ПЕНСИИ И ЛЬГОТЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ I, II И III ГРУПП В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Правовой статус инвалидов в Российской Федерации - достаточно сложный вопрос, которому к тому же уделяется недостаточно внимания в научной литературе и средствах массовой информации. В статье Ф.А. Лещенкова подробно систематизированы все льготы, предусмотренные для инвалидов в Российской Федерации.

Ключевые слова: инвалид, инвалидность, медико-социальная экспертиза по установлению инвалидности, льготы для инвалидов, ограничение жизнедеятельности, пенсии по инвалидности.

Согласно определению статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 21 июля 2014 г.) инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничением жизнедеятельности закон признает полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Установление инвалидности в России осуществляется специализированными учреждениями (бюро) медико-социальной экспертизы в соответствии с Законом N 181-ФЗ, Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", а также рядом иных законодательных и подзаконных актов и влечет наступление определенных юридических последствий.
К функциям бюро медико-социальной экспертизы, связанным с установлением инвалидности, относятся, в частности:
- установление фактов наличия инвалидности у граждан, ее причин, времени наступления, а также определение группы инвалидности;
- определение степени утраты гражданином профессиональной трудоспособности;
- разработка программы индивидуальной реабилитации инвалида, внесение в нее коррективов, определение сроков, видов, объемов и форм реабилитационных мероприятий;
- разработка и коррекция программ реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и вследствие профессиональных заболеваний;
- определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
- определение причины смерти инвалидов в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
- учет граждан, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
- разработка программ профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
- разъяснение гражданам, проходящим освидетельствование, вопросов, возникающих в связи с медико-социальной экспертизой.
На основании прохождения медико-социальной экспертизы соответствующее бюро принимает одно из двух решений: об установлении (или об отсутствии оснований для установления) факта наличия инвалидности.
В случае принятия бюро медико-социальной экспертизы решения об установлении инвалидности бюро присваивает гражданину определенную группу инвалидности, которая, в свою очередь, и определяет дальнейший статус гражданина в социальной сфере.
Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- способности к самообслуживанию третьей степени;
- способности к передвижению третьей степени;
- способности к ориентации третьей степени;
- способности к общению третьей степени;
- способности контролировать свое поведение третьей степени.
Третья степень ограничений, в свою очередь, означает полную невозможность реализации вышеперечисленных способностей или возможность их реализации лишь при помощи третьих лиц.
Критерием для определения второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- способности к самообслуживанию второй степени;
- способности к передвижению второй степени;
- способности к ориентации второй степени;
- способности к общению второй степени;
- способности контролировать свое поведение второй степени;
- способности к обучению третьей, второй степеней;
- способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней.
Вторая степень ограничений предполагает невозможность реализации вышеперечисленных способностей без регулярной (но не постоянной) помощи третьих лиц, либо без вспомогательных технических средств, либо при отсутствии специально созданных условий (в частности, условий трудовой деятельности).
Первая степень ограничений является наиболее "легкой" и предполагает возможность инвалида реализовывать вышеперечисленные способности, однако для их реализации могут требоваться специальные условия или вспомогательные технические средства.
Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- способности к самообслуживанию первой степени;
- способности к передвижению первой степени;
- способности к ориентации первой степени;
- способности к общению первой степени;
- способности контролировать свое поведение первой степени;
- способности к обучению первой степени.
Кроме того, существует еще одна специальная категория инвалидности - ребенок-инвалид. Эта категория определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.
Присвоение группы инвалидности имеет значение в первую очередь для установления социальных льгот, на которые инвалид соответствующей группы имеет право.
Все льготы, на которые инвалид имеет право в Российской Федерации, могут быть условно сгруппированы в зависимости от того, в какой сфере предоставляются преференции лицу, имеющему инвалидность I, II или III группы.
Льготы, таким образом, условно подразделяются на трудовые, налоговые, транспортные, льготы в сфере образования, в сфере санаторно-курортного лечения, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и иные социальные льготы, не входящие ни в одну из вышеперечисленных категорий. Отдельным пунктом следует назвать право на получение пенсии по инвалидности, с него и начнем более детальное рассмотрение.
Право инвалидов на пенсию закреплено нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В соответствии со статьей 11 рассматриваемого Закона право на пенсию по инвалидности имеют инвалиды I, II и III групп инвалидности, в том числе инвалиды с детства, а также дети-инвалиды.
Размер социальной пенсии по инвалидности зависит непосредственно от группы инвалидности и подлежит ежегодной индексации.
С учетом положений Закона N 166-ФЗ, а также индексации пенсий в 2015 г. размер пенсии составляет:
- для инвалидов с детства I группы и детей-инвалидов - 10376 руб. в месяц;
- для инвалидов I группы и инвалидов с детства II группы - 8647 руб. в месяц;
- для инвалидов II группы - 4323 руб. в месяц;
- для инвалидов III группы - 3675 руб. в месяц.
Помимо базовой пенсии, право на которую есть у инвалидов I, II, III групп инвалидности, а также у детей-инвалидов, указанные категории также получают дополнительную выплату ЕДВ (единовременная денежная выплата) в размере:
- для детей-инвалидов - 2123 руб. в месяц;
- для инвалидов I группы - 2974 руб. в месяц;
- для инвалидов II группы - 2123 руб. в месяц;
- для инвалидов III группы - 1700 руб. в месяц.
Таким образом выглядят пенсионные выплаты, установленные на федеральном уровне. Необходимо отметить, что помимо федеральных выплат каждый субъект Федерации вправе устанавливать доплаты к получаемым федеральным пенсиям, размер которых устанавливается решением органа исполнительной власти субъекта Федерации, ответственным за реализацию социальной политики в регионе.
Трудовые льготы для инвалидов установлены двумя основными правовыми актами: Законом N 181-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) и Трудовым кодексом РФ (в ред. от 28 июня 2014 г.).
Закон о социальной защите инвалидов устанавливает следующие трудовые льготы и преференции:
- квотирование рабочих мест для инвалидов (ст. 21);
- резервирование рабочих мест, наиболее пригодных для труда инвалидов (ч. 3 ст. 20 Закона N 181-ФЗ и Постановление Минтруда России от 8 сентября 1993 г. N 150 "О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда");
- организация специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22);
- специальные условия труда инвалидов (ст. 23 и отдельные нормы ТК РФ).
Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Квотирование рабочих мест для инвалидов обязывает работодателя, имеющего в штате более 100 работников, создавать отдельные рабочие места для инвалидов по квоте в размере от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников. Работодатель, имеющий в штате от 35 до 100 работников, создает квоту для трудоустройства инвалидов в размере 3% или менее. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, они освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Резервирование рабочих мест, наиболее пригодных для труда инвалидов, осуществляется согласно Перечню профессий, установленных Постановлением Минтруда России N 150, и связано с квотированием. Согласно данному требованию рабочие места, предназначенные для инвалидов по квоте, не могут быть заняты лицами, не являющимися инвалидами. В случае освобождения рабочего места, занятого ранее инвалидом по квоте, работодатель должен взять на это место нового работника-инвалида, рабочие места по квоте не предлагаются лицам без инвалидности.
Организация специальных рабочих мест для инвалидов - еще одна обязанность работодателя. В соответствии с ней работодатель должен организовать рабочие места для инвалидов таким образом, чтобы их труд был максимально безопасным и комфортным. Как правило, речь идет об использовании специального оборудования для инвалидов, создании необходимой инфраструктуры и т.д.
Количество специально обустроенных рабочих мест определяется законами субъекта Федерации, но оно не может превышать количество мест по квоте.
Специальные условия труда инвалидов - наиболее важный вопрос в системе трудовых льгот.
Следует прежде всего отметить, что условия труда инвалидов определяются исходя из индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая составляется лечащим врачом инвалида в зависимости от профиля инвалидности.
При установлении специального режима труда запрещается создавать трудящемуся инвалиду условия, ухудшающие положение инвалида по сравнению с другими сотрудниками.
Рассмотрим каждый аспект режима труда инвалидов в отдельности:
- сокращенный рабочий день: инвалиды I и II групп работают не более 35 часов в неделю. Это общее правило. Специальные же условия трудящийся инвалид обсуждает непосредственно с работодателем, в частности, точное время пребывания на работе. Размер заработной платы не может уменьшаться в связи со льготой, инвалид будет получать заработную плату как при полном рабочем дне;
- продолжительность ежедневной работы (смены): продолжительность устанавливается на основе медицинского заключения, выданного соответствующим учреждением в порядке, установленном законодательством России;
- работа в ночное время: ночным временем считается время с 22 до 6 часов. Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и только при условии, что такая работа им не противопоказана по медицинским основаниям. Работники-инвалиды должны быть ознакомлены с правом отказаться от работы в ночное время, а сам отказ не влечет никаких негативных последствий;
- сверхурочная работа: в соответствии с ТК РФ правила привлечения инвалидов к сверхурочной работе аналогичны тем, что установлены для работы в ночное время: инвалиды могут осуществлять сверхурочную работу только на основании их письменного согласия при отсутствии медицинских противопоказаний, причем продолжительность сверхурочной работы не может превышать четырех часов в течение двух дней и 120 часов в год;
- работа в выходные и праздничные дни: согласно общему правилу в исключительных случаях работодатель имеет право привлекать своих работников к работе в выходные и праздничные дни. Инвалиды согласно нормам ТК РФ имеют право отказаться от такой работы, а выполнять ее могут только при отсутствии медицинских противопоказаний;
- отпуск без сохранения заработной платы: инвалиды имеют право на такой отпуск сроком до 60 календарных дней в году.
Так в общих чертах выглядят особенности труда инвалидов, все вышеперечисленные льготы и преференции установлены на законодательном уровне и гарантированы государством.
Работодатель имеет право в дополнение к уже имеющимся льготам для инвалидов устанавливать и собственные. Ряд организаций позволяет трудящимся инвалидам обращаться к руководству организации за получением материальной помощи в связи с необходимостью приобретать медицинские препараты и средства диагностики. В других организациях для инвалидов может быть предусмотрено бесплатное или частично оплачиваемое посещение культурно-массовых мероприятий, расходы на посещение возлагаются на организацию, в которой трудится инвалид. В некоторых случаях вопросами социальной поддержки трудящихся инвалидов занимается профсоюз.
Так в общих чертах выглядят льготы для инвалидов, осуществляющих трудовую деятельность. Для того чтобы полноценно пользоваться льготами, инвалиду следует заключить трудовой договор с работодателем, он служит своеобразной гарантией прав инвалида в системе трудовых отношений.
Право инвалидов на бесплатное санаторно-курортное лечение в специализированных санаториях закреплено в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со статьей 6.1 рассматриваемого Закона инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Набор социальных услуг представляет собой перечень определенного количества льгот, среди которых имеются транспортные льготы, а также право на бесплатное получение путевки в санаторий.
При наличии медицинских показаний инвалиду положена бесплатная путевка в санаторий для профилактики и лечения основного заболевания. Кроме того, граждане, имеющие I группу инвалидности, а также дети-инвалиды имеют право на получение второй бесплатной путевки для сопровождающего их лица. Праву на бесплатное санаторно-курортное лечение соответствует право инвалида следовать к месту лечения (в санаторий), а также обратно бесплатно, т.е. за счет средств государственного бюджета на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте. Длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.
Для получения бесплатной путевки в санаторий инвалиду необходимо обратиться к лечащему врачу. При наличии соответствующих показаний врач должен заполнить справку установленной формы N 070/у-04, в которой отмечается профиль санатория, куда направляют инвалида, название этого санатория (если инвалид направляется в конкретный санаторий), рекомендуемый сезон прохождения лечения в санатории, а также все необходимые реквизиты.
Получив на руки готовый документ, инвалид должен обратиться в Фонд социального страхования с заявлением о выдаче бесплатной путевки в санаторий, к которому прилагается справка формы N 070/у-04 и документ, подтверждающий принадлежность инвалида к льготной категории граждан (справка об инвалидности) и паспорт, с которого снимается ксерокопия. В течение двух недель инвалиду должны сообщить о возможности предоставления путевки. После получения путевки на руки инвалиду следует оформить санаторную карту по установленной форме N 072/у-04. Санаторная карта, помимо всех необходимых реквизитов, содержит указания для санаторного врача о лечении и реабилитации инвалида. Санаторная карта оформляется также лечащим врачом.
Необходимо также отметить, что раньше федеральным законодательством была предусмотрена норма, согласно которой инвалиды должны обеспечиваться бесплатной путевкой в санаторий по крайней мере один раз в три года. Сейчас закон, предусматривавший это правило, отменен, что теоретически позволяет получать путевки по мере необходимости, без установления конкретного срока. Однако отдельные правила могут предусматриваться законодательством соответствующего субъекта Федерации.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации инвалидам положены следующие транспортные льготы:
- право бесплатного проезда на городском пассажирском общественном наземном транспорте (этот вопрос был исключен из федерального ведения и решается теперь на уровне субъектов Федерации, в Москве и Московской области данная льгота действует). В некоторых случаях к городскому транспорту приравниваются автобусы междугороднего сообщения при условии нахождения двух городов на территории одного субъекта Федерации (например, льготные рейсы есть на маршруте г. Тучково - г. Руза Московской области);
- право бесплатного проезда на метро;
- право бесплатного проезда на поездах пригородного сообщения;
- право следования на воздушном или железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно один раз в год.
В настоящее время на законодательном уровне не действуют льготы на самолет и поезда дальнего следования, не связанные со следованием инвалида к месту лечения в специализированном санатории и обратно. Ранее такая льгота позволяла получать инвалидам скидку в размере 50% стоимости билета.
Рассмотрим также вопрос льготного проезда на маршрутном такси.
Маршрутное такси как вид общественного транспорта бывает двух видов - в зависимости от принадлежности к транспортной компании: государственное и частное. В первом случае маршрутное такси имеет такой же правовой статус, как и обычный городской автобус (в качестве примера можно привести маршрутные такси ГУП "Мосгортранс"). Следовательно, имея право на льготный проезд в городском автобусе, инвалиды имеют такое же право в маршрутках ГУП "Мосгортранс". Они оснащены валидатором для считывания социальных карт, который может находиться в салоне или непосредственно у водителя микроавтобуса.
Несколько иначе дело обстоит с частными перевозчиками. Они вправе, но не обязаны оборудовать льготные места для инвалидов. Здесь необходимо ознакомиться с правилами проезда на маршрутных такси соответствующей транспортной компании. Например, правила проезда и перевозки багажа в маршрутных автобусах ОАО "Группа Автолайн" предусматривают право лиц, имеющих льготное право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте, бесплатно проезжать на маршрутном такси этой компании. Количество льготных мест зависит напрямую от вместимости микроавтобуса. По крайней мере, одно льготное место для инвалидов там должно быть оборудовано.
Теперь рассмотрим права и привилегии, установленные законом для водителей-инвалидов.
Начнем с того, что льготы и привилегии для водителей-инвалидов распространяются только на инвалидов I и II групп инвалидности и лиц, перевозящих таких инвалидов, о чем говорит действующая редакция Правил дорожного движения.
Согласно Правилам дорожного движения в Российской Федерации на транспортные средства, управляемые инвалидом I и II групп, а также на транспортные средства, перевозящие таких инвалидов, не распространяется действие следующих знаков:
- движение запрещено;
- движение механических транспортных средств запрещено;
- стоянка запрещена;
- стоянка запрещена по нечетным и четным числам месяца соответственно.
Следовательно, водитель-инвалид вправе совершать действия, запрещенные вышеперечисленными знаками.
Наверняка каждому приходилось видеть парковочные места с изображением инвалида на коляске, подобные места предназначены для инвалидов I и II групп инвалидности. Российское законодательство обязывает организаторов парковочного пространства выделить не менее 10% парковочной площади под льготные места. Места для стоянки инвалидов всегда являются бесплатными, даже в случаях, когда общая стоянка платная.
На транспортное средство, управляемое инвалидом I и II групп инвалидности или перевозящее такого инвалида, наносится наклейка с изображением инвалида на коляске. Наклейка призвана информировать участников дорожного движения и сотрудников ГИБДД и ДПС о ведении транспортного средства инвалидом или о нахождении такового в салоне. Наличие наклейки позволит инвалиду избежать вопросов со стороны сотрудников Госавтоинспекции, если инвалид станет совершать действия, разрешенные водителю-инвалиду. Следует иметь в виду, что у инвалида при себе должна быть справка об инвалидности, так как значок-наклейка сам по себе не является документом и не подтверждает льготы. Специальное разрешение на размещение значка-наклейки на ТС не требуется.
Вышеперечисленные льготы действуют и в случае, когда автомобилем со значком-наклейкой "инвалид" управляет другое лицо, помимо самого инвалида, но только если инвалид находится в салоне. Если инвалид передает право управления ТС другому лицу, не являющемуся инвалидом I и II групп и при этом сам не следует в этом ТС, льготы действовать не будут.
Преимущества на дороге у водителя-инвалида нет. Он является участником дорожного движения наравне с другими гражданами.
Рассмотрим также вопрос о санкциях в отношении водителей-инвалидов.
Согласно статье 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения следующих правонарушений:
- управление транспортным средством в состоянии опьянения либо повторное совершение данного административного правонарушения;
- отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
- оставление места ДТП в нарушение Правил дорожного движения, участником которого является инвалид;
- употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных средств после ДТП, участником которого является инвалид.
Налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает ряд налоговых льгот для инвалидов.
Налог на доходы физических лиц в размере 13% суммы дохода инвалиды платят на общих основаниях, однако имеют право на налоговый вычет в размере 500 руб. (ст. 218 Налогового кодекса РФ) - правило распространяется на инвалидов I и II групп инвалидности.
Инвалиды I и II групп освобождены от взимания налога на имущество физических лиц и от взимания налога на транспортное средство при соблюдении двух условий: мощность двигателя транспортного средства не должна превышать 200 л.с. и льгота распространяется только на одно транспортное средство.
Инвалиды могут получить налоговый вычет из НДФЛ также в случаях, если они вынуждены приобретать дорогостоящие лекарственные препараты или оплачивать лечение за свой счет. При таких основаниях налоговый вычет может полностью освободить инвалида от уплаты НДФЛ.
Действующее законодательство устанавливает льготы в области жилищно-коммунального хозяйства.
Инвалиды I, II и III групп инвалидности оплачивают 50% стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Согласно статье 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии со статьей 19 Закона N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации.
Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Инвалиды являются полноправными участниками общественных правоотношений. Кроме государственных льгот, гарантированных системой законодательства Российской Федерации, отдельные льготы и привилегии могут быть установлены организациями, учреждениями и общественными заведениями. Пример таких привилегий - возможность приобретать билеты на выставки, представления, в театр, цирк и т.д. по сниженной цене. Также в качестве примера можно назвать возможность обслуживания инвалидов вне очереди (при наличии соответствующего объявления). Перечень иных льгот инвалидам в принципе неограничен и определяется на усмотрение собственника (ответственного лица) публично-массового заведения.
Так в настоящее время выглядят основы правового положения инвалидов в Российской Федерации.
Информация актуальна по состоянию на март 2015 г.

Библиография

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказ Минтруда России от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы".
Приказ Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 г. N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Постановление Минтруда России от 8 сентября 1993 г. N 150 "О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда".
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ.