Этика взаимодействия с инвалидами


Этика взаимодействия с инвалидами
Бурцева И. В.,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы
Северо-Кавказского федерального университета
 
Люди с ограниченными возможностями здоровья вызывают у нормального человека сочувствие. Во многих культурах считается, что Бог наделил инвалидов недугом: кого за грехи, а кого для испытания в жизни, или в назидание другим, в понимание того, как зыбко существование на Земле, непостоянно и мимолетно. Все религиозные учения призывают быть милосердными, сострадательными, справедливыми (исполняющими долг) к таким людям, за что им дается прощение, любовь, счастье.
Все мы разные - как здоровые люди, так и те, у которых есть какие-либо физические нарушения. Однако не все понимают или не хотят об этом задуматься, что инвалиды такие же люди, как и все. Да, у них ограничены физические возможности, но не мышление, чувства, понимание окружающего мира. Они также любят, также ненавидят, также уважают, также злятся, также веселятся, также испытывают боль от людского бессердечия, от бестактности себе подобных, от равнодушия тех людей, к которым тянутся. Им тяжело от людского хамства, от людского безразличия, от ненужной жалости.
Приведем слова женщины с ДЦП о «типичных» проявлениях отношения к ней со стороны обычных людей. «… Иду по улице, навстречу компания из 5-6 подростков лет по 13-15. Они видят меня, видят идущего больного человека, начинают передразнивать мои движения, нагло смеяться мне в лицо и говорить: «Смотри, смотри, вон дурочка идёт! А как она идёт, дёргается вся! А посмотри на её лицо! Ой, страхолюдина какая!».. И так проходит минут 5, пока они не пройдут мимо меня и не отойдут на приличное расстояние, не переключатся на что-нибудь другое... Но не это страшно. Страшно другое - ведь я и подростки не одни на улице. Мимо также идут и другие люди. Никто, ни единая живая душа не остановится и не  скажет: «Ребята, остановитесь! Нельзя так себя вести. Разве можно обижать человека за одно то, что он не такой как вы!» Все проходят и никакой реакции, как будто бы их и нет вообще.
Или идёт женщина с ребёнком. Ребёнок замечает необычного человека и начинает задавать вопрос маме: "Мама, а почему тётя так идёт? Почему она шатается из стороны в сторону? Ой, тётька пьяная, да, мам?" А  мама ведь всё понимает, но вместо того, чтобы объяснить ребёнку, что к чему, она старается делать вид как будто не слышит  того, что говорит её ребёнок.
Вот, что страшно. Безразличие и чёрствость людей.  А как уж нам, инвалидам, на это реагировать. Ведь и мы тоже все разные. Кто-то от таких случаев замыкается в себе, кто-то вообще отстраняется от общения с людьми, кто-то пытается не обращать внимание, кто-то отвечает агрессией и становится колючим, ершистым...»
Наверное, любой здоровый человек боится потерять своё здоровье и оказаться на месте человека с инвалидностью. Но больше, чем человека с ограниченными возможностями здоровья, мы боимся самих себя: люди с трудом представляют, как общаться с инвалидом, боятся сделать что-нибудь неправильно. Мы совершенно спокойно общаемся с самыми тяжело больными людьми, если не знаем, что это инвалиды. Но если вдруг нам становится известно, что у человека искусственный протез, то мы сразу пугаемся. Нам кажется, что такой человек должен очень сильно отличаться от нас, с ним надо как-то иначе обращаться. Только при этом мы не знаем как. Вот и начинаем бояться.
Больше всего людей с инвалидностью боятся взрослые, и именно взрослые передают свой страх детям. Ребенку достаточно объяснить, что человек сильно хромает из-за того, что у него повреждены ноги. Надо доступно объяснить, что именно «болит» у инвалида с детским параличом, обширным ожогом лица или другими необычными внешними проявлениями. Как только ребенок понимает, в чем дело, он перестает бояться.
Главное - это воспитание честности, справедливости и умения сопереживать. Разве в жизни каждого из нас не наступит момент, когда мы сами окажемся в зависимости от того, насколько честными, порядочными и справедливыми выросли наши дети? Полагаем, что это ясный ответ на вопрос, ограждать или не ограждать своих детей от общения с людьми, имеющими инвалидность.
Декан факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Михаил Кондратьев рассказал историю, которая произошла у него во дворе. Его сосед не стал ругать своего сына за то, что тот отнял велосипед у мальчика с ДЦП. Он просто заставил его в течение недели гулять с согнутой ногой, перед выходом привязывая ему щиколотку к бедру.
«Это не было издевательством - его сын мог в любой момент развязать себя, но все же продолжал гулять на одной ноге. После этого случая ребенка с ДЦП перестали обижать, потому что тот мальчик начал за него заступаться. Я не говорю, что это панацея, но случай все-таки показательный», - сказал психолог.
Глубокие, вдумчивые священнослужители утверждают, что каждый человек - образ и подобие Божие. Почему этот образ внешне искажен, для нас не должно быть важно, потому что на это есть Божий промысел, который нашему разуму недоступен.
Из книги Каролины Филпс «Мама, почему у меня синдром Дауна?
В семье автора, жены священника англиканской церкви, родилась дочь с синдромом Дауна. Достойно выдержать испытание, измениться самим, дать дочери образование — с решением этих и множества других задач пришлось столкнуться родителям Лиззи. На своем пути они встретили немало трудностей, но неизменную поддержку им оказывала вера в Бога и надежда на Его помощь, и помощь других людей...
Суббота, 11 апреля 1981 г.
…..Я проплакала всю ночь. Утром медсестра принесла мне чай и успокаивающе сказала: «Ну, вы верующая, у вас все будет в порядке». Почему она думает, что верующие страдают меньше остальных? «Такие дети все равно не понимают, кто за ними ухаживает», — продолжала она. Неужели она пытается этим меня утешить? К счастью, я знакома с нарушениями развития не по книгам. Два лета я проработала в клинике для детей-инвалидов. Там была одна девчушка с синдромом Дауна… Нет, сестра, они понимают, кто о них заботится, кто их любит.
Неужели это случилось только прошлым вечером? Педиатр хочет увидеть моего мужа. Я узнала об этом от сестры в пять часов, когда в первый раз пришла навестить дочку. Услышав об этом, я сразу подумала: «Что-то неладно», — и пристальней вгляделась в крохотное существо у меня на руках. Черты ее лица показались мне странно знакомыми… и вдруг я поняла. «Она — „монголка“, верно?» — спросила я у сестры. «Доктор еще не знает», — ответила она. Но я знала. Я храбро сказала, что я христианка, и Бог ничего не делает без цели. Сестра заметила, что я держусь молодцом. «Ты будешь самой умной „монголочной“ на свете», — прошептала я дочери и закусила губу, чтобы не разрыдаться.
Марк приехал, как только мне удалось дозвониться. Как тяжело было разговаривать с ним по телефону! Я чувствую себя перед ним виноватой. Он уже обзвонил всех родных и друзей, рассказывая, что у него родилась дочь. Теперь придется звонить еще раз… Я подвела его: не смогла, как другие матери в клинике, родить нормального ребенка. С облегчением я узнала, что пока мне зашивали разрывы, Марк провел с ней полчаса и не заметил никаких отклонений. «Чудная малышка», — сказал он. Я чувствую, что он полюбил ее, несмотря ни на что. С ним я тоже старалась «держаться молодцом».
Пришел педиатр и сообщил, что наш ребенок, возможно, «даун». Ненавижу этот ярлык! Ребенка-«дауна» трудно воспринимать как личность, как нашу дочь. Доктор послал образец ее крови на анализ, и скоро мы будем все знать точно. Он был достаточно тактичен, однако так спокойно говорил о том, что в корне меняло нашу жизнь!
Я уснула только под утро. Через несколько часов проснулась, и сперва мне показалось, что все это — просто дурной сон. Но сосущая пустота внутри подсказала мне, что я ошибаюсь. Весь день я рвалась к дочери. Спрашивала медсестер, когда они проводят меня вниз, и не верила своим ушам, когда они отвечали: «После обеда». Когда наконец две сестры согласились проводить меня в специализированное детское отделение, я не помнила себя от радости и волнения.
Моя доченька прожила свой первый день — и всего каких-то полчаса я подержала ее на руках. Смогу ли я полюбить ее? Не станет ли преградой между нами этот первый день одиночества? Готова ли я принять ее? Сумею ли преодолеть неизбежное чувство отчуждения при мысли о том, что ее тело устроено не так, как наше?
Я толкнула дверь. Вот и она — такая маленькая! Она тонула в распашонке, рукавички были ей велики, трикотажный чепчик сползал на глаза. Завернутая во все эти тряпки, она казалась совсем чужой. Я хотела ее приласкать; ее туго запеленали и дали мне. Кто-то сказал, что она плакала почти полчаса, пока медсестры, занятые другими делами, не потрудились ее накормить. Не понимаю, как я сдержалась. Как хотела бы я остаться здесь, с ней! Мне принесли стул; я сидела среди застекленных инкубаторов, прижимала ее к себе и с ней разговаривала.
Пришла медсестра и сказала, что пора уходить, иначе я ее утомлю. Что за глупость? Как можно утомить любовью? Моей девочке нужна вся любовь и забота, сколько ее есть на свете. Какое право они имеют разлучать меня с ребенком? Она — моя маленькая дочка, а не государственная собственность!
В миг рождения я видела ее лицо. Маленьким, прямым, плотно сжатым ртом она напомнила мне прабабушку. Может быть, такое выражение у всех новорожденных? Сейчас я всматривалась в ее лицо, и слезы подступали у меня к горлу — слезы облегчения. Я люблю ее! Какое это счастье — просто держать ее на руках! Я хотела бы забрать ее домой как можно скорей, но она еще очень маленькая, и ей нужен отдых….
У каждого человека есть миссия на земле, а у инвалидов она несколько больше, чем просто быть человеком. На его долю выпадает больше страданий, испытаний, ограничений и даже унижений. Но надо выработать в себе способность справиться с ними, жить без чувства ущербности. А при возможности еще и делать лучше жизнь вокруг себя! Инвалиды нужны человеческому обществу, прежде всего, чтобы люди не разучились сострадать, милосердствовать, взаимопомогать!!!»
Среди людей, имеющих инвалидность, бесконечное множество интересных собеседников, верных друзей, неоценимых помощников.
…Рассопливиться слезами не спеши,
Не старайся человека пожалеть,
Ведь иной «калека» щедростью души
Может Антарктиду запросто согреть!
Он без ног – идет!
Уверенно, красиво!
Он без рук такое диво мастерит,
Что иным, «рукастым», явно не под силу.
Нелегко, конечно, научиться,
Не хромая без ноги ходить…
Но еще труднее, трижды – не сломиться,
Научиться, не хромая – ЖИТЬ!!!
На одном из форумов теперь уже взрослый человек вспоминает свою первую встречу с человеком, имеющим ограничения по здоровью, которая произошла в детстве. «О, помню свою первую встречу с колясочником. Родители меня предупредили, что сейчас поедем в гости и там парень-инвалид. Мне было 14 лет. И ему 15. Короче, подростки. Мне его уже заведомо жалко было. Приехали к нему в дом. Он еще из школы не вернулся. Мама его пока мне экскурсию по их дому проводила. Помню, как зашли в его комнату, там полно фотографий на стенах - я обзавидовался: сплавы по рекам, спуски на горных лыжах и т.д. В моей голове не укладывалось: как так активно может жить инвалид-колясочник. Вот все эта долбаная жалость! Жалеть в данном случае можно было только меня с моим ограниченным мировоззрением. Сейчас этот колясочник имеет в своем арсенале несколько паралимпийских наград. Вывод для меня тогда был один: инвалиды - это полноценные люди, неполноценными их делает наше к ним отношение».
Действительно, как общаться с людьми, имеющими инвалидность, так, чтобы не задевать их и в то же время, чтобы и та, и другая сторона чувствовала себя достаточно комфортно? Для того, чтобы узнать это, нужно хорошо понимать, что думает и что чувствует такой человек о себе, о нас и вообще об окружающем мире. Поэтому поговорим немного об этих людях…
Инвалиды были всегда. Другое дело, что раньше, когда медицина и наука не достигли таких высот, как сейчас, некоторые из них без надлежащей заботы подчас не могли прожить достаточно долго. В двадцатом и двадцать первом веке многое изменилось. Считается, отношение к таким людям в обществе тем лучше, чем выше уровень развития и демократичности этого общества.
К сожалению, в нашей стране дела в этой сфере жизни обстоят не очень хорошо. Наверное, мы пока еще не готовы принимать людей с ограниченными физическими возможностями как равноправных членов общества. Ведь до сих пор, видя на улице людей, передвигающихся в инвалидной коляске, или с какими-либо другими признаками инвалидности, некоторые останавливаются, оборачиваются и с любопытством разглядывают их, словно диковинных зверей в зоопарке, а то и вовсе указывают на них пальцем.
Поэтому нам всем очень важно научиться общаться с ними так, как они этого заслуживают, то есть как с равными себе людьми — с должным уважением и теплотой.
На самом деле, научиться корректно общаться с этими людьми не так и сложно: главное, чтобы было такое желание. Конечно, может быть, у тебя и нет знакомых — людей с ограниченными физическими возможностями, но на самом деле никто не знает, какой стороной может повернуться жизнь завтра. Так что в любом случае обладание подобными навыками — вещь нужная и полезная.
Инвалиды – особая группа пользователей библиотек, нуждающаяся в социокультурной и психологической поддержке. Задача библиотекарей создать максимально комфортную обстановку для своих особенных читателей. Сегодня многие библиотеки по мере возможностей приобретают специальную литературу и оборудование, осваивают новые методы и формы работы.
Общие правила этикета при общении с инвалидами:
Признайте его равным
Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
Используйте его возможности
При всем этом, контактируя с больным человеком, важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение. Если вам предстоит контакт с таким человеком, предварительно уточните у его близких, каковы его реальные возможности. Например, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом не могут пошевелить руками или ногами. И если вы будете разговаривать с ними громко и чересчур членораздельно, как с маленькими, то можете их обидеть. Если человек с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.
Старайтесь не показывать жалость
Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с болезнью. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если человек находится во взвинченном состоянии. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой.
Слова. Как мы их называем
Человек устроен так, что какие бы недостатки он не имел, он всегда хочет чувствовать себя наравне с другими людьми. В особенности это касается инвалидов. Поэтому во время общения с человеком с ограниченными физическими возможностями любое ваше неосторожное слово может обидеть его и навсегда отбить у него желание общаться с вами. Что же это может быть за слово? Когда инвалида называют «неполноценным», этот человек ощущает сочувствие и жалость окружающих, которые скорее угнетают его, чем поддерживают. А когда человек, который не может самостоятельно ходить, слышит о себе слова «прикован к инвалидной коляске», он чувствует себя обреченным. Поэтому, упомянутые выше слова, а также все другие, похожие на них, следует раз и навсегда исключить из своего лексикона. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной – здоровый», «нормальный – ненормальный», «умственно отсталый», «обычный – неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.
Небольшое исследование, проведенное общественной организацией «Перспектива», показало следующее: на пяти семинарах сотрудники «Перспективы» предлагали участникам (людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России) написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение. Вот типичные примеры, выбранные более чем из 120 ответов:
• Очень распространенное выражение «прикован к коляске» – вызывает ощущение «обреченности»;
• Слова «глухонемой», «немой» – невозможность общения, контакта;
• «Больной» – значит, «надо лечить», «беспомощный»;
• Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «больной» вызывают сочувствие и жалость;
• Брезгливость вызывают слова «калека», «слабоумный», «даун».
• «Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» связаны с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Воспитанные люди при любых обстоятельствах избегают таких обобщений.
Выражения «человек с ограниченными физическими возможностями», «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.
Правила корректного языка. Когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностью:
 
Используйте
Избегайте
Инвалид, человек, имеющий инвалидность, люди, имеющие инвалидность, человек с ограниченными физическими возможностями, человек с ограниченными функциями по состоянию здоровья
Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный (никогда!)
Не инвалид,
обычный, типичный человек
Нормальный, здоровый
Человек, использующий инвалидную коляску
Прикованный к инвалидной коляске
Врожденная инвалидность
Врожденный дефект, несчастье
Имеет ДЦП (или другое)
Страдает ДЦП
Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита, человек, который перенес болезнь, пережил болезнь, стал инвалидом в результате…
Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита
Умственно отсталый человек
Отсталый, умственно неполноценный
Ребенок с задержкой в развитии, человек с задержкой в развитии
«тормоз» (никогда!), слабоумный
Человек с синдромом Дауна
«Даун», «монголоид» (никогда!)
Человек с эпилепсией, люди, подверженные припадкам, люди, подверженные эпилептическим припадкам
Эпилептик, припадочный
Душевнобольные люди, люди с душевным или эмоциональным расстройством
Сумасшедший, псих
Слепой человек, плохо видящий человек, человек, который плохо слышит, глухой человек
Слепой, как крот (никогда), совершенно слепой, глухонемой, глухой, как пень
Человек с трудностями в общении, затруднениями в речи
Немой
Общие правила этикета при общении с людьми, имеющими особые потребности:
(Источник: Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» в рамках проекта «Внедрение идей независимой жизни инвалидов в России». - Сайт для инвалидов «Дверь в мир» http://doorinworld.ru/stati/296-pravila-etiketa)
Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему
Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.
Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.
Люди, испытывающие трудности при передвижении:
1. Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без разрешения – то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
2. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
3. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
4. Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
5. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.
6. Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
7. Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
8. Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.
9. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
10. Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской – это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
Люди с плохим зрением и незрячие:
Нарушение зрения имеет много степеней. Человек может быть полностью слепым или плохо видеть. Полностью слепых людей всего около 10 %, остальные люди имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить учитывать при общении.
1. Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
Ещё плюс один пункт: как правильно помочь незрячему человеку куда-то пройти. Каких только историй народ не рассказывает из разряда «Иду спокойно домой - налетели, потащили, перевели через дорогу и убежали». Не нужно вдруг, ни с того ни с сего хватать человека и куда-то тащить :) Поздоровайтесь, представьтесь, спросите, нужна ли помощь. Как правило, не нужна. Если же вас просят помочь дойти, например, до конкретного номера дома, не стоит брать человека за руку - это очень личный, интимный жест.
Когда слепой идёт в паре со зрячим, он должен держать его чуть выше локтя, вот так:

Таким образом, он идёт на полшага позади вас. В этом случае даже если вы забудете предупредить незрячего человека о ступеньках или наклоне пола, он почувствует изменение положения вашего тела. Если вы должны пройти в какое-то узкое пространство, например, в двери или между стеной дома и автобусной остановкой, вы заводите руку за спину, и незрячий человек оказывается в безопасном положении позади вас.
2. Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.
3. Опишите коротко, где Вы находитесь. Например: «В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол». Или: «Слева от двери, как заходишь, - кофейный столик». Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.
4. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что не всем это нравится. Делитесь увиденным.
5. Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как к обычным домашним животным. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
6. Не отнимайте и не стискивайте трость человека.
7. Всегда выясняйте, в какой форме человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, дискета, аудиокассета. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть - это лучше, чем ничего.
8. Если Вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не попросят. Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
9. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
10. Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом.
11. Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
12. Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь.
13. Не заставляйте Вашего собеседника вещать в пустоту: если Вы перемещаетесь, предупредите его.
14. Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
15. Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «стакан находится где-то там на столе», это поблизости от вас …». Старайтесь быть точным: «Стакан посередине стола», «Стул справа от вас». Пытайтесь облечь в слова мимику и жесты.
16. Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
17. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.
Люди с нарушением слуха:
1. Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.
2. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
3. Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.
4. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
5. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.
6. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
7. Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
8. Убедитесь, что Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли Вас собеседник.
9. Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
10. Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не говорите: «Ладно, это неважно..» Сообщения должны быть простыми.
11. Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
12. Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»
13. Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
14. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если Ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните: Что только три из десяти слов хорошо прочитываются. Нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Люди с задержкой в развитии и проблемами общения:
1. Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
2. Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что Ваш собеседник с ними знаком.
3. Не говорите «свысока». Не думайте, что Вас не поймут.
4. Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте возможность Вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как Вы объяснили ему.
5. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
6. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если Вас с первого раза не поняли.
7. Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как Вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
8. Обращайтесь непосредственно к человеку.
9. Помните, что люди с задержкой в развитии, дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
10. Если это необходимо, можете записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложите Вашему собеседнику обсудить его с другом или семьей. В записке укажите свой номер телефона, предложите обсудить это при следующей встрече.
Люди с психиатрическими проблемами:
Психические нарушения - не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.
1. Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
2. Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
3. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если Вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
4. Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства.
5. Неверно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они, как правило, признаются дееспособными.
6. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
7. Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.
8. Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что - плохо.
9. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что Вы можете сделать, чтобы помочь ему.
10. Не думайте, что человек с психическими нарушениями не может справиться с волнением.
11. Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.
Люди, испытывающие затруднения в речи:
1. Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в Ваших интересах.
2. Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
3. Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договоритесь о другом, более свободном времени.
4. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все Ваше внимание.
5. Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.
6. Если человека с затрудненной речью сопровождает другой человек, не адресуйте Ваши вопросы, комментарии или просьбы компаньону.
7. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
8. Не притворяйтесь, если Вы не поняли, что Вам сказали. Повторите то, как Вы поняли, и реакция собеседника Вам поможет. Не стесняйтесь переспросить то, что Вы не поняли. Если Вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
9. Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
10. Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять Вас.
11. Не играйте с чужими голосовыми приспособлениями, поскольку они - личная принадлежность человека.
12. Если у Вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли Ваш собеседник использовать другой способ - написать, напечатать.
Люди с гиперкинезами (спастикой):
Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.
1. Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует явно обращать внимание на него.
2. При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения Вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажитесь в неловком положении.
3. Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.
4. Перед тем, как сесть за стол с человеком с гиперкинезами, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и так далее.
5. Если в магазине человек с гиперкинезами попросил Вас достать его кошелек и расплатиться или положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить эту просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него.
6. В транспорте: при входе в автобус (троллейбус, трамвай), прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужно ли это. Некоторым людям помощь посторонних только мешает. Уступая место, не настаивайте, если человек отказался.
7. Если Вы покупаете билеты в кино или театр для человека или людей с гиперкинезами, выбирайте такие места, где они не будут мешать другим зрителям непроизвольными движениями. Если таких мест нет, нужно договориться с администрацией о дополнительных местах в проходе.
8. Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Позиция «только не волнуйся», «ладно», приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если видите, что Ваш собеседник нервничает.
9. При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в разделе «люди с затруднениями в речи».
И, наконец... Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно, а что неправильно. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим – ведь Вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если Вы стремитесь быть понятым - Вас поймут. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет Вам наладить общение и разрядить обстановку. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте, и тогда все будет хорошо.
В заключение 9 правил для гармоничной жизни. В контексте всего вышеизложенного обратите внимание на 9 пункт.

Истины, которые вдохновляют
1. Счастье – это внутренний выбор. Если вы счастливы, то это не значит, что у вас всё идеально. Это значит, что вы научились не замечать недостатки. Своим ежедневным выбором вы можете делать себя счастливым.
2. Несколько НАСТОЯЩИХ друзей – это всё, что вам нужно.
Когда речь идёт об отношениях, отдавайте предпочтение не количеству, а качеству. Проводите время с друзьями, которые любят и ценят вас, которые облагораживают вас и делают вас лучше.
3. Мои действия и слова напрямую влияют на окружающую меня жизнь.
Подавайте личный пример. Воплощайте в жизнь то, чему вы учите других, или не учите этому вовсе. Подтверждайте свои слова делами! Люди скорее посмотрят на ваши дела, чем будут слушать вашу пустую болтовню.
4. Несдержанные обещания разрушают отношения. Вы всё время связываете себя какими-то обязательствами. Вопрос заключается в том, а выполняете ли вы их? Если вы сказали, что сделаете что-то, то обязательно это сделайте! Если у вас не получается сдержать слово, то для окружающих это значит, что вы не цените их время и ваши с ними отношения.
5.  Всё, и хорошее, и плохое, – это жизненный урок. Все, с кем вы сталкиваетесь, и всё, с чем вы встречаетесь, является частью вашего урока под названием «жизнь». Никогда не забывайте уроки, преподнесённые вам жизнью, особенно те уроки, которые шли вразрез с вашими планами.
6. Мелочи в основном являются важными вещами. Будьте проще. В самых простых моментах нашей жизни заключается абсолютное счастье.
7. Люди обычно жалеют о том, чего они НЕ сделали. Вы на 100% не попадёте в цель, если вы не выстрелите. Начните сами создавать себе выбор, шансы и перемены в своей жизни. Вы должны делать выбор и пытать счастье, иначе ваша жизнь никогда не поменяется.
8. Неудачи делают нас сильнее и мудрее. Боль делает вас выносливее. Слёзы делают вас смелее. Разочарование делает вас мудрее. Будьте благодарны своему прошлому, потому что оно помогло вам стать таким, каким вы стали.
9. Каждый человек интересен по-своему. Принимайте людей такими, какие они есть. И людей с инвалидностью тоже.
Рекомендуем посмотреть следующие художественные фильмы:
Фильмы
Внутри себя я танцую, 2004
Главный герой по имени Майкл еще совсем молодой, ему 24 года, почти всю свою жизнь провел в доме для инвалидов. Майкл страдает от симптомов церебрального паралича, и он практически не может передвигаться. В этом реабилитационном доме он знакомиться с парнем по имени Рори О'Шем, который прикован к инвалидной коляске из-за мышечной атрофии. Рори не отчаивается и по-своему наслаждается жизнью. Для Майкла это бесподобный пример, ведь его новый друг смелый и безразлично относящийся к ударам судьбы человек...
Саймон Бирч, 1998
Саймон Бирч – малыш с большими амбициями. Когда кроха только родился, врачи сказали, что ему не протянуть и дня. Но Бирч оказался крепким парнем. Он самый маленький житель своего города, и он уверен, что просто рожден для больших дел. Он знает, что скоро он совершит подвиг, но еще не знает, какой именно. А пока будущая знаменитость терроризирует местного священника и своего учителя, убеждая их в собственной уникальности. В это время настоящий подвиг уже ждет своего героя, и совсем не там, где его ищет кроха…
Великан, 1998
Случилось так, что неожиданная встреча мистическим образом изменила судьбы двух одиноких школьников. Они были абсолютно не похожи друг на друга: Макс – молчаливый, застенчивый и неуклюжий гигант и Кевин – маленький, сообразительный и неизлечимо больной. В своем классе оба мальчика служили постоянными объектами всеобщих насмешек и издевательств. И тогда они решили противостоять несправедливости, объединившись в единое целое – в отважного и могучего рыцаря-великана…
Я – Сэм, 2001
Главный герой картины Сэм Доусон, к сожалению, его уровень интеллекта равен развитию 7-и летнего ребёнка, хотя сам он 40 летний мужчина. Хоть он и не развит умственно, но всё же какая никакая работа у него есть - он посудомойщик. Но есть у него спасение от суровых будней, это его дочь, появившаяся от случайной связи. Люси не передалось заболевание отца, и она выросла нормальным человеком, хоть и социальные службы забрали ее в раннем детстве из отцовского дома. И вот настало время, когда Сэм попробует с помощью адвоката вернуть свою дочь. При этом многие будут не на его стороне, но Рита Харрис приложит максимум усилий, чтобы помочь своему подопечному.
Парень из пузыря, 2001
Человек не должен существовать, отгородившись от всего мира. Если, конечно, он не Джимми Ливингстон, единственный парень на Земле, родившийся с неработающей имунной системой. Один микроб – и Джимми конец. Поэтому живет он в пузыре из герметичного пластика с прозрачными стенками, обеспечивающем ему островок полной стерильности. Однажды Ливингстон влюбился в свою соседку Хло. Но, увы, Хло собирается сочетаться браком с другим – за много миль от пластиковой тюрьмы героя. Но Джимми, презрев опасности, в специальном скафандре храбро отправляется в путешествие – через всю страну, чтобы успеть сообщить о своих чувствах любимой до того, как та совершит роковую ошибку.