Изменения в законодательстве по вопросам установления пенсий


‏"‎Кадровик.‭ ‬Трудовое право для кадровика‭"‬,‭ ‬2009,‭ ‬N‭ ‬12

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПО ВОПРОСАМ УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ

 

Автор комментирует изменения пенсионного законодательства с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.,‭ ‬рассказывает о том,‭ ‬из каких частей теперь состоят пенсии,‭ ‬как будут рассчитываться эти части.‭ ‬Особое внимание уделено новому для кадровых служб понятию валоризации,‭ ‬подробно расписан ее подсчет.

 

С‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ (‬в большей своей части‭) ‬вступает в силу Федеральный закон от‭ ‬24.07.2009‭ ‬N‭ ‬213-ФЗ‭ "‬О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов‭ (‬положений законодательных актов‭) ‬Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона‭ "‬О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,‭ ‬Фонд социального страхования Российской Федерации,‭ ‬Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования‭" (‬далее‭ ‬-‭ ‬Закон N‭ ‬213-ФЗ‭)‬.

Указанным Федеральным законом вносятся значительные изменения в ряд законодательных актов,‭ ‬в частности регулирующих вопросы сбора взносов на обязательное социальное и пенсионное страхование,‭ ‬вопросы установления пособий и т.д.‭ ‬Большие изменения вносятся также в федеральные законы,‭ ‬на основании которых в настоящее время устанавливаются пенсии.

В данной публикации рассмотрим наиболее значимые изменения по вопросам установления пенсий,‭ ‬которые предусмотрены Законом N‭ ‬213-ФЗ.

 

Структура трудовых пенсий

 

Трудовые пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от‭ ‬17.12.2001‭ ‬N‭ ‬173-ФЗ‭ "‬О трудовых пенсиях в Российской Федерации‭" (‬далее‭ ‬-‭ ‬Закон о трудовых пенсиях‭)‬.

С‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬на основании Закона N‭ ‬213-ФЗ изменяется структура трудовых пенсий.

До‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬в соответствии со ст.‭ ‬5‭ ‬Закона о трудовых пенсиях трудовые пенсии по старости и по инвалидности могли состоять из трех частей‭ ‬-‭ ‬базовой,‭ ‬страховой и накопительной,‭ ‬а пенсии по случаю потери кормильца из двух частей‭ ‬-‭ ‬базовой и страховой.‭ ‬При этом накопительная часть пенсии фактически никому не устанавливалась,‭ ‬поскольку законодательно не был определен один из элементов формулы,‭ ‬применяемой для исчисления данной части пенсии,‭ ‬-‭ ‬T‭ (‬количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости,‭ ‬применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии,‭ ‬определяемого в порядке,‭ ‬установленном федеральным законом‭)‬.

С‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬базовые части трудовых пенсий как самостоятельные структурные части указанных пенсий устанавливаться не будут.‭ ‬Вместо них вводятся фиксированные базовые размеры пенсий,‭ ‬которые формально не являются самостоятельными частями трудовых пенсий.‭ ‬Кроме того,‭ ‬накопительную часть пенсии будут иметь только трудовые пенсии по старости.

Таким образом,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬пенсия по старости будет состоять‭ (‬может состоять при наличии пенсионных накоплений‭) ‬из двух частей‭ ‬-‭ ‬страховой и накопительной,‭ ‬а трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вообще не будут делиться на части.

 

Накопительная часть пенсии

 

С‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬начнется реальное установление накопительной части трудовой пенсии по старости.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

 

НЧ‭ = ‬ПН‭ ‬:‭ ‬T,

 

где‭ ‬НЧ‭ ‬-‭ ‬размер накопительной части трудовой пенсии по старости‭;

ПН‭ ‬-‭ ‬сумма пенсионных накоплений застрахованного лица,‭ ‬учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день,‭ ‬с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости‭;

T‭ ‬-‭ ‬количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости,‭ ‬применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

Таким образом,‭ ‬теперь законодательно полностью определен порядок расчета накопительной части трудовой пенсии по старости,‭ ‬в т.ч.‭ ‬указано,‭ ‬какую величину‭ ‬T‭ (‬количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости‭) ‬следует применять при подсчете данной части пенсии.‭ ‬T для подсчета страховой части и‭ ‬T для подсчета накопительной части у пенсионера должны быть одинаковыми.

Как известно,‭ ‬право на получение накопительной части трудовой пенсии до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬имели не только граждане из числа получателей трудовых пенсий по старости‭ (‬при наличии пенсионных накоплений‭)‬,‭ ‬но и некоторые категории инвалидов.

Так,‭ ‬до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬при наличии пенсионных накоплений,‭ ‬учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица,‭ ‬признанного инвалидом,‭ ‬накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливалась этому застрахованному лицу не ранее достижения им возраста‭ ‬60‭ ‬лет для мужчин и‭ ‬55‭ ‬лет для женщин,‭ ‬а инвалидам с детства,‭ ‬имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени,‭ ‬-‭ ‬независимо от возраста‭; ‬лицам,‭ ‬больным гипофизарным нанизмом‭ (‬лилипутам‭)‬,‭ ‬диспропорциональным карликам и инвалидам по зрению,‭ ‬имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени,‭ ‬-‭ ‬не ранее достижения ими возраста,‭ ‬с которого они приобретают право на получение досрочной трудовой пенсии по старости.

Как отмечалось выше,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬трудовые пенсии по инвалидности не будут иметь накопительной части.

Лицам из числа инвалидов с детства и других категорий инвалидов,‭ ‬которые до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬имели право на получение накопительной части трудовой пенсии по инвалидности до достижения общеустановленного пенсионного возраста,‭ ‬но не получили ее в связи с отсутствием федерального закона,‭ ‬устанавливающего количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости,‭ ‬предоставлено право по их выбору на получение накопительной части трудовой пенсии по инвалидности,‭ ‬рассчитываемой в порядке,‭ ‬предусмотренном до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬Законом о трудовых пенсиях,‭ ‬либо на получение накопительной части трудовой пенсии по старости,‭ ‬в т.ч.‭ ‬досрочной,‭ ‬в соответствии с новым порядком,‭ ‬вводимым с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.

Применение при определении размера накопительной части трудовой пенсии по старости‭ (‬трудовой пенсии по инвалидности‭) ‬количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости распространяется на правоотношения,‭ ‬возникшие с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.‭ ‬Таким образом,‭ ‬гражданам,‭ ‬приобретшим право на получение накопительной части трудовой пенсии до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.,‭ ‬будет произведена выплата указанной части пенсии за все прошлое время.

Что касается граждан из числа получателей трудовых пенсий по инвалидности,‭ ‬у которых право на установление накопительной части трудовой пенсии по инвалидности до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬не возникло и у которых накопительные средства формируются уже с учетом новой пенсионной схемы,‭ ‬указанные пенсионные накопления будут учтены при назначении им трудовой пенсии по старости‭ (‬при наличии права на трудовую пенсию по старости,‭ ‬то есть если есть не менее‭ ‬5‭ ‬лет страхового стажа‭) ‬по достижении общеустановленного пенсионного возраста‭ (‬60‭ ‬лет для мужчин и‭ ‬55‭ ‬лет для женщин‭) ‬путем установления накопительной части трудовой пенсии по старости.‭ ‬Если же гражданин из числа инвалидов по достижении пенсионного возраста не приобретет право на получение трудовой пенсии по старости‭ (‬отсутствует необходимый страховой стаж‭)‬,‭ ‬то указанные накопленные средства будут ему выплачены по достижении общеустановленного пенсионного возраста единовременно в порядке,‭ ‬установленном Правительством РФ.

 

Примечание.‭ ‬Размер страховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца будут определяться путем суммирования двух составляющих долей,‭ ‬подсчитывемых разными способами.

 

Страховая часть.‭ ‬Доля первая‭ ‬-‭ ‬фиксированный базовый размер

 

Первая составляющая доля размера пенсии‭ (‬страховой части трудовой пенсии по старости‭) ‬устанавливается в твердой сумме,‭ ‬величина которой в рублях определена Законом в зависимости от категории пенсионера и наличия иждивенцев,‭ ‬-‭ ‬это фиксированный базовый размер пенсии.

В период с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬по‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2015‭ ‬г.‭ ‬порядок определения фиксированного базового размера пенсии не будет отличаться от действовавшего до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬порядка определения размера базовой части трудовой пенсии,‭ ‬в т.ч.‭ ‬в части повышения указанного размера на соответствующий районный коэффициент для лиц,‭ ‬проживающих в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях,‭ ‬а также для лиц,‭ ‬имеющих длительный стаж работы на Крайнем Севере‭ (‬15‭ ‬календарных лет работы в районах Крайнего Севера или‭ ‬20‭ ‬календарных лет работы в приравненных к ним местностях‭) ‬и страховой стаж‭ ‬25‭ ‬лет для мужчин и‭ ‬20‭ ‬лет для женщин,‭ ‬-‭ ‬независимо от места жительства.

 

Увеличение фиксированного базового размера

 

Начиная с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2015‭ ‬г.‭ ‬при установлении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости‭ (‬на трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца данное правило распространяться не будет‭) ‬будет учитываться продолжительность страхового стажа.‭ ‬С указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа,‭ ‬превышающего‭ ‬30‭ ‬лет для мужчин и‭ ‬25‭ ‬лет для женщин,‭ ‬на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях впервые,‭ ‬а для граждан,‭ ‬которым назначена досрочная трудовая пенсия по старости‭ (‬ст.‭ ‬ст.‭ ‬27‭ ‬-‭ ‬28‭ ‬Закона о трудовых пенсиях‭)‬,‭ ‬-‭ ‬на день достижения возраста‭ ‬60‭ ‬лет для мужчин и‭ ‬55‭ ‬лет для женщин‭ ‬-‭ ‬будет увеличиваться на‭ ‬6‭ ‬процентов.

 

Уменьшение фиксированного базового размера

 

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости при наличии страхового стажа,‭ ‬не достигающего‭ ‬30‭ ‬лет для мужчин и‭ ‬25‭ ‬лет для женщин‭ (‬за исключением граждан,‭ ‬имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,‭ ‬у которых уменьшение фиксированного базового размера пенсии не производится‭)‬,‭ ‬будет уменьшаться на‭ ‬3‭ ‬процента за каждый полный год страхового стажа,‭ ‬недостающий соответственно до‭ ‬30‭ ‬лет для мужчин и‭ ‬25‭ ‬лет для женщин.‭ ‬При этом переход к снижению фиксированного базового размера пенсии из-за отсутствия необходимого страхового стажа будет постепенным.‭ ‬Первоначально,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2015‭ ‬г.,‭ ‬страховой стаж,‭ ‬при отсутствии которого будет производиться уменьшение фиксированного базового размера пенсии,‭ ‬устанавливается продолжительностью‭ ‬9‭ ‬лет‭ (‬а не‭ ‬30‭ ‬или‭ ‬25‭) ‬и ежегодно‭ (‬с‭ ‬1‭ ‬января соответствующего года‭) ‬для мужчин увеличивается на один год до достижения продолжительности‭ ‬30‭ ‬лет,‭ ‬а для женщин увеличивается на один год до достижения продолжительности‭ ‬25‭ ‬лет.‭ ‬То есть,‭ ‬например,‭ ‬в‭ ‬2015‭ ‬г.‭ ‬снижение величины фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости будет производиться,‭ ‬если у гражданина при выходе на пенсию нет‭ ‬9‭ ‬лет страхового стажа,‭ ‬в‭ ‬2016‭ ‬г.‭ ‬-‭ ‬если нет‭ ‬10‭ ‬лет страхового стажа,‭ ‬в‭ ‬2017‭ ‬г.,‭ ‬если нет‭ ‬11‭ ‬лет страхового стажа и т.д.

Гражданам,‭ ‬которым трудовая пенсия по старости была назначена до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2015‭ ‬г.‭ ‬-‭ ‬установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в дифференцированном размере в зависимости от продолжительности страхового стажа будет произведено с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2015‭ ‬г.‭ ‬исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа,‭ ‬приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста‭ ‬60‭ ‬лет для мужчин и‭ ‬55‭ ‬лет для женщин.

 

Различия в подсчете страхового стажа

 

Страховой стаж,‭ ‬с учетом которого будет производиться увеличение и уменьшение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости,‭ ‬подсчитывается по-разному.

В страховой стаж,‭ ‬при отсутствии которого производится уменьшение фиксированного базового размера пенсии,‭ ‬включаются все периоды трудовой и иной деятельности,‭ ‬засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст.‭ ‬ст.‭ ‬10‭ ‬и‭ ‬11‭ ‬Закона о трудовых пенсиях.

В страховой стаж,‭ ‬при наличии которого производится увеличение фиксированного базового размера пенсии,‭ ‬включаются только периоды работы и иной деятельности,‭ ‬в течение которых гражданин подлежал обязательному пенсионному‭ (‬социальному‭) ‬страхованию,‭ ‬а также нестраховые периоды,‭ ‬предусмотренные Федеральным законом от‭ ‬21.03.2005‭ ‬N‭ ‬18-ФЗ‭ "‬О средствах федерального бюджета,‭ ‬выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан‭" (‬ред.‭ ‬от‭ ‬22.07.2008‭)‬:‭ ‬период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет,‭ ‬но не более‭ ‬3‭ ‬лет в общей сложности‭; ‬период ухода,‭ ‬осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы,‭ ‬ребенком-инвалидом или за лицом,‭ ‬достигшим возраста‭ ‬80‭ ‬лет‭; ‬период проживания супругов военнослужащих,‭ ‬проходящих военную службу по контракту,‭ ‬вместе с супругами в местностях,‭ ‬где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства,‭ ‬но не более‭ ‬5‭ ‬лет в общей сложности‭; ‬период проживания за границей супругов работников,‭ ‬направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ,‭ ‬постоянные представительства РФ при международных организациях,‭ ‬торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах,‭ ‬представительства федеральных органов исполнительной власти,‭ ‬государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом,‭ ‬а также в представительства государственных учреждений РФ‭ (‬государственных органов и государственных учреждений СССР‭) ‬за границей и международные организации,‭ ‬перечень которых утверждается Правительством РФ,‭ ‬но не более‭ ‬5‭ ‬лет в общей сложности.

 

Словарь трудового права.‭ ‬Валоризация‭ ‬-‭ ‬повышение цены товара,‭ ‬курса ценных бумаг и т.д.‭ ‬с помощью государственных мероприятий.

Предстоящая валоризация‭ ‬-‭ ‬это не обычное увеличение части пенсии на установленные проценты,‭ ‬как при индексации.

Валоризация‭ ‬-‭ ‬это намеченная правительством переоценка пенсионных прав граждан старшего поколения.

Индексация‭ ‬-‭ ‬один из способов защиты населения,‭ ‬потребителей от инфляции,‭ ‬состоящий в том,‭ ‬что государство и иные субъекты,‭ ‬выплачивающие доходы,‭ ‬увеличивают денежные доходы и сбережения граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары.

 

Страховая часть.‭ ‬Доля вторая‭ ‬-‭ ‬расчетный пенсионный капитал

 

Вторая составляющая доля размера пенсии‭ (‬страховой части трудовой пенсии по старости‭) ‬определяется из суммы расчетного пенсионного капитала,‭ ‬который сформируется у гражданина‭ (‬у умершего кормильца применительно к пенсии по случаю потери кормильца‭) ‬в течение всей его трудовой деятельности.

Размер данной доли,‭ ‬определяемой из суммы расчетного пенсионного капитала,‭ ‬исчисляется по формуле‭ <‬1‭>‬:

 

ПК‭ ‬:‭ ‬T,

 

где‭ ‬ПК‭ ‬-‭ ‬сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица,‭ ‬учтенного по состоянию на день,‭ ‬с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии‭;

T‭ ‬-‭ ‬количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости,‭ ‬применяемого для расчета страховой части пенсии.

--------------------------------

‏<‎1‏> ‎Здесь приводится общая обобщающая формула подсчета страховой части трудовой пенсии,‭ ‬без применения соответствующих показателей,‭ ‬предусмотренных Законом о трудовых пенсиях для определения размеров трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

 

Как известно,‭ ‬ПК до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬складывался из двух условных частей:‭ ‬за период начиная с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.‭ ‬часть пенсионного капитала формировалась на основании страховых пенсионных взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо,‭ ‬а за период до указанной даты часть пенсионного капитала исчислялась через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц,‭ ‬приобретенных на‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.,‭ ‬установленный ст.‭ ‬30‭ ‬Закона о трудовых пенсиях.

 

Новая структура пенсионного капитала

 

Начиная с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬при подсчете размера трудовой пенсии‭ (‬страховой части трудовой пенсии по старости‭) ‬ПК может складываться из трех условных частей.‭ ‬Так же как и до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.,‭ ‬за период начиная с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.‭ ‬часть ПК формируется на основании страховых пенсионных взносов‭ (‬иных поступлений‭) ‬в Пенсионный фонд РФ,‭ ‬за период до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬часть ПК будет исчисляться через механизм оценки пенсионных прав.‭ ‬Кроме того,‭ ‬дополнительно в качестве третьей части ПК выделяется сумма валоризации‭ (‬СВ‭)‬.‭ ‬По сути,‭ ‬сумма валоризации‭ ‬-‭ ‬величина,‭ ‬на которую производится увеличение части ПК,‭ ‬подсчитанной через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц.‭ ‬То есть фактически с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬вводится новая формула оценки пенсионных прав застрахованных лиц,‭ ‬приобретенных до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.,‭ ‬при этом для наглядности,‭ ‬удобства в подсчетах и по т.п.‭ ‬причинам сумма валоризации выделяется в качестве самостоятельной величины,‭ ‬применяемой для подсчета пенсии.

Сумма валоризации‭ (‬СВ‭) ‬у конкретного гражданина составляет соответствующий процент от части его расчетного пенсионного капитала,‭ ‬исчисленной в соответствии со ст.‭ ‬30‭ ‬Закона о трудовых пенсиях.

Таким образом,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬ПК может состоять из трех частей:

 

‏    ‎ПК‭ = ‬ПК‭  ‬+‭ ‬СВ‭ ‬+‭ ‬ПК‭ ‬,

‏           ‎1‏          ‎2

 

где‭ ‬ПК‭ ‬-‭ ‬сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица‭;

    ПК‭  ‬-‭  ‬часть‭  ‬расчетного‭  ‬пенсионного‭  ‬капитала‭  ‬застрахованного‭  ‬лица,

‏      ‎1

исчисленного в соответствии со ст.‭ ‬30‭ ‬Закона о трудовых пенсиях‭;

    СВ‭ ‬-‭  ‬сумма‭   ‬валоризации‭  (‬составляет‭  ‬долю‭  ‬от ПК‭  ‬-‭ ‬не‭  ‬менее‭  ‬10%‭);

                                                       1

‏    ‎ПК‭  ‬-‭ ‬сумма‭  ‬страховых‭  ‬взносов и иных‭  ‬поступлений‭  ‬в‭  ‬Пенсионный фонд

‏      ‎2

Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.

 

Расчет валоризации

 

Следует отметить,‭ ‬что увеличение трудовых пенсий путем валоризации‭ (‬повышения‭) ‬расчетного пенсионного капитала‭ ‬-‭ ‬одно из важных изменений пенсионного законодательства,‭ ‬вводимых с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.,‭ ‬направленных непосредственно на повышение трудовых пенсий.‭ ‬В первую очередь данное повышение касается лиц,‭ ‬имеющих длительный стаж работы в период существования СССР.‭ ‬Вместе с тем валоризация как механизм повышения пенсий будет применяться ко всем трудовым пенсиям независимо от их вида‭ (‬по старости,‭ ‬по инвалидности,‭ ‬по случаю потери кормильца‭) ‬и независимо от даты их назначения‭ (‬как назначенных до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.,‭ ‬так и назначаемых впервые,‭ ‬начиная с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭)‬,‭ ‬если при определении размера этих пенсий‭ (‬страховой части‭) ‬применяется‭ (‬применялась до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭) ‬оценка пенсионных прав застрахованных лиц.‭ ‬При этом у граждан,‭ ‬получающих трудовые пенсии по старости и по инвалидности,‭ ‬валоризации будет подлежать непосредственно их расчетный пенсионный капитал‭ (‬то есть исчисленный исходя из их заработка и стажа‭)‬,‭ ‬а у граждан,‭ ‬получающих пенсию по случаю потери кормильца,‭ ‬-‭ ‬расчетный пенсионный капитал умершего кормильца,‭ ‬в связи со смертью которого они получают пенсию.

В соответствии со ст.‭ ‬30.1‭ ‬Закона о трудовых пенсиях‭ (‬в ред.‭ ‬от‭ ‬24.07.2009‭) ‬сумма валоризации‭ (‬СВ‭) ‬составляет‭ ‬10%‭ ‬величины расчетного пенсионного капитала и,‭ ‬сверх того,‭ ‬1%‭ ‬величины этого расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа,‭ ‬приобретенного до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬1991‭ ‬г.

 

Пример.‭ ‬Таким образом,‭ ‬например,‭ ‬если гражданин не имеет общего трудового стажа до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬1991‭ ‬г.‭ ‬и указанный стаж складывается из периодов начиная с‭ ‬1991‭ ‬г.,‭ ‬то сумма валоризации составит‭ ‬10%‭ ‬величины рассматриваемого расчетного пенсионного капитала‭ (‬независимо от продолжительности общего трудового стажа за период с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬1991‭ ‬г.‭ ‬по‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.‭)‬.‭ ‬Если у гражданина продолжительность общего трудового стажа до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬1991‭ ‬г.‭ ‬составляет‭ ‬20‭ ‬лет,‭ ‬то сумма валоризации будет равна‭ ‬30%‭ (‬10%‭ ‬+‭ ‬20%‭ ‬за стаж до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬1991‭ ‬г.‭) ‬величины расчетного пенсионного капитала.

 

При определении суммы валоризации также не имеет значения что общий трудовой стаж гражданина складывается только за счет периодов,‭ ‬имевших место до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬1991‭ ‬г.‭ ‬Так,‭ ‬например,‭ ‬если у него имеется‭ ‬28‭ ‬лет общего трудового стажа до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬1991‭ ‬г.,‭ ‬а после указанной даты гражданин не работал,‭ ‬то сумма валоризации составит‭ ‬38%‭ (‬10%‭ ‬+‭ ‬28%‭ ‬за стаж‭)‬.

В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности,‭ ‬которые были включены соответствующему гражданину в указанный стаж при осуществлении оценки его пенсионных прав.‭ ‬Включение тех или иных периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке,‭ ‬который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии.‭ ‬При этом продолжительность общего трудового стажа,‭ ‬учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала,‭ ‬ограничению не подлежит.

 

Оценка пенсионных прав

 

‏    ‎Как известно,‭ ‬механизм оценки пенсионных‭  ‬прав,‭ ‬по сути,‭  ‬заключается в

определении условной пенсии,‭ ‬которая полагалась‭  ‬бы гражданину по состоянию

на‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.‭ ‬исходя из продолжительности его общего трудового стажа,

приобретенного на‭ ‬31‭ ‬декабря‭ ‬2001‭ ‬г.,‭ ‬и среднемесячного заработка за‭ ‬2000‭ ‬-

2001‏ ‎гг.‭  ‬или за‭  ‬любые‭ ‬60‭ ‬месяцев‭  ‬подряд до‭  ‬1‭ ‬января‭  ‬2002‭ ‬г.‭  ‬Потом эту

условную‭  ‬пенсию‭  (‬если гражданин‭  ‬уже‭  ‬являлся‭  ‬пенсионером‭  ‬на‭ ‬31‭ ‬декабря

2001‏ ‎г.,‭ ‬то в расчет может быть принята не условная,‭ ‬а его реальная пенсия‭)

по‭  ‬формуле,‭  ‬указанной‭  ‬в ст.‭ ‬30‭ ‬Закона о‭  ‬трудовых‭  ‬пенсиях,‭ ‬переводят‭  ‬в

расчетный‭   ‬пенсионный‭   ‬капитал,‭   ‬составляющий‭  ‬часть‭  ‬общего‭  ‬расчетного

пенсионного капитала до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.‭ (‬ПК‭ )‬.

‏                                            ‎1

Формула,‭ ‬с помощью которой осуществляется оценка пенсионных прав,‭ ‬выглядит следующим образом:

 

ПК‭ = (‬РП‭ ‬-‭ ‬450‭ ‬руб.‭) ‬x T,

 

‏    ‎где‭ ‬ПК‭ (‬или ПК‭  ‬-‭ ‬см.‭ ‬выше‭) ‬-‭ ‬величина расчетного‭  ‬пенсионного капитала

‏                  ‎1

застрахованного лица‭;

РП‭ ‬-‭ ‬расчетный размер трудовой пенсии,‭ ‬определяемый для застрахованных лиц в соответствии со ст.‭ ‬30‭ ‬Закона о трудовых пенсиях‭;

450‏ ‎руб.‭ ‬-‭ ‬размер базовой части трудовой пенсии по старости,‭ ‬который был установлен законодательством Российской Федерации на‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.‭;

T‭ ‬-‭ ‬ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости,‭ ‬равный аналогичному периоду,‭ ‬подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом‭ (‬в‭ ‬2002‭ ‬г.‭ ‬-‭ ‬144‭ ‬месяца‭)‬.

 

Расчетный размер трудовой пенсии

 

В соответствии со ст.‭ ‬30‭ ‬Закона о трудовых пенсиях‭ (‬ред.‭ ‬от‭ ‬24.07.2009‭) (‬а до вступления в силу Закона N‭ ‬213-ФЗ применялись соответствующие решения Конституционного Суда,‭ ‬в частности Постановление Конституционного Суда РФ от‭ ‬29.01.2004‭ ‬N‭ ‬2-П‭) ‬расчетный размер трудовой пенсии‭ (‬РП‭)‬,‭ ‬при подсчете которого подсчитывается общий трудовой стаж,‭ ‬может быть определен по двум вариантам,‭ ‬при этом для каждого варианта подсчета РП применяется свой вариант подсчета общего трудового стажа.

Первый вариант подсчета РП,‭ ‬по существу,‭ ‬воспроизводит порядок исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера‭ (‬ИКП‭)‬,‭ ‬действовавшего до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.

В данном случае в общий трудовой стаж включаются те же периоды работы и иной деятельности,‭ ‬которые ранее‭ (‬до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.‭) ‬включались в общий трудовой стаж для исчисления пенсии с применением ИКП,‭ ‬т.е.‭ ‬в указанный стаж включаются только периоды работы и некоторые иные периоды‭ (‬например,‭ ‬служба в армии‭)‬,‭ ‬перечисленные в Законе.‭ ‬Стаж исчисляется в календарном порядке‭ (‬один месяц работы и иной деятельности за один месяц стажа‭)‬.‭ ‬Соответственно,‭ ‬при таком варианте в общий трудовой стаж не включаются,‭ ‬например,‭ ‬периоды учебы,‭ ‬периоды ухода за ребенком в возрасте до‭ ‬3‭ ‬лет,‭ ‬а вот периоды работы на Крайнем Севере,‭ ‬периоды участия в боевых действиях и т.д.‭ ‬засчитываются в общий трудовой стаж один к одному‭ (‬в календарном порядке‭)‬.

Второй вариант подсчета РП,‭ ‬по сути,‭ ‬воспроизводит формулу,‭ ‬которая применялась до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.‭ ‬при подсчете пенсий без применения ИКП.‭ ‬Соответственно,‭ ‬в данном случае в общий трудовой стаж включаются те же периоды работы и иной деятельности,‭ ‬которые до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.‭ ‬включались в общий трудовой стаж при подсчете пенсий без ИКП.‭ ‬В установленных случаях применяется и льготный порядок общего трудового стажа.

Например,‭ ‬в общий трудовой стаж включаются периоды учебы,‭ ‬периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях засчитываются в общий трудовой стаж с коэффициентом‭ ‬1,5,‭ ‬период службы в армии по призыву засчитается в общий трудовой стаж с коэффициентом‭ ‬2‭ ‬и т.д.

 

Выбор между вариантами подсчета

 

При выборе того или иного варианта подсчета РП и,‭ ‬соответственно,‭ ‬общего трудового стажа применяются соответствующие ограничения.‭ ‬Данные ограничения аналогичны тем ограничениям,‭ ‬которые использовались при подсчете пенсии с применением ИКП или без применения ИКП по состоянию на‭ ‬31‭ ‬декабря‭ ‬2001‭ ‬г.

Так,‭ ‬например,‭ ‬если РП рассчитывается по формуле,‭ ‬которая ранее применялась для исчисления пенсий без ИКП‭ (‬когда,‭ ‬в частности,‭ ‬в подсчет общего трудового стажа включается период учебы‭)‬,‭ ‬то РП не может превышать максимальный размер пенсии,‭ ‬действовавший по состоянию на‭ ‬31‭ ‬декабря‭ ‬2001‭ ‬г.‭ ‬Указанный максимальный размер устанавливался на уровне‭ ‬3‭ ‬минимальных размеров пенсий,‭ ‬а для лиц,‭ ‬имеющих право на досрочное‭ (‬льготное‭) ‬назначение пенсий по Списку N‭ ‬1,‭ ‬-‭ ‬3,5‭ ‬минимального размера пенсий.‭ ‬Минимальный же размер пенсии на‭ ‬31‭ ‬декабря‭ ‬2001‭ ‬г.‭ ‬равнялся‭ ‬185‭ ‬руб.‭ ‬32‭ ‬коп.‭ ‬Данный размер мог быть еще увеличен на‭ ‬1%‭ ‬за каждый год общего трудового стажа,‭ ‬превышающий требуемый для назначения пенсии,‭ ‬но не более чем на‭ ‬20%.‭ ‬Кроме того,‭ ‬по данному варианту определения РП к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации,‭ ‬предусмотренная законодательством РФ по состоянию на‭ ‬31‭ ‬декабря‭ ‬2001‭ ‬г.

При подсчете РП по другому варианту‭ (‬аналогичному исчислению пенсии с применением ИКП‭) ‬ограничению подлежит отношение средней зарплаты гражданина к среднему заработку по стране,‭ ‬которое также применялось по состоянию на указанную дату‭ (‬для большей части пенсионеров соотношение заработков не может превышать коэффициент‭ ‬1,2,‭ ‬а для пенсионеров-‭"‬северян‭" ‬-‭ ‬1,4,‭ ‬1,7‭ ‬или‭ ‬1,9‭ ‬в зависимости от места жительства‭); ‬среднемесячный заработок по стране,‭ ‬на который производится умножение указанного ограничительного коэффициента‭ (‬1,2‭; ‬1,4‭; ‬1,7‭ ‬или‭ ‬1,9‭)‬,‭ ‬учитывается в размере,‭ ‬равном‭ ‬1671‭ ‬руб.

Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан,‭ ‬у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ‭ (‬имеющегося и полного‭)‬,‭ ‬определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

При подсчете пенсии,‭ ‬естественно,‭ ‬применяется вариант,‭ ‬наиболее выгодный для гражданина.

 

Размер страховой части трудовой пенсии

 

Для определения размера трудовой пенсии‭ (‬страховой части‭) ‬с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬гражданам,‭ ‬которые являлись получателями трудовых пенсий до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.,‭ ‬потребуется к получаемой ими сумме пенсии прибавить соответствующее увеличение‭ (‬повышение‭)‬,‭ ‬рассчитанное с учетом полагающейся для них суммы валоризации.

В данном случае сумма валоризации‭ (‬СВ‭) ‬определяется в общем порядке,‭ ‬т.е.‭ ‬она составляет долю от расчетного пенсионного капитала,‭ ‬исчисленного в соответствии со ст.‭ ‬30‭ ‬Закона о трудовых пенсиях на день назначения трудовой пенсии:‭ ‬10%‭ ‬+‭ ‬1%‭ ‬за каждый год стажа до‭ ‬1991‭ ‬г.‭ ‬от указанного расчетного пенсионного капитала.

Потом эта сумма валоризации‭ (‬СВ‭) ‬делится на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости,‭ ‬примененное при назначении соответствующему гражданину страховой части трудовой пенсии‭ (‬T‭)‬.‭ ‬Как известно,‭ ‬величина‭ ‬T за период с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.‭ ‬до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬каждый год менялась.‭ ‬В частности,‭ ‬в‭ ‬2002‭ ‬г.‭ ‬T равнялась‭ ‬144‭ ‬месяцам,‭ ‬в‭ ‬2003‭ ‬г.‭ ‬-‭ ‬150‭ ‬месяцам,‭ ‬в‭ ‬2009‭ ‬г.‭ ‬-‭ ‬186‭ ‬месяцам‭ (‬см.‭ ‬п.‭ ‬1‭ ‬ст.‭ ‬32‭ ‬Закона о трудовых пенсиях‭)‬.‭ ‬Полученный результат после указанного деления следует умножить на суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии,‭ ‬проведенных в РФ за период со дня назначения этому гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.

Таким образом,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.,‭ ‬в частности,‭ ‬размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц,‭ ‬находящихся на пенсии,‭ ‬будет подсчитан по формуле:

 

‏    ‎П‭ = ‬Б‭ ‬+‭ ‬П‭  ‬+‭ (‬СВ‭ ‬/‭ ‬Т‭) ‬x К,

‏             ‎1

 

где‭ ‬П‭ ‬-‭ ‬размер страховой части трудовой пенсии по старости с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭;

Б‭ ‬-‭ ‬фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ (‬см.‭ ‬ст.‭ ‬14‭ ‬Закона о трудовых пенсиях в ред.‭ ‬от‭ ‬24.07.2009‭);

    П‭  ‬-‭ ‬размер страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на

‏     ‎1

31.12.2009‏;

СВ‭ ‬-‭ ‬сумма валоризации,‭ ‬подсчитанная исходя из суммы расчетного пенсионного капитала,‭ ‬который был определен гражданину при оценке его пенсионных прав при назначении пенсии‭;

Т‭ ‬-‭ ‬количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости,‭ ‬примененного при назначении гражданину страховой части трудовой пенсии по старости‭;

К‭ ‬-‭ ‬суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии,‭ ‬проведенных в РФ за период со дня назначения гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.

 

Кого и как коснется валоризация

 

Для избежания завышенных ожиданий о повышении пенсий с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬с учетом валоризации коротко обобщим.

‏    ‎Повышение пенсий коснется всех‭  ‬граждан,‭  ‬получающих трудовые пенсии по

состоянию на‭ ‬31‭  ‬декабря‭ ‬2009‭ ‬г.,‭ ‬у которых при‭  ‬назначении трудовых пенсий

производилась‭  ‬оценка пенсионных‭  ‬прав‭  ‬застрахованных‭  ‬лиц,‭ ‬то есть у кого

при‭  ‬подсчете‭  ‬пенсии‭   ‬учтен‭  ‬общий‭  ‬трудовой стаж‭  ‬до‭  ‬1‭  ‬января‭  ‬2002‭ ‬г.

независимо от его продолжительности.‭  ‬У пенсионеров,‭ ‬у которых такая оценка

пенсионных прав‭  ‬не‭  ‬производилась‭  ‬из-за отсутствия периодов работы и иной

деятельности‭  ‬до‭ ‬1‭  ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.‭ ‬и у‭  ‬которых,‭  ‬соответственно,‭ ‬расчетный

пенсионный‭  ‬капитал‭  ‬сформирован‭  ‬только за счет суммы страховых пенсионных

взносов‭  ‬и‭  ‬иных‭  ‬поступлений в Пенсионный‭  ‬фонд‭  ‬РФ за застрахованное лицо

начиная с‭ ‬1‭ ‬января‭  ‬2002‭ ‬г.‭  (‬то есть‭ ‬ПК‭ = ‬ПК‭ )‬,‭  ‬никакого повышения пенсий

‏                                             ‎2

в‭   ‬связи‭   ‬с‭  ‬валоризацией‭  ‬не‭  ‬будет.‭  ‬В‭  ‬основном‭  ‬это‭  (‬пенсии не будут

повышаться‭) ‬может затронуть‭  ‬получателей пенсий по инвалидности и по случаю

потери кормильца,‭  ‬которые приступили к работе‭ (‬граждане из числа инвалидов

или умершие кормильцы‭) ‬в‭ ‬2002‭ ‬г.‭ ‬и позднее.

При подсчете суммы валоризации и,‭ ‬соответственно,‭ ‬суммы увеличения пенсии с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬не будут учитываться размер базовой части трудовой пенсии и сумма фиксированного базового размера пенсии.

При подсчете суммы валоризации и,‭ ‬соответственно,‭ ‬суммы увеличения пенсии учитывается не величина страховой части трудовой пенсии‭ (‬процент повышения нужно считать не от нее‭)‬,‭ ‬а величина расчетного пенсионного капитала,‭ ‬исчисленная через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц.‭ ‬Таким образом,‭ ‬при подсчете суммы валоризации не будут учитываться страховые пенсионные взносы,‭ ‬поступившие за период начиная с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2002‭ ‬г.

Наибольшую прибавку к пенсии в рублях получат граждане,‭ ‬имеющие длительный общий трудовой стаж‭ (‬стаж на соответствующих видах работ,‭ ‬если оценка пенсионных прав осуществляется из того стажа‭) ‬до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬1991‭ ‬г.‭ ‬При одинаковом трудовом стаже у двух пенсионеров,‭ ‬взятом для оценки пенсионных прав,‭ ‬прибавку к пенсии в более высоком размере получит тот,‭ ‬у кого больше стажа приходится до указанной даты.

Прибавку к пенсии получат и те граждане,‭ ‬у которых нет общего трудового стажа‭ (‬стажа на соответствующих видах работ‭) ‬до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬1991‭ ‬г.,‭ ‬но у которых при назначении трудовой пенсии производилась оценка пенсионных прав.‭ ‬В данном случае сумма валоризации составит‭ ‬10%‭ ‬величины расчетного пенсионного капитала,‭ ‬исчисленного при такой оценке независимо от продолжительности общего трудового стажа после‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬1991‭ ‬г.

 

Автор комментирует изменения индексации,‭ ‬расчетов страховой части трудовой пенсии,‭ ‬пенсии по инвалидности в государственном пенсионном обеспечении.

 

Новый порядок индексации

 

С‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬меняется порядок индексации страховой части трудовой пенсии по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Как уже отмечалось,‭ ‬в трудовых пенсиях теперь не будут устанавливаться базовые части пенсий.‭ ‬Вместо них вводятся фиксированные базовые размеры,‭ ‬которые формально не являются самостоятельными частями трудовых пенсий.

В отличие от порядка индексации трудовых пенсий,‭ ‬действующего до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.,‭ ‬когда размеры базовых и страховых частей трудовых пенсий могли индексироваться в разные сроки и на разные коэффициенты,‭ ‬а на практике так всегда и происходило,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬размеры страховых частей трудовых пенсий по старости и размеры трудовых пенсий по инвалидности и трудовых пенсий по случаю потери кормильца‭ (‬включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца‭) ‬будут индексироваться по общим правилам‭ ‬-‭ ‬на одинаковый коэффициент и в те же самые сроки.

Новый порядок индексации совпадает с порядком индексации и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии,‭ ‬который применялся до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬То есть трудовые пенсии‭ (‬страховые части трудовых пенсий по старости‭) ‬могут индексироваться до четырех раз в год‭ (‬с‭ ‬1‭ ‬февраля,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬мая,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬августа и с‭ ‬1‭ ‬ноября‭) ‬при соответствующем уровне инфляции‭ (‬не менее‭ ‬6%‭ ‬за соответствующий период‭)‬.‭ ‬При этом коэффициент индексации будет определяться Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период.‭ ‬Кроме того,‭ ‬в случае,‭ ‬если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в России превысит суммарный коэффициент произведенной индексации пенсий за этот же год,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом.‭ ‬Дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца‭ (‬с учетом ранее произведенной индексации‭) ‬не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ и в расчете на одного пенсионера,‭ ‬направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.‭ ‬Годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера определяются Правительством РФ.

 

Пенсии по инвалидности

 

Большие изменения с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬произойдут в отношении установления пенсий по инвалидности.

Во-первых,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬размеры трудовых пенсий по инвалидности,‭ ‬как это было и до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2004‭ ‬г.,‭ ‬будут определяться исходя из группы инвалидности,‭ ‬а не степени ограничения способности к трудовой деятельности.

При этом,‭ ‬согласно п.‭ ‬4‭ ‬ст.‭ ‬37‭ ‬Федерального закона от‭ ‬24.07.2009‭ ‬N‭ ‬213-ФЗ‭ "‬О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов‭ (‬положений законодательных актов‭) ‬Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона‭ "‬О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,‭ ‬Фонд социального страхования Российской Федерации,‭ ‬Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования‭" (‬далее‭ ‬-‭ ‬Закон N‭ ‬213-ФЗ‭)‬,‭ ‬гражданам,‭ ‬признанным в установленном порядке до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬инвалидами,‭ ‬установление размеров пенсий будет осуществляться без проведения дополнительного переосвидетельствования в следующем порядке:

-‏ ‎по I группе инвалидности‭ ‬-‭ ‬инвалидам I группы независимо от имеющейся степени ограничения способности к трудовой деятельности,‭ ‬инвалидам I группы,‭ ‬не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности,‭ ‬а также инвалидам II и III группы,‭ ‬имеющим ограничения способности к трудовой деятельности III степени‭;

-‏ ‎по II группе инвалидности‭ ‬-‭ ‬инвалидам II группы,‭ ‬имеющим ограничения способности к трудовой деятельности II или I степени,‭ ‬инвалидам II группы,‭ ‬не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности,‭ ‬а также инвалидам III группы,‭ ‬имеющим ограничения способности к трудовой деятельности II степени‭;

-‏ ‎по III группе инвалидности‭ ‬-‭ ‬инвалидам III группы,‭ ‬имеющим ограничения способности к трудовой деятельности I степени,‭ ‬и инвалидам III группы,‭ ‬не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Во-вторых,‭ ‬трудовая пенсия по инвалидности теперь не будет устанавливаться бессрочно,‭ ‬и,‭ ‬кроме того,‭ ‬период ее получения не может выйти за пределы возраста,‭ ‬установленного законом.‭ ‬Так,‭ ‬по достижении возраста‭ ‬60‭ ‬лет для мужчин или‭ ‬55‭ ‬лет для женщин выплата трудовой пенсии по инвалидности будет прекращена,‭ ‬и инвалида,‭ ‬если у него имеется в наличии страховой стаж,‭ ‬дающий право на получение трудовой пенсии по старости‭ (‬не менее‭ ‬5‭ ‬лет‭)‬,‭ ‬переведут на трудовую пенсию по старости.‭ ‬Если у инвалида отсутствует необходимый страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости,‭ ‬то он будет продолжать получать трудовую пенсию по инвалидности до достижения возраста‭ ‬65‭ ‬лет для мужчин и‭ ‬60‭ ‬лет для женщин,‭ ‬после чего его переведут на получение социальной пенсии,‭ ‬предусмотренной Федеральным законом от‭ ‬15.12.2001‭ ‬N‭ ‬166-ФЗ‭ "‬О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации‭" (‬ред.‭ ‬от‭ ‬18.07.2009,‭ ‬далее‭ ‬-‭ ‬Закон о государственном пенсионном обеспечении‭)‬.‭ ‬При указанных переводах на другой вид пенсии инвалиду предоставляется гарантия‭ ‬-‭ ‬размер его новой пенсии не может быть меньше размера получаемой им до такого перевода трудовой пенсии по инвалидности.

В-третьих,‭ ‬как отмечалось выше,‭ ‬трудовые пенсии не будут иметь накопительной части.‭ ‬При наличии средств,‭ ‬учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица,‭ ‬являвшегося получателем трудовой пенсии по инвалидности,‭ ‬указанные средства будут учтены при установлении этому лицу накопительной части трудовой пенсии по старости‭ (‬в том числе досрочной‭) ‬либо выплачены единовременно‭ (‬при отсутствии права на трудовую пенсию по старости‭)‬.

 

Государственное пенсионное обеспечение

 

С‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬вступают в силу изменения,‭ ‬касающиеся вопросов установления пенсий в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении.‭ ‬Рассмотрим их.

Право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению получили две новые категории граждан‭ ‬-‭ ‬граждане из числа космонавтов и граждане из числа работников летно-испытательного состава.

До‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬пенсионное обеспечение указанных граждан осуществлялось за счет средств Пенсионного фонда РФ,‭ ‬т.е.‭ ‬космонавтам‭ (‬и членам их семей‭) ‬пенсии назначались на основании Положения о пенсионном обеспечении космонавтов в Российской Федерации,‭ ‬утв.‭ ‬Постановлением Совета Министров‭ ‬-‭ ‬Правительства РФ от‭ ‬17.05.1993‭ ‬N‭ ‬455‭ (‬ред.‭ ‬от‭ ‬23.10.2002‭)‬,‭ ‬а летчикам-испытателям‭ ‬-‭ ‬на основании Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава,‭ ‬утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от‭ ‬05.07.1991‭ ‬N‭ ‬384‭ (‬ред.‭ ‬от‭ ‬12.08.1992‭)‬.

С‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬в отношении рассматриваемых категорий граждан вводятся пенсии по государственному пенсионному обеспечению,‭ ‬выплачиваемые из федерального бюджета.

Космонавтам будут устанавливаться пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности,‭ ‬а членам их семей‭ ‬-‭ ‬пенсии по случаю потери кормильца.

Для летчиков-испытателей предусмотрено назначение пенсий за выслугу лет.

Следует отметить,‭ ‬что в отношении пенсионного обеспечения космонавтов и членов их семей‭ (‬применительно к размерам пенсий‭) ‬в части установления пенсий за выслугу лет и по инвалидности и по случаю потери кормильца с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬практически никаких изменений не предусматривается.

Таким образом,‭ ‬при определении размера пенсии за выслугу лет летчикам-испытателям с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬не будет учитываться заработок летчика-испытателя,‭ ‬а учитывается лишь продолжительность его выслуги.

Закон предусматривает повышение размера пенсии за выслугу лет летчикам-испытателям I класса,‭ ‬а также лицам,‭ ‬проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,‭ ‬в районах с тяжелыми климатическими условиями,‭ ‬требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан,‭ ‬определяемых Правительством РФ.

Сверх указанной выше общей пенсионной суммы‭ (‬от‭ ‬800‭ ‬до‭ ‬1500‭ ‬размеров социальной пенсии‭) ‬летчики-испытатели могут получать суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости‭ (‬фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности‭)‬,‭ ‬приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста‭ ‬80‭ ‬лет или наличием инвалидности I группы,‭ ‬размер доли страховой части трудовой пенсии по старости,‭ ‬исчисленной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях исходя из расчетного пенсионного капитала,‭ ‬сформированного за счет общей суммы страховых взносов,‭ ‬поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее‭ ‬12‭ ‬полных месяцев работы и‭ (‬или‭) ‬иной деятельности,‭ ‬а также суммы,‭ ‬полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав.

При этом следует отметить,‭ ‬что граждане из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава,‭ ‬которые получали соответствующие пенсии до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.,‭ ‬вправе не переходить с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬на новую пенсионную схему,‭ ‬а получать прежние пенсии,‭ ‬если их размеры превышают размеры пенсий,‭ ‬полагающиеся по новому законодательству.

Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению,‭ ‬а также размеры соответствующих надбавок и повышений к указанным пенсиям,‭ ‬которые до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬определялись в соответствующем процентном отношении от размеров базовых частей трудовых пенсий,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬будут определяться исходя‭ (‬в процентном отношении‭) ‬из размера социальной пенсии,‭ ‬предусмотренного пп.‭ ‬1‭ ‬п.‭ ‬1‭ ‬ст.‭ ‬18‭ ‬Закона о государственном пенсионном обеспечении.‭ ‬Соответственно,‭ ‬при изменении размера указанной социальной пенсии будет изменяться и размер соответствующей пенсии по государственному социальному обеспечению.

Таким образом,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬пенсии по государственному пенсионному обеспечению в части определения их размера,‭ ‬а также в части их индексации полностью‭ "‬отрываются‭" ‬от трудовых пенсий,‭ ‬в т.ч.‭ ‬не будут зависеть от суммы фиксированного базового размера трудовой пенсии.

Как отмечалось выше,‭ ‬размеры трудовых пенсий,‭ ‬включая сумму,‭ ‬приходящуюся на фиксированный базовый размер пенсии,‭ ‬могут индексироваться до четырех раз в год‭ (‬с‭ ‬1‭ ‬февраля,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬мая,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬августа и с‭ ‬1‭ ‬ноября в зависимости от темпов инфляции‭)‬,‭ ‬а также подлежать дополнительному увеличению с‭ ‬1‭ ‬апреля с учетом темпов роста среднемесячной заработной платы в стране за прошлый год.

Социальные пенсии с‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬подлежат индексации ежегодно с‭ ‬1‭ ‬апреля с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошедший год.‭ ‬В случае если за данный период темпы роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации превышают темпы роста цен на товары и услуги,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬июля производится дополнительная индексация указанных социальных пенсий на разницу между годовым индексом роста прожиточного минимума пенсионера в РФ и годовым индексом роста цен на товары и услуги.‭ ‬Коэффициенты индексации социальных пенсий определяются Правительством РФ.

Таким образом,‭ ‬все пенсии по государственному пенсионному обеспечению,‭ ‬при подсчете которых учитывается размер социальной пенсии,‭ ‬предусмотренный пп.‭ ‬1‭ ‬п.‭ ‬1‭ ‬ст.‭ ‬18‭ ‬Закона о государственном пенсионном обеспечении,‭ ‬будут индексироваться‭ (‬изменяться в размерах‭) ‬при индексации социальной пенсии и в те же сроки.

Будет ли увеличение в государственном пенсионном обеспечении‭?

Следует отметить,‭ ‬что как такового увеличения размеров пенсий по государственному пенсионному обеспечению с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬не предусматривается.‭ ‬При изменении порядка подсчета пенсий по государственному пенсионному обеспечению‭ (‬соответствующий процент не от базовой части трудовой пенсии,‭ ‬а от размера социальной пенсии‭) ‬сумма пенсии в рублях не изменится.

Исключением в данном случае является установление пенсий по инвалидности гражданам,‭ ‬ставшим инвалидами в связи с прохождением военной службы по призыву‭ (‬как вследствие военной травмы,‭ ‬так и вследствие заболевания,‭ ‬полученного при прохождении военной службы‭)‬,‭ ‬участникам Великой Отечественной войны и лицам,‭ ‬награжденным знаком‭ "‬Жителю блокадного Ленинграда‭"‬,‭ ‬у которых на иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи‭ (‬ст.‭ ‬ст.‭ ‬15‭ ‬-‭ ‬16‭ ‬Закона о государственном пенсионном обеспечении‭)‬.

До‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬увеличение размеров пенсий по инвалидности указанным лицам при наличии иждивенцев производилось только инвалидам,‭ ‬имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени.

С‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬установление размеров пенсий по инвалидности,‭ ‬предусмотренных Законом о государственном пенсионном обеспечении,‭ ‬как и у трудовых пенсий по инвалидности,‭ ‬будет производиться исходя из группы инвалидности,‭ ‬а не степени ограничения способности к трудовой деятельности.‭ ‬При этом увеличение размеров пенсий по инвалидности с учетом иждивенцев будет производиться инвалидам всех трех групп‭ (‬до‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬иждивенцы учитывались при установлении пенсий по инвалидности при наличии всех степеней ограничения способности к трудовой деятельности,‭ ‬в том числе I степени,‭ ‬только для граждан,‭ ‬ставших инвалидами вследствие радиационных или техногенных катастроф‭ (‬ст.‭ ‬17‭ ‬Закона о государственном пенсионном обеспечении‭))‬.

 

Социальные доплаты к пенсии

 

Помимо указанных изменений пенсионного законодательства,‭ ‬с‭ ‬1‭ ‬января‭ ‬2010‭ ‬г.‭ ‬в Российской Федерации вводится механизм установления социальных‭ (‬федеральной или региональной‭) ‬доплат к пенсии.

Соответствующие изменения по данному вопросу вносятся в Федеральный закон от‭ ‬17.07.1999‭ ‬N‭ ‬178-ФЗ‭ "‬О государственной социальной помощи‭" (‬ред.‭ ‬от‭ ‬28.04.2009‭)‬.‭ ‬В частности,‭ ‬указанный Федеральный закон дополняется ст.‭ ‬12.1,‭ ‬согласно которой общая сумма материального обеспечения пенсионера,‭ ‬проживающего на территории Российской Федерации,‭ ‬не осуществляющего работу и‭ (‬или‭) ‬иную деятельность,‭ ‬в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от‭ ‬15.12.2001‭ ‬N‭ ‬167-ФЗ‭ "‬Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации‭" (‬ред.‭ ‬от‭ ‬18.07.2009‭)‬,‭ ‬не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера будут учитываться суммы следующих денежных выплат,‭ ‬установленных в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ:

1‏) ‎пенсий,‭ ‬в т.ч.‭ ‬сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с п.‭ ‬4‭ ‬ст.‭ ‬17‭ ‬Закона о трудовых пенсиях‭;

2‏) ‎дополнительного материального‭ (‬социального‭) ‬обеспечения‭;

3‏) ‎ежемесячной денежной выплаты‭ (‬включая стоимость набора социальных услуг‭);

4‏) ‎иных мер социальной поддержки‭ (‬помощи‭)‬,‭ ‬установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении‭ (‬за исключением мер социальной поддержки,‭ ‬предоставляемых единовременно‭)‬.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки,‭ ‬предоставляемые ему в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в натуральной форме,‭ ‬за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном,‭ ‬по оплате жилых помещений и коммунальных услуг,‭ ‬по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта‭ (‬городского,‭ ‬пригородного и междугородного‭)‬,‭ ‬а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда РФ в случае,‭ ‬если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера,‭ ‬установленной в субъекте РФ по месту его жительства или по месту его пребывания,‭ ‬но не более чем в целом по России.‭ ‬Указанная доплата устанавливается в таком размере,‭ ‬чтобы общая сумма материального обеспечения этого пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в случае,‭ ‬если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера,‭ ‬установленной в субъекте РФ по месту его жительства или по месту его пребывания,‭ ‬превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.‭ ‬Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере,‭ ‬чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера,‭ ‬установленной в данном субъекте РФ.

Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии,‭ ‬ее установления и выплаты будут установлены федеральным органом исполнительной власти,‭ ‬осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития‭ (‬Минздравсоцразвития России‭)‬.‭ ‬Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в порядке,‭ ‬определяемом законом или иными нормативными актами субъекта РФ.

Таким образом,‭ ‬в первую очередь установление социальных доплат к пенсии может коснуться получателей социальных пенсий,‭ ‬исходя из их невысокого размера,‭ ‬а также получателей трудовых пенсий из числа инвалидов III группы и пенсий по случаю потери кормильца.

 

А.Назаров

Государственный советник

Российской Федерации

1-го класса

Подписано в печать

06.11.2009