменения федерального законодательства, в частности Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" <2>, которым ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнена новой частью следующего содержания:

 

"При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда".

 

--------------------------------

 

<2> СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. I). Ст. 6986.

 

 

 

В данной связи следует выделить первый блок судебных решений, выносимых в рамках реализации положений ст. 27 Конвенции ООН о правах инвалидов по соблюдению прав инвалидов <3>. Основным мотивом отказов работодателей в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты в данном случае являются вредные или опасные условия труда, в частности:

 

- буровзрывные работы, которые выполняются вахтовым методом <4>;

 

- работа в исправительных учреждениях <5>;

 

- деятельность по выработке, передаче и реализации тепловой энергии и горячей воды <6>;

 

- работа в противотуберкулезных диспансерах <7>;

 

- деятельность в области пожарной безопасности <8> и др.

 

--------------------------------

 

<3> При анализе правоприменительной практики судов общей юрисдикции использовалась СПС "КонсультантПлюс".

 

<4> Кассационное определение Амурского областного суда от 1 декабря 2010 г. по делу N 33-5015/10 по кассационной жалобе представителя ОАО "БАМтрансвзрывпром".

 

<5> Кассационное определение Астраханского областного суда от 27 апреля 2011 г. по делу N 33-1376/2011 по исковому заявлению прокурора Советского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ "Исправительная колония N 6 УФСИН России по Астраханской области".

 

<6> Кассационное определение Магаданского областного суда от 12 апреля 2011 г. N 33-391/2011 по кассационной жалобе муниципального унитарного предприятия г. Магадана "Магадантеплосеть".

 

<7> Апелляционное определение Омского областного суда от 7 марта 2012 г. по делу N 33-1271/2012 по апелляционной жалобе ГУ Государственной службы занятости населения Омской области в лице представителя на решение Ленинского районного суда г. Омска.

 

<8> Кассационное определение Томского областного суда от 21 октября 2011 г. по делу N 33-3230/2011 по исковому заявлению прокурора г. Стрежевого в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Центр пожарной безопасности - Стрежевой" о понуждении к выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

 

 

 

Доводы судов кассационной инстанции до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в данном случае сводились к буквальному толкованию ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

 

В следующий блок судебных решений входят решения о признании нормативных правовых актов противоречащими законодательству Российской Федерации.

 

Так, Верховный Суд Республики Мордовия 12 июля 2007 г. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Саранске дело о признании недействующим с момента его подписания приложения к Постановлению Правительства Республики Мордовия от 21 января 2005 г. N 14 в части слов "(за исключением сельскохозяйственных кооперативов)" <9>.

 

--------------------------------

 

<9> Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 12 июля 2007 г. N 3-16/2007 по делу о признании недействующим с момента его подписания приложения к Постановлению Правительства Республики Мордовия от 21 января 2005 г. N 14 в части слов "(за исключением сельскохозяйственных кооперативов)".

 

 

 

Приложением к Постановлению Правительства Республики Мордовия от 21 января 2005 г. N 14 "О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для организаций, за исключением сельскохозяйственных кооперативов.

 

Истец полагал, что обжалуемое им постановление Правительства Республики Мордовия противоречит федеральному законодательству, чем нарушаются его права как инвалида.

 

В соответствии с решением кассационной инстанции субъектам Российской Федерации дано право только на установление конкретного размера квоты к среднесписочной численности работников организаций от 2 до 4% и установление минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, а работодатели обязаны создавать или выделять места для инвалидов в соответствии с установленной в субъекте квотой, при этом право на освобождение сельскохозяйственных кооперативов от создания минимального количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной для каждой организации квоты для приема на работу инвалидов органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации не предоставлено.

 

Таким образом, приложение к Постановлению Правительства Республики Мордовия от 21 января 2005 г. N 14 с изменениями от 10 марта 2005 г. N 73 "О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" в части слов "(за исключением сельскохозяйственных кооперативов)" было признано противоречащим федеральному законодательству и признано недействующим в этой части.

 

В другом случае Верховный Суд Республики Тыва 5 ноября 2009 г. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 2 Постановления Правительства Республики Тыва от 20 августа 2007 г. N 823 "Об утверждении Порядка квотирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Республики Тыва", п. 4 раздела 1, п. п. 8 - 12 раздела 2 и п. 22 раздела 3 Порядка квотирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 20 августа 2007 г. N 823 "Об утверждении Порядка квотирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Республики Тыва" <10>.

 

--------------------------------

 

<10> Решение Верховного Суда Республики Тыва от 5 ноября 2009 г. N 3-17 по делу о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 2 Постановления Правительства Республики Тыва от 20 августа 2007 г. N 823 "Об утверждении Порядка квотирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Республики Тыва", п. 4 раздела 1, п. п. 8 - 12 раздела 2 и п. 22 раздела 3 Порядка квотирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 20 августа 2007 г. N 823 "Об утверждении Порядка квотирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Республики Тыва".

 

 

 

Согласно п. 4 раздела 1 Порядка квотирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства РТ от 20 августа 2007 г. N 823, квота определяется администрациями кожуунов (городов) и устанавливается для предприятий, учреждений и организаций, имеющих среднесписочную численность 100 и более человек, в размере 3% к среднесписочной численности работников, включая количество рабочих мест, на которых уже работает указанная категория.

 

Изложенные нормы противоречат следующим положениям федерального законодательства.

 

В соответствии с главой 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения осуществление мероприятий по квотированию рабочих мест для инвалидов и других граждан, особо нуждающихся в социальной защите, не отнесено.

 

Статьей 19 указанного Закона установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

 

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

 

Таким образом, вопреки требованиям федерального законодательства Постановлением Правительства РТ от 20 августа 2007 г. N 823 на органы местного самоуправления Республики Тыва необоснованно возложено осуществление государственных полномочий по квотированию рабочих мест для инвалидов и других категорий граждан.

 

Отдельного внимания заслуживает возможность установления квот для работы инвалидов в различных органах власти. В этой связи Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда 30 июня 2011 г. заслушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе МИД РФ на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2010 г., которым постановлено обязать Министерство иностранных дел РФ организовать рабочие места для инвалидов, не менее 2% от среднесписочной численности сотрудников, ежемесячно представлять в Центр занятости и ежеквартально в ГУ "Центр квотирования" информацию о выполнении квоты о приеме на работу инвалидов <11>.

 

--------------------------------

 

<11> Определение Московского городского суда от 30 июня 2011 г. по делу N 33-17536 по кассационной жалобе МИД РФ на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2010 г.

 

 

 

Исполняющий обязанности прокурора ЦАО города Москвы обратился в суд с исковым заявлением об обязании Министерства иностранных дел РФ организовать рабочие места для инвалидов, не менее 2% от среднесписочной численности сотрудников, ежемесячно представлять в Центр занятости и ежеквартально в ГУ "Центр квотирования" информацию о выполнении квоты о приеме на работу инвалидов.

 

Как указала кассационная инстанция, разрешая спор, суд не дал оценку доводам ответчика о том, что все сотрудники центрального аппарата Министерства иностранных дел состоят на государственной гражданской службе и на них распространяются ограничения, связанные с гражданской службой.

 

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.

 

Кроме того, суд не дал оценку доводам ответчика о том, что действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест" в части, предусматривающей обязанность установления квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, на МИД РФ как федеральный орган исполнительной власти не распространяется.

 

Одним из мотивов отказов выполнять обязательства по исполнению квоты для трудоустройства является ссылка на то, что организация не является юридическим лицом. Филиал не осуществляет деятельность работодателя, не осуществляет выплату заработной платы, не осуществляет прием на работу и увольнение, перевод сотрудников, не утверждает штатное расписание сотрудников филиала.

 

Суды не принимают указанные доводы по следующим основаниям. Согласно действующей доверенности головной организации в лице руководителя головная организация уполномочивает филиал действовать от имени и в интересах головной организации, на основании доверенности руководитель филиала уполномочен представлять интересы головной организации в правоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления во всех организациях по всем возникающим в процессе деятельности филиала вопросам, что означает, что головная организация наделила руководителя филиала осуществлять право полномочия в части предоставления информации, в том числе в Центр занятости. Кроме того, являясь филиалом головной организации, его руководство должно было и могло принять меры, довести сведения до головной организации о необходимости исполнения законодательства в части выделения квоты для трудоустройства инвалидов <12>.

 

--------------------------------

 

<12> Апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия от 21 марта 2012 г. по делу N 33-547 по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Азиатско-Тихоокеанский банк" в лице филиала АТБ (ОАО) в г. Улан-Удэ, о создании рабочих мест для инвалидов;

 

Определение Московского городского суда от 4 апреля 2012 г. по делу N 33-9788 по кассационной жалобе ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2011 г.;

 

Определение Московского городского суда от 12 марта 2012 г. по делу N 33-7716 по кассационной жалобе ОАО "Федеральная пассажирская компания" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2011 г. и др.

 

 

 

Судебные решения в рамках реализации положений ст. 27 "Труд и занятость" Конвенции ООН о правах инвалидов выносились также в части:

 

- отсутствия рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты <13>;

 

- непредоставления информации о квотировании рабочих мест для инвалидов <14>;

 

- восстановления на работе <15>;

 

- включения периодов работы в страховой стаж <16>.

 

--------------------------------

 

<13> Апелляционное определение Брянского областного суда от 24 апреля 2012 г. по делу N 33-1170/12 по апелляционной жалобе представителя ОАО "РЖД" Московская железная дорога на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 13 февраля 2012 г. по иску Брянского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о понуждении к совершению действий;

 

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия от 21 марта 2012 г. по делу N 33-547 по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Азиатско-Тихоокеанский банк" в лице филиала АТБ (ОАО) в г. Улан-Удэ о создании рабочих мест для инвалидов и др.

 

<14> Апелляционное определение Астраханского областного суда от 30 мая 2012 г. по делу N 33-1615/2012 по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 10 апреля 2012 г. по иску прокурора Кировского района г. Астрахани; Апелляционное определение Магаданского областного суда от 17 апреля 2012 г. N 33-361/2012 по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Магадане на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 16 февраля 2012 г. и др.

 

<15> Определение Московского городского суда от 6 сентября 2011 г. по делу N 33-27983 по кассационной жалобе на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2011 г.;

 

Апелляционное определение Московского городского суда от 26 июня 2013 г. по делу N 11-19794 по апелляционной жалобе на решение Тверского районного суда города Москвы от 26 марта 2013 г.;

 

Апелляционное определение Пермского краевого суда от 4 июля 2012 г. по делу N 33-5554/2012 по апелляционной жалобе ООО "Название" на заочное решение Свердловского районного суда г. Перми от 23 марта 2012 г. и др.

 

<16> Постановление Президиума Нижегородского областного суда от 31 августа 2006 г. по делу N 44-г-189-06 по надзорной жалобе на решение Вознесенского районного суда Нижегородской области от 4 июля 2005 г. по делу по иску Г.В.В. к УПФ РФ по Вознесенскому району Нижегородской области о включении периодов работы в страховой стаж, взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 11 июня 2015 г. N 585

 

 

 

О ПОРЯДКЕ

 

ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА О МЕРАХ, ПРИНИМАЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНВЕНЦИИ

 

О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

 

 

 

В соответствии с пунктом 22 статьи 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов.

 

2. Финансовое обеспечение расходов, связанных с опубликованием и распространением доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

 

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.

 

 

 

Председатель Правительства

 

Российской Федерации

 

Д.МЕДВЕДЕВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждены

 

постановлением Правительства

 

Российской Федерации

 

от 11 июня 2015 г. N 585

 

 

 

ПРАВИЛА

 

ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА О МЕРАХ, ПРИНИМАЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНВЕНЦИИ

 

О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

 

 

 

1. Настоящие Правила определяют порядок подготовки в рамках исполнения статьи 35 Конвенции о правах инвалидов доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов (далее соответственно - Конвенция, доклад), включая структуру доклада, его исполнителей и осуществляемые ими меры по подготовке разделов доклада, а также порядок проведения его общественного обсуждения и представления в Комитет по правам инвалидов.

 

2. Доклад разрабатывается и представляется в Комитет по правам инвалидов не реже чем 1 раз в 4 года, а также по дополнительному запросу Комитета по правам инвалидов в срок, предусмотренный указанным запросом.

 

3. Доклад состоит из разделов в соответствии со структурой согласно приложению. В разделах содержится информация о принятых в отчетном периоде мерах по выполнению соответствующих положений Конвенции, а также следующие сведения:

 

а) принятые в отчетном периоде нормативные правовые акты в целях приведения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции;

 

б) реализованные (реализуемые) государственные (федеральные целевые, региональные) программы и другие мероприятия по развитию социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в целях создания безбарьерной среды для инвалидов;

 

в) количественные и качественные характеристики улучшения показателей соблюдения прав инвалидов и их социально-экономического положения;

 

г) объемы финансовых ресурсов, направленных на обеспечение доступности для инвалидов предоставляемых услуг;

 

д) основные проблемы в состоянии реабилитации и социальной интеграции инвалидов и меры, принятые по их разрешению.

 

4. В качестве показателей соблюдения прав инвалидов, их социально-экономического положения и демографического состава в разделах доклада используются данные федерального реестра инвалидов и официальная статистическая информация.

 

5. Ответственным исполнителем доклада является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Ответственными исполнителями разделов доклада являются соответствующие государственные органы, государственные внебюджетные фонды и организации, указанные в приложении к настоящим Правилам (далее - исполнители разделов доклада).

 

6. Исполнители разделов доклада представляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:

 

а) информацию в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил (по каждому разделу доклада, по которому они определены исполнителями);

 

б) таблицы и справки, характеризующие изменения (в отчетном периоде) значений показателей соблюдения прав инвалидов, их социально-экономического положения и демографического состава, степени доступности для них объектов и услуг в сфере установленной деятельности соответствующего государственного органа - исполнителя раздела доклада;

 

в) копии принятых и опубликованных в установленном порядке в отчетном периоде нормативных правовых актов, государственных, федеральных целевых, региональных программ (со справками о ходе выполнения предусмотренных в них мероприятий по вопросам соблюдения прав инвалидов);

 

г) копии решений, принятых судебными органами в целях защиты прав инвалидов и устранения фактов их дискриминации по признаку инвалидности;

 

д) материалы социологических исследований и опросов общественного мнения по вопросам соблюдения прав инвалидов.

 

7. Особенности организации подготовки доклада, представляемого по дополнительному запросу Комитета по правам инвалидов, определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

 

8. Исполнители разделов доклада представляют (при необходимости) по запросу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации дополнительную информацию, необходимую для направления в Комитет по правам инвалидов в связи с рассмотрением им доклада.

 

9. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:

 

а) образует межведомственную рабочую группу по подготовке доклада с участием представителей государственных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, научных организаций, общественных организаций инвалидов и организует ее деятельность;

 

б) определяет сроки представления исполнителями разделов доклада информации и материалов, указанных в пункте 6 настоящих Правил;

 

в) направляет исполнителям разделов доклада информацию об особенностях организации подготовки доклада, представляемого по дополнительному запросу Комитета по правам инвалидов;

 

г) запрашивает у исполнителей разделов доклада дополнительную информацию, необходимую для направления в Комитет по правам инвалидов в связи с рассмотрением им доклада;

 

д) обеспечивает участие общественных организаций инвалидов в подготовке материалов для доклада;

 

е) организует проведение социологических исследований и опросов общественного мнения по вопросам соблюдения прав инвалидов в сфере установленных полномочий;

 

ж) обеспечивает обсуждение проекта доклада на заседании общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации;

 

з) обобщает материалы, представленные исполнителями разделов доклада, и осуществляет его подготовку;

 

и) обеспечивает опубликование, в том числе на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и распространение доклада;

 

к) направляет доклад в Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего направления в Комитет по правам инвалидов.

 

10. После направления доклада в Министерство иностранных дел Российской Федерации он публикуется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в виде отдельного издания и направляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, исполнителям разделов доклада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

к Правилам подготовки доклада

 

о мерах, принимаемых для выполнения

 

обязательств Российской Федерации

 

по Конвенции о правах инвалидов

 

 

 

СТРУКТУРА

 

ДОКЛАДА О МЕРАХ, ПРИНИМАЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНВЕНЦИИ

 

О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

 

 

 

Наименование разделов доклада
    

Исполнители разделов доклада
    

Статьи Конвенции

1.
    

Реализация общих принципов и общих обязательств, предусмотренных Конвенцией о правах инвалидов (далее - Конвенция)
    

Минюст России,

Минтруд России,

Минпромторг России,

Минтранс России,

Минстрой России,

Минкультуры России,

Минобрнауки России,

Минздрав России,

Минкомсвязь России,

Минспорт России,

Роспотребнадзор,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

3, 4

2.
    

Меры по поощрению равенства и устранению дискриминации по признаку инвалидности
    

Минюст России,

Минтруд России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

5

3.
    

Меры по обеспечению полного и равного осуществления женщинами-инвалидами и детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод
    

Минтруд России,

Минюст России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

6, 7

4.
    

Проведение просветительно-воспитательной работы в духе идей Конвенции
    

Минтруд России,

Минкультуры России,

Минздрав России,

Минобрнауки России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

8

5.
    

Меры по обеспечению инвалидам доступа наравне с другими гражданами к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения
    

Минтруд России,

Минтранс России,

Минстрой России,

Минпромторг России,

Минкомсвязь России,

Минкультуры России,

Минздрав России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

9

6.
    

Право на жизнь, свобода и личная неприкосновенность, свобода от пыток, эксплуатации, насилия и надругательств, защита личной целостности, свобода передвижения и гражданство
    

Минюст России,

Минздрав России,

Минтруд России,

МВД России,

ФСИН
    

10, 14, 15, 16, 17, 18

7.
    

Равенство перед законом, доступ к правосудию, неприкосновенность частной жизни
    

Минюст России,

МВД России,

Минздрав России,

Минфин России
    

12, 13, 22

8.
    

Ситуации риска, чрезвычайные ситуации, гуманитарные операции, оказание гуманитарной помощи
    

МЧС России,

Минтруд России,

Минздрав России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

11

9.
    

Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество
    

Минтруд России,

Минстрой России,

МВД России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

19

10.
    

Индивидуальная мобильность
    

Минтруд России,

Минтранс России,

Минпромторг России,

Минстрой России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

20

11.
    

Свобода выражения мнений и убеждений и доступ к информации
    

Минкомсвязь России,

Минтруд России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

21

12.
    

Уважение дома и семьи
    

Минтруд России,

Минздрав России,

Минобрнауки России,

Минюст России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

23

13.
    

Образование
    

Минобрнауки России,

Минздрав России,

Минтруд России,

Роспотребнадзор,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

24

14.
    

Здоровье
    

Минздрав России,

Минтруд России,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

25

15.
    

Абилитация и реабилитация
    

Минтруд России,

Минздрав России,

Минобрнауки России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

Фонд социального страхования Российской Федерации
    

26

16.
    

Труд и занятость
    

Минтруд России,

Роспотребнадзор,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

27

17.
    

Достаточный жизненный уровень и социальная защита
    

Минтруд России,

Минстрой России,

Роспотребнадзор,

Пенсионный фонд Российской Федерации,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

Фонд социального страхования Российской Федерации
    

28

18.
    

Участие в политической и общественной жизни
    

Минобрнауки России,

Минтруд России,

ЦИК России

(по согласованию),

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

общероссийские общественные организации инвалидов (по согласованию)
    

29

19.
    

Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом
    

Минкультуры России,

Минспорт России,

Минтруд России,

Минкомсвязь России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

30

20.
    

Статистика и сбор данных
    

Минтруд России,

Минобрнауки России,

Минкультуры России,

Минтранс России,

Минздрав России,

Росстат,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    

31

21.
    

Международное сотрудничество
    

Минтруд России,

МИД России
    

32

22.
    

Национальное осуществление и мониторинг
    

Минтруд России,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

Общественная палата Российской Федерации (по согласованию),

общероссийские общественные организации инвалидов