Права инвалидов боевых действий: международно-правовое и внутригосударственное регулирование (сравнительно-правовой анализ)


ПРАВА ИНВАЛИДОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ И

ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

(СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

 

Н.В. ИЛЬИНА

 

Ильина Н.В., преподаватель Военного университета.

 

Развитие отечественного законодательства в сфере социальной защиты инвалидов боевых действий происходит под воздействием международно-правовых актов. Основными из них являются: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. <1>, Декларация о правах инвалидов 1975 г. <2>, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые ООН в 1994 г. <3>.

--------------------------------

<1> Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.

<2> Принята Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.

<3> Приняты Генеральной Ассамблеей ООН на ее сорок восьмой сессии 20 декабря 1993 г. (Резолюция 48/96).

 

Современный этап развития международного права в отношении инвалидов связан с принятием Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней, которые были утверждены на 76-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г. (Резолюция A-RES-61-106) <4>. Указанная Конвенция подписана Российской Федерацией.

--------------------------------

<4> Конвенция о правах инвалидов принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/61/106 от 24 января 2007 г.

 

В Российской Федерации важное место в правовом регулировании проблем защиты прав инвалидов занимают положения ст. ст. 7, 20, 39, 41 Конституции Российской Федерации; Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Конкретные нормы, закрепляющие систему социальной поддержки и гарантий защиты прав такой специфичной категории граждан, как инвалиды боевых действий, содержатся в Федеральном законе от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Представляется возможным провести анализ степени реализации в отечественном законодательстве международно признанных подходов к обеспечению достойной жизни и защиты прав инвалидов боевых действий. Необходимо отметить при этом, что попытки классификации основных прав и свобод граждан предпринимались неоднократно <5>. В целях раскрытия рассматриваемой темы следует провести группировку указанных выше норм для последующего анализа достаточности по следующим приоритетным группам: 1) гарантии обеспечения здоровья и медицинской помощи; 2) закрепление права на трудовую деятельность; 3) гарантии социально-экономического обеспечения и обеспечения необходимого уровня жизни; 4) гарантии в сфере образования; 5) гарантии защиты личных прав; 6) обеспечение политических прав; 7) защита прав на участие в культурной жизни и обеспечение духовного развития; 8) обеспечение доступности жизненной среды.

--------------------------------

<5> См.: Общая теория прав человека. М., 1996; Конституционное право Российской Федерации: Хрестоматия / Рук. группы сост. академик РАН Б.Н. Топорнин. М., 2004; Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2002; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М., 2007; Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. М., 1997; и др.

 

1. Особое значение для обеспечения прав инвалидов имеют гарантии оказания им медицинской помощи, создания дополнительных условий для охраны их здоровья.

Международно признанные права инвалидов в сфере охраны здоровья занимают довольно большой объем в Конвенции о правах инвалидов 2007 г., ст. 25 которой закрепляет норму о том, что государства признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Кроме того, государства принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья.

Среди конкретных требований к национальным законодательствам названная Конвенция устанавливает, что они: обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам, в том числе в области сексуального и репродуктивного здоровья и по линии предлагаемых населению государственных программ здравоохранения; предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых.

Важно подчеркнуть, что государства организуют указанные услуги в сфере здравоохранения как можно ближе к местам непосредственного проживания инвалидов, в том числе в сельских районах. При этом международные правила требуют, чтобы специалисты здравоохранения предоставляли инвалидам услуги того же качества, что и другим лицам, в том числе на основе свободного согласия посредством, среди прочего, повышения осведомленности о правах человека, достоинстве, самостоятельности и нуждах инвалидов. Это, в частности, должно достигаться за счет обучения и принятия этических стандартов для государственного и частного здравоохранения, которое участвует в оказании медицинских услуг инвалидам.

В целях соответствия международным нормам государства должны запрещать дискриминацию в отношении инвалидов при предоставлении медицинского страхования и страхования жизни, если последнее разрешено национальным правом. Эти нормы предусматривают, что страхование предоставляется на справедливой и разумной основе, а также не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области либо получении пищи или жидкостей по причине инвалидности.

В целях реализации данной нормы ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закрепляет требование о том, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами, а также законодательством субъектов Российской Федерации в системе оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Соответствующие нормы об охране здоровья инвалидов боевых действий закреплены в Федеральном законе от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Статьей 14 данного Закона закреплен порядок медицинского обслуживания и обеспечения протезами инвалидов боевых действий, который включает: сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период службы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (в том числе ежегодное диспансерное обследование) в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <6>, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами данных субъектов; обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <7>.

--------------------------------

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 646 "Об утверждении Правил внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан по программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения".

<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".

 

Таким образом, законодательство Российской Федерации в должной мере закрепляет нормы медицинского обеспечения инвалидов боевых действий.

К организациям, которые способны наиболее удачно организовать и осуществить реабилитационные мероприятия, относятся: центры восстановительной терапии, военные госпитали и поликлиники, военные комиссариаты, местные органы власти, отделения Пенсионного фонда России, управления (отделы) социального обеспечения городов и районов, советы ветеранов. Именно эти организации или их системное объединение имеют необходимый штат специалистов, оборудование, финансовые, административные и технические возможности для успешной реабилитации военных инвалидов.

2. Отдельную группу норм защиты прав инвалидов составляют нормы, закрепляющие гарантии в сфере труда и занятости. Они закреплены в ст. 27 Конвенции о правах инвалидов, согласно которой государства должны признавать право инвалидов на труд наравне с другими.

Данная группа международных норм включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. При этом установлено, что страны должны обеспечивать и поощрять реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получили инвалидность во время трудовой деятельности.

Указанные цели достигаются путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных на запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда. Современным законодательством должна быть обеспечена в каждой стране защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб.

Внутригосударственное законодательство должно обеспечивать возможность инвалидов осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими, а также наделение инвалидов возможностью эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению.

Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Аналогичные нормы закреплены в законодательстве Российской Федерации. Так, в частности, в ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" говорится, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. В ст. 21 того же Закона устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов: организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).

В отечественном законодательстве отдельно закреплены гарантии в сфере труда и занятости для инвалидов боевых действий. В п. п. 14 и 17 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" закреплены такие меры социальной поддержки, как выплата работающим инвалидам войны пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка независимо от стажа работы и пособия по временной нетрудоспособности вследствие общего заболевания до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году.

На основании приведенных сравнительных данных можно сделать вывод о достаточно полном отражении в отечественном законодательстве международных прав инвалидов в данной сфере.

3. Международно-правовые гарантии защиты прав инвалидов предусматривают особую группу норм социально-экономического обеспечения и обеспечения необходимого уровня жизни. В отечественном законодательстве эти нормы зачастую называются мерами социальной защиты инвалидов, а также мерами их социальной поддержки. При этом социальная защита представляет собой систему мер обеспечения достойного уровня жизни инвалидов, социальная поддержка характеризует конкретные действия в отдельных сферах по достижению целей социальной защищенности инвалидов <8>.

--------------------------------

<8> В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества; социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

 

Согласно ст. 28 Конвенции о правах инвалидов государства признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.

Установлено, что государства должны принимать надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации права социально-экономического обеспечения. В содержание данной деятельности включаются меры по обеспечению инвалидам равного доступа к получению чистой воды и по обеспечению доступа к надлежащим и недорогим услугам, устройствам и другой помощи для удовлетворения нужд, связанных с инвалидностью. Отдельно осуществляются меры по обеспечению инвалидам и их семьям, живущим в условиях нищеты, доступа к помощи со стороны государства в целях покрытия связанных с инвалидностью расходов, включая надлежащее обучение, консультирование, финансовую помощь и временный патронажный уход.

Международное право требует реализации мер по обеспечению инвалидам доступа к программам государственного жилья, а также по обеспечению инвалидам доступа к пенсионным пособиям и программам.

В Конституции Российской Федерации из прав, касающихся сферы уровня жизни, в ст. 39 закреплены гарантии на социальное обеспечение. Так, в нашей стране каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Достаточно подробно указанные выше права закреплены в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Наиболее существенными в данной сфере являются нормы обеспечения жилой площадью. Статья 17 данного Закона гласит, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации <9> и законодательством субъектов Российской Федерации.

--------------------------------

<9> См. Жилищный кодекс Российской Федерации.

 

В отечественном законодательстве закреплены специальные нормы по материальному обеспечению инвалидов. Так, ст. 27 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закрепляет норму о том, что социально-экономическое обеспечение инвалидов включает в себя: 1) денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты); 2) компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Так, ежемесячные денежные выплаты установлены в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности. При этом размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и в сроки, которые определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии.

При этом часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Таким образом, отечественное законодательство адекватно отражает международные нормы по защите прав инвалидов по вопросам их социально-экономического обеспечения.

4. Важнейшая группа международно-правовых норм связана с гарантиями прав инвалидов в сфере образования.

Согласно ст. 24 Конвенции о правах инвалидов государства должны признавать право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. При этом должны быть созданы условия к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения инвалидов. Также необходимо содействовать усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия, развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме, а также наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.

При реализации данного права внутригосударственное законодательство обеспечивает условия, при которых инвалиды не исключались бы по причине инвалидности из системы общего образования. Кроме того, инвалиды должны иметь наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания.

Вышеизложенные права дублируются в Конституции Российской Федерации: в п. 1 ст. 43 закреплено право каждого на образование. Также в п. 2 данной статьи гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Кроме того, в п. 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации, в том числе инвалидов, на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

В нашей стране законодательно закреплена норма о том, что государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида <10>.

--------------------------------

<10> См.: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"; Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

 

Что касается инвалидов боевых действий, то их право на образование закреплено в ст. 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

При этом общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Кроме того, для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

На основании сравнительного анализа можно сделать вывод о полном соответствии международным нормам отечественного законодательства по защите прав инвалидов боевых действий в сфере получения образовательных услуг.

5. Особое место в рассматриваемой проблеме занимают гарантии реализации личных прав инвалидов, так как на их основе строятся другие виды прав. В Конвенции о правах инвалидов личным правам посвящены ст. ст. 14 - 17, 21 - 22. В них закреплены личная свобода и неприкосновенность. Государства обеспечивают, чтобы инвалиды наравне с другими: пользовались правом на свободу и личную неприкосновенность; не лишались свободы незаконно или произвольно и чтобы любое лишение свободы соответствовало закону, а наличие инвалидности ни в коем случае не становилось основанием для лишения свободы. При этом государства обеспечивают, чтобы в том случае, если на основании какой-либо процедуры инвалиды лишаются свободы, им наравне с другими полагались гарантии, согласующиеся с международным правом, и чтобы обращение с ними соответствовало целям и принципам названной Конвенции, включая обеспечение разумного приспособления.

Аналогичные права закреплены и в Конституции Российской Федерации. Так, в ст. 22 говорится, что в нашей стране каждый имеет право на свободу и неприкосновенность.

6. Международное право предусматривает создание условий для гарантирования политических прав инвалидов.

В ст. 29 Конвенции о правах инвалидов закреплено право участия инвалидов в политической и общественной деятельности. Государства должны гарантировать инвалидам политические права и возможность пользоваться ими наравне с другими. Для этого они обязуются: обеспечивать условия, чтобы инвалиды могли эффективно и всесторонне участвовать, прямо или через свободно выбранных представителей, в политической и общественной жизни наравне с другими, в том числе имели право и возможность голосовать и быть избранными. Это достигается посредством: обеспечения того, чтобы процедуры, помещения и материалы для голосования были подходящими, доступными и легкими для понимания и использования; защиты права инвалидов на участие в тайном голосовании на выборах и публичных референдумах без запугивания и на выдвижение своих кандидатур для выборов, на фактическое занятие должностей и выполнение всех публичных функций на всех уровнях государственной власти - при содействии использованию новых технологий, где это уместно; гарантирования свободного волеизъявления инвалидов как избирателей и с этой целью удовлетворения, когда это необходимо, их просьб об оказании им каким-либо лицом по их выбору помощи с голосованием <11>. В настоящее время имеются определенные технические проблемы для обеспечения равных условий для голосования инвалидам по зрению, маломобильным группам инвалидов.

--------------------------------

<11> Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

 

7. Следующая группа прав инвалидов, которые подлежат гарантированию, - права в сфере культуры. В ст. 30 Конвенции о правах инвалидов закреплено право инвалидов участвовать наравне с другими в культурной жизни.

В соответствии с духом данной международно-правовой нормы на уровне национального законодательства необходимо принять все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды: имели доступ к произведениям культуры в доступных форматах; имели доступ к телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям в доступных форматах; имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наиболее возможной степени доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

При этом государства должны принимать надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал - не только для своего блага, но и ради обогащения всего общества. Инвалиды имеют право наравне с другими на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих.

Аналогичные права закреплены и в Конституции Российской Федерации. Так, в ст. 44 говорится, что в нашей стране каждому гражданину Российской Федерации, в том числе инвалиду, гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания. Кроме того, ст. 44 Конституции Российской Федерации декларирует право каждого гражданина Российской Федерации, в том числе инвалида, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. В развитие конституционных норм отечественное законодательство закрепляет гарантии полной реализации инвалидами прав на пользование достижениями культуры <12>.

--------------------------------

<12> Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

 

Таким образом, можно утверждать о соответствии отечественного законодательства в данной сфере международным нормам.

8. Отдельная группа международно-правовых норм относится к созданию условий доступности среды жизнедеятельности для инвалидов. Так, ст. 9 Конвенции о правах инвалидов закрепляет норму о том, что для того, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских районах.

В соответствии с международными стандартами данные меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Гарантии прав инвалидов в законодательстве Российской Федерации в целом адекватно отражают международные стандарты по безбарьерной среде для инвалидов. Однако предстоит большая работа по оборудованию зданий, сооружений, мест трудовой деятельности и жизни инвалидов в целях обеспечения доступности среды жизнедеятельности.

Таким образом, сравнительно-правовой анализ показывает, что отечественное законодательство нуждается в развитии норм в отношении социальной поддержки, обеспечения достойного уровня жизни, защиты прав инвалидов боевых действий. Так, требуют совершенствования нормы об обеспечении избирательных прав граждан, нуждаются в корректировке нормы определения групп инвалидности и степени утраты трудоспособности, а также придания обязательного характера индивидуальным программам реабилитации. Данные изменения тесно связаны с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов. Полная реализация требований данной Конвенции представляется приоритетной задачей в сфере защиты прав инвалидов различных категорий, в том числе инвалидов боевых действий.