Наследование отдельных видов имущества


НАСЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА <*>

 

О.Е. БЛИНКОВ

 

--------------------------------

<*> Blinkov O.E. Inheriting separate types of property.

 

Блинков Олег Евгеньевич, главный редактор журнала "Наследственное право", доктор юридических наук, доцент.

 

В статье рассматриваются специальные режимы наследования, включающие нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, иных федеральных законах и иных правовых актах, определяющие порядок наследования отдельных видов имущества. В первой части статьи автор анализирует особенности наследования транспортных средств и музейных предметов и коллекций.

 

Ключевые слова: наследственное право, наследование, транспортные средства, музейные предметы, музейные коллекции.

 

The article considers special regimes of inheriting which include the norms of the Civil Code of the Russian Federation, other federal laws and other legal acts determining the procedure of inheriting of individual types of property. The first part of the article contains analysis of peculiarities of inheriting transport means and museum items and collections.

 

Key words: inheritance law, inheriting, transport means, museum items, museum collections.

 

Наследование как переход имущества умершего к его наследникам по закону или завещанию имеет общий и специальные правовые режимы. Специальный режим имеет место тогда, когда законом или иными правовыми актами устанавливаются особые правила перехода отдельных видов имущества, отличные от общего порядка наследования. Следует отметить, что в самом Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) - основном нормативном правовом акте, определяющем порядок наследования в России, - присутствуют как общие нормы, так и специальные, образующие такой институт наследственного права, как "наследование отдельных видов имущества" (глава 65 ГК РФ). Но российское наследственное законодательство не исчерпывается только ГК РФ, а включает в себя также иные федеральные законы и иные правовые акты, в которых в силу отказа самого ГК РФ от собственного приоритета (в случаях, прямо предусмотренных Кодексом) могут устанавливаться специальные правила о наследовании отдельных видов имущества.

 

Наследование транспортных средств. В составе наследства нередко оказываются транспортные средства, в связи с чем возникает вопрос, в каком порядке они наследуются. Не касаясь общих вопросов наследования, рассмотрим только проблемы, прямо касающиеся данного вида универсального правопреемства транспортных средств.

Во-первых, наследование транспортного средства подлежит особой процедуре перерегистрации в органах ГИБДД. В случае наследования транспортного средства перерегистрация производится на основании заявления нового собственника (наследника), свидетельства о праве наследования с приложением паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации и квитанции об уплате установленных сборов и налогов, а также учетной карточки из районного отделения ГИБДД. Транспортное средство, полученное по наследству, если в свидетельстве о праве наследования указано несколько лиц, перерегистрируется на одного из них с письменного согласия всех собственников, которые должны явиться в органы ГИБДД лично с паспортом. Следует указать, что это не изменяет правового режима транспортного средства, оно по-прежнему остается в общей долевой собственности, лишь регистрация осуществлена на одного из них.

Во-вторых, в составе наследства могут оказаться средства транспорта, предоставленные государством или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами (т.е. в порядке социального обеспечения). Следует указать, что не имеет значения, в какое время эти транспортные средства были предоставлены и какие нормативные правовые акты явились основанием для этого, поскольку в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" <1> (далее - ГК РФ) установлено, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса. Таким образом, порядок наследования подобных транспортных средств должен определяться ст. 1184 ГК РФ. В связи с этим в нотариальной и судебной практике нередко возникают проблемы.

--------------------------------

<1> При написании статьи использовались нормативные правовые акты и официальные документы (в том числе утратившие силу) из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".

 

В-третьих, следует помнить, что, пока в особом или исковом производстве не доказано иное, транспортное средство, приобретенное во время брака по возмездным основаниям (купля-продажа, мена, предоставление транспортного средства в собственность арендодателя в качестве арендной платы по договору аренды и т.п.), зарегистрированное на имя наследодателя, находится в общей совместной собственности, если только иной режим (например, раздельной собственности) не установлен брачным договором. Поэтому де-юре наследоваться будет не автомобиль, а 1/2 доли в праве собственности на него.

Ранее, до вступления в силу печально известного Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (до 01.01.2005), отменившего предоставление транспортных средств инвалидам, средства транспорта предоставлялись инвалидам войны при наличии медицинских показаний (без медицинских показаний только инвалидам войны I группы по зрению или без обеих рук) бесплатно в пользование в качестве средства реабилитации, причем тип транспортных средств и срок пользования ими устанавливались Правительством Российской Федерации (п. 19 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"). В случае смерти лица, получившего транспортное средство, оно могло быть передано другому инвалиду, имеющему право на обеспечение транспортным средством, на условиях и в порядке, которые определяются субъектом Российской Федерации (п. 20 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"). Ранее в соответствии с п. 7 Постановления Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209 автомобиль и мотоколяска выдавались бесплатно без права продажи и передачи. В силу п. 10 указанного выше Постановления после смерти инвалида Отечественной войны, получившего бесплатно легковой автомобиль или мотоколяску, эти транспортные средства оставались в собственности его семьи.

Иные инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания (ст. 30 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), также имели право получить автотранспортные средства бесплатно или на льготных условиях. Порядок дальнейшего использования бесплатно предоставленного инвалиду, в том числе ребенку-инвалиду, транспортного средства после окончания срока его эксплуатации или в случае смерти инвалида, в том числе ребенка-инвалида, определялся органом, предоставившим данное транспортное средство.

Таким образом, транспортные средства могли предоставляться: 1) бесплатно в пользование с запретом передачи и отчуждения; 2) на льготных условиях за плату (в том числе по льготной цене, с зачетом стоимости автомобиля, мотоколяски, подлежащих передаче бесплатно). Это вызывает вопрос, влияет ли на переход по наследству транспортного средства основание и право, на котором оно было предоставлено.

Ранее в Инструкции о порядке обеспечения инвалидов мотоколясками, утвержденной в новой редакции Постановлением Совета Министров РФ от 22 февраля 1993 г. N 156, вопросы наследования специальных транспортных средств решались в зависимости от условий их предоставления и категорий инвалидов (п. 10). Транспортные средства должны были быть возвращены органам социальной защиты населения, если инвалиды получили их бесплатно, кроме мотоколясок, полученных инвалидами Отечественной войны и приравненными к ним лицами, после смерти которых они оставались в собственности их семей (п. 10 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1981 г. N 209). Транспортные же средства, полученные за плату, возврату органам социальной защиты населения не подлежали и наследовались на общих основаниях <2>.

--------------------------------

<2> См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Исследовательский центр частного права; Под ред. А.Л. Маковского и Е.А. Суханова. М., 2002. С. 302.

Есть и противоположное мнение, что если имущество было предназначено для обслуживания только умершего инвалида (например, инвалидная коляска или аппарат для глухонемых) и к тому же предоставлено в пользование бесплатно, то оно в состав наследства не входит и после смерти инвалида подлежит возврату соответствующему учреждению социальной защиты для предоставления имущества другому нуждающемуся в нем инвалиду (см.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев Ю.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть третья. М., 2002. С. 186).

 

В настоящее время основание предоставления (за плату в собственность или бесплатно в пользование) не влияет на наследственное правопреемство, что находит поддержку и в судебной практике. Так, нотариусом Сысертского нотариального округа Свердловской области было выдано свидетельство о праве на наследство после смерти гражданина И.П. Савина на автомобиль "Ока" супруге наследодателя В.Н. Смирновой. Министерство социальной защиты населения Свердловской области обратилось в Сысертский федеральный городской суд для признания указанного свидетельства недействительным. В обоснование своих требований представитель Министерства социальной защиты ссылался на то, что автомобиль бесплатно предоставлялся И.П. Савину как инвалиду Великой Отечественной войны в пользование, поэтому предметом наследования являться не может. Решением суда Министерству социальной защиты в иске было отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба истца - без удовлетворения.

Верховный Суд РФ в Обзоре за I квартал 2007 г. (в. 13) указал, что льгота означает полное или частичное освобождение от соблюдения установленных законом общих правил, выполнения каких-либо обязанностей. Таким образом, под понятие льготных условий предоставления транспорта подпадает и бесплатное предоставление транспортных средств инвалидам войны. Поэтому транспортное средство, полученное инвалидом войны бесплатно, входит в соответствии со ст. 1184 ГК РФ в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

Гражданский закон (ГК РФ) не определяет вид права, на котором было предоставлено имущество, важно лишь то, что оно было предоставлено на льготных условиях, в том числе и бесплатно, поэтому любые из этой категории транспортные средства входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях.

 

Наследование музейных предметов и коллекций. В настоящие дни музейное дело и сохранение исторического и культурного наследия являются во многом задачей и прерогативой государства и общества, но частное коллекционирование остается существенным фактом культурной жизни страны. В связи с появлением в России имеющего хотя бы некоторые цивилизованные черты рынка антиквариата частные коллекции и отдельные предметы меняют своих собственников, становятся инструментами финансовых инвестиций и накоплений, завещаются или наследуются по закону.

Не каждый предмет антиквариата подлежит особому порядку наследования, а только тот, который относится к категории музейного предмета или музейной коллекции. Термин "музейный" не должен вводить в заблуждение наследодателя или наследника, поскольку в этом случае не имеет прямого отношения к месту хранения культурных ценностей - музею, и тот факт, что ценности находятся "дома", не изменяет правового режима наследования.

Музейный предмет - это культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление, а музейная коллекция - это совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам (ст. 3 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон)).

Совокупность же постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных Законом, и называют музейным фондом (ст. 3 Закона).

Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (ст. 7 Закона).

Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, в порядке, устанавливаемом положением о Музейном фонде Российской Федерации, после проведения соответствующей экспертизы. Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о чем собственнику выдается соответствующее свидетельство (ст. 8 Закона). Таким образом, особому порядку наследования будет подлежать не всякая культурная ценность, а только та, которая включена в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации является учетным документом, содержащим основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

Передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, производятся только после регистрации сделки в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации (ст. 10 Закона).

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (далее - Каталог) представляет собой электронную базу данных, содержащую основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации. Правила ведения Каталога, в том числе сроки и последовательность административных процедур, определяются Административным регламентом исполнения государственной функции по ведению Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации (далее - Административный регламент), который разработан в целях упорядочения и повышения качества исполнения государственной функции <3>.

--------------------------------

<3> Административный регламент Министерства культуры РФ по исполнению государственной функции по ведению Государственного каталога Музейного фонда РФ, утвержденный Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 22 ноября 2007 г. N 1320.

 

Реализация государственной функции по ведению Каталога включает в себя:

1) регистрацию музейных предметов и музейных коллекций в каталоге на основании принятого в установленном порядке решения Министерства культуры Российской Федерации о включении музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации либо об исключении их из его состава;

2) выдачу в установленном порядке свидетельства о включении музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации;

3) внесение изменений в информацию о музейных предметах и музейных коллекциях, зарегистрированных в каталоге, в том числе связанные с совершением действий (сделок) физических и юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, входящих в Музейный фонд Российской Федерации, производится на основании заявления собственника музейных предметов и музейных коллекций или музея и иной организации, в оперативном управлении или пользовании которых они закреплены собственниками музейных предметов и музейных коллекций, об изменениях в информации о данных предметах;

4) размещение информации о хищениях и утрате музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, производится при поступлении в Министерство культуры Российской Федерации информации о хищениях и утрате музейных предметов и музейных коллекций.

В настоящее время данную государственную функцию исполняет Министерство культуры Российской Федерации, ответственным за ведение Каталога является Департамент культурного наследия (п. 6 Административного регламента).

В случае наследования предметов, входящих в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации, наследники, принявшие наследство и получившие соответствующее свидетельство, обязаны уведомить орган государственной власти о наследовании музейных предметов и музейных коллекций (п. 20.3 Административного регламента).

При поступлении такого уведомления должностное лицо в 30-дневный срок с момента поступления комплекта документов, предусмотренных законодательством, производит регистрацию факта наследования по закону или завещанию; в случае представления неполного комплекта документов истребует недостающие документы, при этом срок рассмотрения ходатайства исчисляется с момента поступления в Минкультуры России полного комплекта документов. Комплект документов включает в себя: 1) само заявление (уведомление); 2) копию свидетельства о включении в состав Музейного фонда Российской Федерации; 3) документ, являющийся основанием для внесения изменений (свидетельство о праве на наследство); 4) доверенность (если заявление подает не сам наследник, а по его поручению иное лицо).

В 5-дневный срок с момента регистрации факта наследования в реестре должностное лицо направляет заявителю письменное уведомление с указанием порядкового номера сделки (факта наследования) заказным письмом с уведомлением. Затем в 10-дневный срок с момента регистрации факта наследования производит переоформление свидетельства о включении музейных предметов и музейных коллекций, являющихся предметом наследования, в состав фонда на имя их нового собственника (наследника). Свидетельство, выданное предыдущему собственнику этих предметов и коллекций, подлежит аннулированию либо переоформлению с учетом последовавших в результате наследования изменений в составе указанных предметов и коллекций (п. 24 Административного регламента).

При наследовании музейных предметов и музейных коллекций по завещанию либо по закону наследник обязан принимать на себя все обязательства, имевшиеся у наследодателя в отношении этих предметов. При отказе от этих обязательств наследник может продать данные музейные предметы и музейные коллекции либо совершить иную сделку в порядке, установленном законом, при этом государство имеет преимущественное право покупки.

Если наследник не обеспечит исполнение обязательств в отношении данных музейных предметов и музейных коллекций, то государство имеет право осуществить выкуп бесхозяйственно содержимых предметов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 25 Закона).

Все перечисленные сделки с музейными предметами и музейными коллекциями считаются совершенными только со дня их государственной регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.