Изменения в законодательстве по вопросам установления пенсий
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2009, N 12
ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
ПО ВОПРОСАМ УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ
Автор комментирует изменения пенсионного законодательства с 1 января 2010 г., рассказывает о том, из каких частей теперь состоят пенсии, как будут рассчитываться эти части. Особое внимание уделено новому для кадровых служб понятию валоризации, подробно расписан ее подсчет.
С 1 января 2010 г. (в большей своей части) вступает в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ).
Указанным Федеральным законом вносятся значительные изменения в ряд законодательных актов, в частности регулирующих вопросы сбора взносов на обязательное социальное и пенсионное страхование, вопросы установления пособий и т.д. Большие изменения вносятся также в федеральные законы, на основании которых в настоящее время устанавливаются пенсии.
В данной публикации рассмотрим наиболее значимые изменения по вопросам установления пенсий, которые предусмотрены Законом N 213-ФЗ.
Структура трудовых пенсий
Трудовые пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях).
С 1 января 2010 г. на основании Закона N 213-ФЗ изменяется структура трудовых пенсий.
До 1 января 2010 г. в соответствии со ст. 5 Закона о трудовых пенсиях трудовые пенсии по старости и по инвалидности могли состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной, а пенсии по случаю потери кормильца из двух частей - базовой и страховой. При этом накопительная часть пенсии фактически никому не устанавливалась, поскольку законодательно не был определен один из элементов формулы, применяемой для исчисления данной части пенсии, - T (количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом).
С 1 января 2010 г. базовые части трудовых пенсий как самостоятельные структурные части указанных пенсий устанавливаться не будут. Вместо них вводятся фиксированные базовые размеры пенсий, которые формально не являются самостоятельными частями трудовых пенсий. Кроме того, накопительную часть пенсии будут иметь только трудовые пенсии по старости.
Таким образом, с 1 января 2010 г. пенсия по старости будет состоять (может состоять при наличии пенсионных накоплений) из двух частей - страховой и накопительной, а трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вообще не будут делиться на части.
Накопительная часть пенсии
С 1 января 2010 г. начнется реальное установление накопительной части трудовой пенсии по старости.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН : T,
где НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
T - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.
Таким образом, теперь законодательно полностью определен порядок расчета накопительной части трудовой пенсии по старости, в т.ч. указано, какую величину T (количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости) следует применять при подсчете данной части пенсии. T для подсчета страховой части и T для подсчета накопительной части у пенсионера должны быть одинаковыми.
Как известно, право на получение накопительной части трудовой пенсии до 1 января 2010 г. имели не только граждане из числа получателей трудовых пенсий по старости (при наличии пенсионных накоплений), но и некоторые категории инвалидов.
Так, до 1 января 2010 г. при наличии пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, признанного инвалидом, накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливалась этому застрахованному лицу не ранее достижения им возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, - независимо от возраста; лицам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам и инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, - не ранее достижения ими возраста, с которого они приобретают право на получение досрочной трудовой пенсии по старости.
Как отмечалось выше, с 1 января 2010 г. трудовые пенсии по инвалидности не будут иметь накопительной части.
Лицам из числа инвалидов с детства и других категорий инвалидов, которые до 1 января 2010 г. имели право на получение накопительной части трудовой пенсии по инвалидности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, но не получили ее в связи с отсутствием федерального закона, устанавливающего количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, предоставлено право по их выбору на получение накопительной части трудовой пенсии по инвалидности, рассчитываемой в порядке, предусмотренном до 1 января 2010 г. Законом о трудовых пенсиях, либо на получение накопительной части трудовой пенсии по старости, в т.ч. досрочной, в соответствии с новым порядком, вводимым с 1 января 2010 г.
Применение при определении размера накопительной части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г. Таким образом, гражданам, приобретшим право на получение накопительной части трудовой пенсии до 1 января 2010 г., будет произведена выплата указанной части пенсии за все прошлое время.
Что касается граждан из числа получателей трудовых пенсий по инвалидности, у которых право на установление накопительной части трудовой пенсии по инвалидности до 1 января 2010 г. не возникло и у которых накопительные средства формируются уже с учетом новой пенсионной схемы, указанные пенсионные накопления будут учтены при назначении им трудовой пенсии по старости (при наличии права на трудовую пенсию по старости, то есть если есть не менее 5 лет страхового стажа) по достижении общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) путем установления накопительной части трудовой пенсии по старости. Если же гражданин из числа инвалидов по достижении пенсионного возраста не приобретет право на получение трудовой пенсии по старости (отсутствует необходимый страховой стаж), то указанные накопленные средства будут ему выплачены по достижении общеустановленного пенсионного возраста единовременно в порядке, установленном Правительством РФ.
Примечание. Размер страховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца будут определяться путем суммирования двух составляющих долей, подсчитывемых разными способами.
Страховая часть. Доля первая - фиксированный базовый размер
Первая составляющая доля размера пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердой сумме, величина которой в рублях определена Законом в зависимости от категории пенсионера и наличия иждивенцев, - это фиксированный базовый размер пенсии.
В период с 1 января 2010 г. по 1 января 2015 г. порядок определения фиксированного базового размера пенсии не будет отличаться от действовавшего до 1 января 2010 г. порядка определения размера базовой части трудовой пенсии, в т.ч. в части повышения указанного размера на соответствующий районный коэффициент для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, а также для лиц, имеющих длительный стаж работы на Крайнем Севере (15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в приравненных к ним местностях) и страховой стаж 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, - независимо от места жительства.
Увеличение фиксированного базового размера
Начиная с 1 января 2015 г. при установлении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (на трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца данное правило распространяться не будет) будет учитываться продолжительность страхового стажа. С указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях впервые, а для граждан, которым назначена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. ст. 27 - 28 Закона о трудовых пенсиях), - на день достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин - будет увеличиваться на 6 процентов.
Уменьшение фиксированного базового размера
Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, у которых уменьшение фиксированного базового размера пенсии не производится), будет уменьшаться на 3 процента за каждый полный год страхового стажа, недостающий соответственно до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. При этом переход к снижению фиксированного базового размера пенсии из-за отсутствия необходимого страхового стажа будет постепенным. Первоначально, с 1 января 2015 г., страховой стаж, при отсутствии которого будет производиться уменьшение фиксированного базового размера пенсии, устанавливается продолжительностью 9 лет (а не 30 или 25) и ежегодно (с 1 января соответствующего года) для мужчин увеличивается на один год до достижения продолжительности 30 лет, а для женщин увеличивается на один год до достижения продолжительности 25 лет. То есть, например, в 2015 г. снижение величины фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости будет производиться, если у гражданина при выходе на пенсию нет 9 лет страхового стажа, в 2016 г. - если нет 10 лет страхового стажа, в 2017 г., если нет 11 лет страхового стажа и т.д.
Гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 1 января 2015 г. - установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в дифференцированном размере в зависимости от продолжительности страхового стажа будет произведено с 1 января 2015 г. исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Различия в подсчете страхового стажа
Страховой стаж, с учетом которого будет производиться увеличение и уменьшение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, подсчитывается по-разному.
В страховой стаж, при отсутствии которого производится уменьшение фиксированного базового размера пенсии, включаются все периоды трудовой и иной деятельности, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст. ст. 10 и 11 Закона о трудовых пенсиях.
В страховой стаж, при наличии которого производится увеличение фиксированного базового размера пенсии, включаются только периоды работы и иной деятельности, в течение которых гражданин подлежал обязательному пенсионному (социальному) страхованию, а также нестраховые периоды, предусмотренные Федеральным законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан" (ред. от 22.07.2008): период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности; период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более 5 лет в общей сложности.
Словарь трудового права. Валоризация - повышение цены товара, курса ценных бумаг и т.д. с помощью государственных мероприятий.
Предстоящая валоризация - это не обычное увеличение части пенсии на установленные проценты, как при индексации.
Валоризация - это намеченная правительством переоценка пенсионных прав граждан старшего поколения.
Индексация - один из способов защиты населения, потребителей от инфляции, состоящий в том, что государство и иные субъекты, выплачивающие доходы, увеличивают денежные доходы и сбережения граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары.
Страховая часть. Доля вторая - расчетный пенсионный капитал
Вторая составляющая доля размера пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) определяется из суммы расчетного пенсионного капитала, который сформируется у гражданина (у умершего кормильца применительно к пенсии по случаю потери кормильца) в течение всей его трудовой деятельности.
Размер данной доли, определяемой из суммы расчетного пенсионного капитала, исчисляется по формуле <1>:
ПК : T,
где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии;
T - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части пенсии.
--------------------------------
<1> Здесь приводится общая обобщающая формула подсчета страховой части трудовой пенсии, без применения соответствующих показателей, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях для определения размеров трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Как известно, ПК до 1 января 2010 г. складывался из двух условных частей: за период начиная с 1 января 2002 г. часть пенсионного капитала формировалась на основании страховых пенсионных взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо, а за период до указанной даты часть пенсионного капитала исчислялась через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных на 1 января 2002 г., установленный ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.
Новая структура пенсионного капитала
Начиная с 1 января 2010 г. при подсчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) ПК может складываться из трех условных частей. Так же как и до 1 января 2010 г., за период начиная с 1 января 2002 г. часть ПК формируется на основании страховых пенсионных взносов (иных поступлений) в Пенсионный фонд РФ, за период до 1 января 2010 г. часть ПК будет исчисляться через механизм оценки пенсионных прав. Кроме того, дополнительно в качестве третьей части ПК выделяется сумма валоризации (СВ). По сути, сумма валоризации - величина, на которую производится увеличение части ПК, подсчитанной через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц. То есть фактически с 1 января 2010 г. вводится новая формула оценки пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 1 января 2010 г., при этом для наглядности, удобства в подсчетах и по т.п. причинам сумма валоризации выделяется в качестве самостоятельной величины, применяемой для подсчета пенсии.
Сумма валоризации (СВ) у конкретного гражданина составляет соответствующий процент от части его расчетного пенсионного капитала, исчисленной в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.
Таким образом, с 1 января 2010 г. ПК может состоять из трех частей:
ПК = ПК + СВ + ПК ,
1 2
где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
ПК - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица,
1
исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях;
СВ - сумма валоризации (составляет долю от ПК - не менее 10%);
1
ПК - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд
2
Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
Расчет валоризации
Следует отметить, что увеличение трудовых пенсий путем валоризации (повышения) расчетного пенсионного капитала - одно из важных изменений пенсионного законодательства, вводимых с 1 января 2010 г., направленных непосредственно на повышение трудовых пенсий. В первую очередь данное повышение касается лиц, имеющих длительный стаж работы в период существования СССР. Вместе с тем валоризация как механизм повышения пенсий будет применяться ко всем трудовым пенсиям независимо от их вида (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) и независимо от даты их назначения (как назначенных до 1 января 2010 г., так и назначаемых впервые, начиная с 1 января 2010 г.), если при определении размера этих пенсий (страховой части) применяется (применялась до 1 января 2010 г.) оценка пенсионных прав застрахованных лиц. При этом у граждан, получающих трудовые пенсии по старости и по инвалидности, валоризации будет подлежать непосредственно их расчетный пенсионный капитал (то есть исчисленный исходя из их заработка и стажа), а у граждан, получающих пенсию по случаю потери кормильца, - расчетный пенсионный капитал умершего кормильца, в связи со смертью которого они получают пенсию.
В соответствии со ст. 30.1 Закона о трудовых пенсиях (в ред. от 24.07.2009) сумма валоризации (СВ) составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала и, сверх того, 1% величины этого расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г.
Пример. Таким образом, например, если гражданин не имеет общего трудового стажа до 1 января 1991 г. и указанный стаж складывается из периодов начиная с 1991 г., то сумма валоризации составит 10% величины рассматриваемого расчетного пенсионного капитала (независимо от продолжительности общего трудового стажа за период с 1 января 1991 г. по 1 января 2002 г.). Если у гражданина продолжительность общего трудового стажа до 1 января 1991 г. составляет 20 лет, то сумма валоризации будет равна 30% (10% + 20% за стаж до 1 января 1991 г.) величины расчетного пенсионного капитала.
При определении суммы валоризации также не имеет значения что общий трудовой стаж гражданина складывается только за счет периодов, имевших место до 1 января 1991 г. Так, например, если у него имеется 28 лет общего трудового стажа до 1 января 1991 г., а после указанной даты гражданин не работал, то сумма валоризации составит 38% (10% + 28% за стаж).
В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены соответствующему гражданину в указанный стаж при осуществлении оценки его пенсионных прав. Включение тех или иных периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.
Оценка пенсионных прав
Как известно, механизм оценки пенсионных прав, по сути, заключается в
определении условной пенсии, которая полагалась бы гражданину по состоянию
на 1 января 2002 г. исходя из продолжительности его общего трудового стажа,
приобретенного на 31 декабря 2001 г., и среднемесячного заработка за 2000 -
2001 гг. или за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. Потом эту
условную пенсию (если гражданин уже являлся пенсионером на 31 декабря
2001 г., то в расчет может быть принята не условная, а его реальная пенсия)
по формуле, указанной в ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, переводят в
расчетный пенсионный капитал, составляющий часть общего расчетного
пенсионного капитала до 1 января 2002 г. (ПК ).
1
Формула, с помощью которой осуществляется оценка пенсионных прав, выглядит следующим образом:
ПК = (РП - 450 руб.) x T,
где ПК (или ПК - см. выше) - величина расчетного пенсионного капитала
1
застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях;
450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который был установлен законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 г.;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (в 2002 г. - 144 месяца).
Расчетный размер трудовой пенсии
В соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях (ред. от 24.07.2009) (а до вступления в силу Закона N 213-ФЗ применялись соответствующие решения Конституционного Суда, в частности Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П) расчетный размер трудовой пенсии (РП), при подсчете которого подсчитывается общий трудовой стаж, может быть определен по двум вариантам, при этом для каждого варианта подсчета РП применяется свой вариант подсчета общего трудового стажа.
Первый вариант подсчета РП, по существу, воспроизводит порядок исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), действовавшего до 1 января 2002 г.
В данном случае в общий трудовой стаж включаются те же периоды работы и иной деятельности, которые ранее (до 1 января 2002 г.) включались в общий трудовой стаж для исчисления пенсии с применением ИКП, т.е. в указанный стаж включаются только периоды работы и некоторые иные периоды (например, служба в армии), перечисленные в Законе. Стаж исчисляется в календарном порядке (один месяц работы и иной деятельности за один месяц стажа). Соответственно, при таком варианте в общий трудовой стаж не включаются, например, периоды учебы, периоды ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, а вот периоды работы на Крайнем Севере, периоды участия в боевых действиях и т.д. засчитываются в общий трудовой стаж один к одному (в календарном порядке).
Второй вариант подсчета РП, по сути, воспроизводит формулу, которая применялась до 1 января 2002 г. при подсчете пенсий без применения ИКП. Соответственно, в данном случае в общий трудовой стаж включаются те же периоды работы и иной деятельности, которые до 1 января 2002 г. включались в общий трудовой стаж при подсчете пенсий без ИКП. В установленных случаях применяется и льготный порядок общего трудового стажа.
Например, в общий трудовой стаж включаются периоды учебы, периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях засчитываются в общий трудовой стаж с коэффициентом 1,5, период службы в армии по призыву засчитается в общий трудовой стаж с коэффициентом 2 и т.д.
Выбор между вариантами подсчета
При выборе того или иного варианта подсчета РП и, соответственно, общего трудового стажа применяются соответствующие ограничения. Данные ограничения аналогичны тем ограничениям, которые использовались при подсчете пенсии с применением ИКП или без применения ИКП по состоянию на 31 декабря 2001 г.
Так, например, если РП рассчитывается по формуле, которая ранее применялась для исчисления пенсий без ИКП (когда, в частности, в подсчет общего трудового стажа включается период учебы), то РП не может превышать максимальный размер пенсии, действовавший по состоянию на 31 декабря 2001 г. Указанный максимальный размер устанавливался на уровне 3 минимальных размеров пенсий, а для лиц, имеющих право на досрочное (льготное) назначение пенсий по Списку N 1, - 3,5 минимального размера пенсий. Минимальный же размер пенсии на 31 декабря 2001 г. равнялся 185 руб. 32 коп. Данный размер мог быть еще увеличен на 1% за каждый год общего трудового стажа, превышающий требуемый для назначения пенсии, но не более чем на 20%. Кроме того, по данному варианту определения РП к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством РФ по состоянию на 31 декабря 2001 г.
При подсчете РП по другому варианту (аналогичному исчислению пенсии с применением ИКП) ограничению подлежит отношение средней зарплаты гражданина к среднему заработку по стране, которое также применялось по состоянию на указанную дату (для большей части пенсионеров соотношение заработков не может превышать коэффициент 1,2, а для пенсионеров-"северян" - 1,4, 1,7 или 1,9 в зависимости от места жительства); среднемесячный заработок по стране, на который производится умножение указанного ограничительного коэффициента (1,2; 1,4; 1,7 или 1,9), учитывается в размере, равном 1671 руб.
Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
При подсчете пенсии, естественно, применяется вариант, наиболее выгодный для гражданина.
Размер страховой части трудовой пенсии
Для определения размера трудовой пенсии (страховой части) с 1 января 2010 г. гражданам, которые являлись получателями трудовых пенсий до 1 января 2010 г., потребуется к получаемой ими сумме пенсии прибавить соответствующее увеличение (повышение), рассчитанное с учетом полагающейся для них суммы валоризации.
В данном случае сумма валоризации (СВ) определяется в общем порядке, т.е. она составляет долю от расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях на день назначения трудовой пенсии: 10% + 1% за каждый год стажа до 1991 г. от указанного расчетного пенсионного капитала.
Потом эта сумма валоризации (СВ) делится на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененное при назначении соответствующему гражданину страховой части трудовой пенсии (T). Как известно, величина T за период с 1 января 2002 г. до 1 января 2010 г. каждый год менялась. В частности, в 2002 г. T равнялась 144 месяцам, в 2003 г. - 150 месяцам, в 2009 г. - 186 месяцам (см. п. 1 ст. 32 Закона о трудовых пенсиях). Полученный результат после указанного деления следует умножить на суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных в РФ за период со дня назначения этому гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии до 1 января 2010 г.
Таким образом, с 1 января 2010 г., в частности, размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц, находящихся на пенсии, будет подсчитан по формуле:
П = Б + П + (СВ / Т) x К,
1
где П - размер страховой части трудовой пенсии по старости с 1 января 2010 г.;
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости с 1 января 2010 г. (см. ст. 14 Закона о трудовых пенсиях в ред. от 24.07.2009);
П - размер страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на
1
31.12.2009;
СВ - сумма валоризации, подсчитанная исходя из суммы расчетного пенсионного капитала, который был определен гражданину при оценке его пенсионных прав при назначении пенсии;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененного при назначении гражданину страховой части трудовой пенсии по старости;
К - суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных в РФ за период со дня назначения гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии до 1 января 2010 г.
Кого и как коснется валоризация
Для избежания завышенных ожиданий о повышении пенсий с 1 января 2010 г. с учетом валоризации коротко обобщим.
Повышение пенсий коснется всех граждан, получающих трудовые пенсии по
состоянию на 31 декабря 2009 г., у которых при назначении трудовых пенсий
производилась оценка пенсионных прав застрахованных лиц, то есть у кого
при подсчете пенсии учтен общий трудовой стаж до 1 января 2002 г.
независимо от его продолжительности. У пенсионеров, у которых такая оценка
пенсионных прав не производилась из-за отсутствия периодов работы и иной
деятельности до 1 января 2002 г. и у которых, соответственно, расчетный
пенсионный капитал сформирован только за счет суммы страховых пенсионных
взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо
начиная с 1 января 2002 г. (то есть ПК = ПК ), никакого повышения пенсий
2
в связи с валоризацией не будет. В основном это (пенсии не будут
повышаться) может затронуть получателей пенсий по инвалидности и по случаю
потери кормильца, которые приступили к работе (граждане из числа инвалидов
или умершие кормильцы) в 2002 г. и позднее.
При подсчете суммы валоризации и, соответственно, суммы увеличения пенсии с 1 января 2010 г. не будут учитываться размер базовой части трудовой пенсии и сумма фиксированного базового размера пенсии.
При подсчете суммы валоризации и, соответственно, суммы увеличения пенсии учитывается не величина страховой части трудовой пенсии (процент повышения нужно считать не от нее), а величина расчетного пенсионного капитала, исчисленная через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Таким образом, при подсчете суммы валоризации не будут учитываться страховые пенсионные взносы, поступившие за период начиная с 1 января 2002 г.
Наибольшую прибавку к пенсии в рублях получат граждане, имеющие длительный общий трудовой стаж (стаж на соответствующих видах работ, если оценка пенсионных прав осуществляется из того стажа) до 1 января 1991 г. При одинаковом трудовом стаже у двух пенсионеров, взятом для оценки пенсионных прав, прибавку к пенсии в более высоком размере получит тот, у кого больше стажа приходится до указанной даты.
Прибавку к пенсии получат и те граждане, у которых нет общего трудового стажа (стажа на соответствующих видах работ) до 1 января 1991 г., но у которых при назначении трудовой пенсии производилась оценка пенсионных прав. В данном случае сумма валоризации составит 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при такой оценке независимо от продолжительности общего трудового стажа после 1 января 1991 г.
Автор комментирует изменения индексации, расчетов страховой части трудовой пенсии, пенсии по инвалидности в государственном пенсионном обеспечении.
Новый порядок индексации
С 1 января 2010 г. меняется порядок индексации страховой части трудовой пенсии по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Как уже отмечалось, в трудовых пенсиях теперь не будут устанавливаться базовые части пенсий. Вместо них вводятся фиксированные базовые размеры, которые формально не являются самостоятельными частями трудовых пенсий.
В отличие от порядка индексации трудовых пенсий, действующего до 1 января 2010 г., когда размеры базовых и страховых частей трудовых пенсий могли индексироваться в разные сроки и на разные коэффициенты, а на практике так всегда и происходило, с 1 января 2010 г. размеры страховых частей трудовых пенсий по старости и размеры трудовых пенсий по инвалидности и трудовых пенсий по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца) будут индексироваться по общим правилам - на одинаковый коэффициент и в те же самые сроки.
Новый порядок индексации совпадает с порядком индексации и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии, который применялся до 1 января 2010 г. То есть трудовые пенсии (страховые части трудовых пенсий по старости) могут индексироваться до четырех раз в год (с 1 февраля, с 1 мая, с 1 августа и с 1 ноября) при соответствующем уровне инфляции (не менее 6% за соответствующий период). При этом коэффициент индексации будет определяться Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период. Кроме того, в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в России превысит суммарный коэффициент произведенной индексации пенсий за этот же год, с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом. Дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ и в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера определяются Правительством РФ.
Пенсии по инвалидности
Большие изменения с 1 января 2010 г. произойдут в отношении установления пенсий по инвалидности.
Во-первых, с 1 января 2010 г. размеры трудовых пенсий по инвалидности, как это было и до 1 января 2004 г., будут определяться исходя из группы инвалидности, а не степени ограничения способности к трудовой деятельности.
При этом, согласно п. 4 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ), гражданам, признанным в установленном порядке до 1 января 2010 г. инвалидами, установление размеров пенсий будет осуществляться без проведения дополнительного переосвидетельствования в следующем порядке:
- по I группе инвалидности - инвалидам I группы независимо от имеющейся степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидам I группы, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также инвалидам II и III группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности III степени;
- по II группе инвалидности - инвалидам II группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности II или I степени, инвалидам II группы, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также инвалидам III группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности II степени;
- по III группе инвалидности - инвалидам III группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности I степени, и инвалидам III группы, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Во-вторых, трудовая пенсия по инвалидности теперь не будет устанавливаться бессрочно, и, кроме того, период ее получения не может выйти за пределы возраста, установленного законом. Так, по достижении возраста 60 лет для мужчин или 55 лет для женщин выплата трудовой пенсии по инвалидности будет прекращена, и инвалида, если у него имеется в наличии страховой стаж, дающий право на получение трудовой пенсии по старости (не менее 5 лет), переведут на трудовую пенсию по старости. Если у инвалида отсутствует необходимый страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости, то он будет продолжать получать трудовую пенсию по инвалидности до достижения возраста 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, после чего его переведут на получение социальной пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ред. от 18.07.2009, далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении). При указанных переводах на другой вид пенсии инвалиду предоставляется гарантия - размер его новой пенсии не может быть меньше размера получаемой им до такого перевода трудовой пенсии по инвалидности.
В-третьих, как отмечалось выше, трудовые пенсии не будут иметь накопительной части. При наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, являвшегося получателем трудовой пенсии по инвалидности, указанные средства будут учтены при установлении этому лицу накопительной части трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) либо выплачены единовременно (при отсутствии права на трудовую пенсию по старости).
Государственное пенсионное обеспечение
С 1 января 2010 г. вступают в силу изменения, касающиеся вопросов установления пенсий в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Рассмотрим их.
Право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению получили две новые категории граждан - граждане из числа космонавтов и граждане из числа работников летно-испытательного состава.
До 1 января 2010 г. пенсионное обеспечение указанных граждан осуществлялось за счет средств Пенсионного фонда РФ, т.е. космонавтам (и членам их семей) пенсии назначались на основании Положения о пенсионном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 17.05.1993 N 455 (ред. от 23.10.2002), а летчикам-испытателям - на основании Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 N 384 (ред. от 12.08.1992).
С 1 января 2010 г. в отношении рассматриваемых категорий граждан вводятся пенсии по государственному пенсионному обеспечению, выплачиваемые из федерального бюджета.
Космонавтам будут устанавливаться пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, а членам их семей - пенсии по случаю потери кормильца.
Для летчиков-испытателей предусмотрено назначение пенсий за выслугу лет.
Следует отметить, что в отношении пенсионного обеспечения космонавтов и членов их семей (применительно к размерам пенсий) в части установления пенсий за выслугу лет и по инвалидности и по случаю потери кормильца с 1 января 2010 г. практически никаких изменений не предусматривается.
Таким образом, при определении размера пенсии за выслугу лет летчикам-испытателям с 1 января 2010 г. не будет учитываться заработок летчика-испытателя, а учитывается лишь продолжительность его выслуги.
Закон предусматривает повышение размера пенсии за выслугу лет летчикам-испытателям I класса, а также лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ.
Сверх указанной выше общей пенсионной суммы (от 800 до 1500 размеров социальной пенсии) летчики-испытатели могут получать суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав.
При этом следует отметить, что граждане из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава, которые получали соответствующие пенсии до 1 января 2010 г., вправе не переходить с 1 января 2010 г. на новую пенсионную схему, а получать прежние пенсии, если их размеры превышают размеры пенсий, полагающиеся по новому законодательству.
Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также размеры соответствующих надбавок и повышений к указанным пенсиям, которые до 1 января 2010 г. определялись в соответствующем процентном отношении от размеров базовых частей трудовых пенсий, с 1 января 2010 г. будут определяться исходя (в процентном отношении) из размера социальной пенсии, предусмотренного пп. 1 п. 1 ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении. Соответственно, при изменении размера указанной социальной пенсии будет изменяться и размер соответствующей пенсии по государственному социальному обеспечению.
Таким образом, с 1 января 2010 г. пенсии по государственному пенсионному обеспечению в части определения их размера, а также в части их индексации полностью "отрываются" от трудовых пенсий, в т.ч. не будут зависеть от суммы фиксированного базового размера трудовой пенсии.
Как отмечалось выше, размеры трудовых пенсий, включая сумму, приходящуюся на фиксированный базовый размер пенсии, могут индексироваться до четырех раз в год (с 1 февраля, с 1 мая, с 1 августа и с 1 ноября в зависимости от темпов инфляции), а также подлежать дополнительному увеличению с 1 апреля с учетом темпов роста среднемесячной заработной платы в стране за прошлый год.
Социальные пенсии с 2010 г. подлежат индексации ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошедший год. В случае если за данный период темпы роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации превышают темпы роста цен на товары и услуги, с 1 июля производится дополнительная индексация указанных социальных пенсий на разницу между годовым индексом роста прожиточного минимума пенсионера в РФ и годовым индексом роста цен на товары и услуги. Коэффициенты индексации социальных пенсий определяются Правительством РФ.
Таким образом, все пенсии по государственному пенсионному обеспечению, при подсчете которых учитывается размер социальной пенсии, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении, будут индексироваться (изменяться в размерах) при индексации социальной пенсии и в те же сроки.
Будет ли увеличение в государственном пенсионном обеспечении?
Следует отметить, что как такового увеличения размеров пенсий по государственному пенсионному обеспечению с 1 января 2010 г. не предусматривается. При изменении порядка подсчета пенсий по государственному пенсионному обеспечению (соответствующий процент не от базовой части трудовой пенсии, а от размера социальной пенсии) сумма пенсии в рублях не изменится.
Исключением в данном случае является установление пенсий по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами в связи с прохождением военной службы по призыву (как вследствие военной травмы, так и вследствие заболевания, полученного при прохождении военной службы), участникам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", у которых на иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи (ст. ст. 15 - 16 Закона о государственном пенсионном обеспечении).
До 1 января 2010 г. увеличение размеров пенсий по инвалидности указанным лицам при наличии иждивенцев производилось только инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени.
С 1 января 2010 г. установление размеров пенсий по инвалидности, предусмотренных Законом о государственном пенсионном обеспечении, как и у трудовых пенсий по инвалидности, будет производиться исходя из группы инвалидности, а не степени ограничения способности к трудовой деятельности. При этом увеличение размеров пенсий по инвалидности с учетом иждивенцев будет производиться инвалидам всех трех групп (до 1 января 2010 г. иждивенцы учитывались при установлении пенсий по инвалидности при наличии всех степеней ограничения способности к трудовой деятельности, в том числе I степени, только для граждан, ставших инвалидами вследствие радиационных или техногенных катастроф (ст. 17 Закона о государственном пенсионном обеспечении)).
Социальные доплаты к пенсии
Помимо указанных изменений пенсионного законодательства, с 1 января 2010 г. в Российской Федерации вводится механизм установления социальных (федеральной или региональной) доплат к пенсии.
Соответствующие изменения по данному вопросу вносятся в Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 28.04.2009). В частности, указанный Федеральный закон дополняется ст. 12.1, согласно которой общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 18.07.2009), не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера будут учитываться суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ:
1) пенсий, в т.ч. сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с п. 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях;
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда РФ в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или по месту его пребывания, но не более чем в целом по России. Указанная доплата устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения этого пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ.
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте РФ.
Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты будут установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития (Минздравсоцразвития России). Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта РФ.
Таким образом, в первую очередь установление социальных доплат к пенсии может коснуться получателей социальных пенсий, исходя из их невысокого размера, а также получателей трудовых пенсий из числа инвалидов III группы и пенсий по случаю потери кормильца.
А.Назаров
Государственный советник
Российской Федерации
1-го класса
Подписано в печать
06.11.2009