Чем опасны графоманы?
Скажите, каково прочесть
Весь этот вздор, все эти книги,
И всё зачем? Чтоб вам сказать,
Что их не надобно читать!..
Лучше, чем этими словами, написанными Михаилом Лермонтовым, и не скажешь о том продукте, которым потчуют нас графоманы. – Речь о людях, пишущих активно и зачастую болезненно много, выступающих со своими произведениями то там, то здесь, но не имеющих не то что таланта, а даже и мало-мальских способностей к писательству литературному, будь то поэзия, проза или драматургия. При этом такие люди уверены, что они поэты, писатели, драматурги, называют себя таковыми, часто прикрывая отсутствие таланта «корочками» каких-нибудь союзов, союзиков и объединений с громкими и красивыми названиями. И вот что особенно интересно: графоманы были и в эпоху великих гениев прошлого – Пушкина и Лермонтова, высмеивавших в эпиграммах таких горе-литераторов, но, думается, что всё же их не было никогда так много, как теперь. И псевдолитература никогда ещё не получала такого распространения, как сегодня, когда каждый имеет возможность публиковать свои опусы не только под видом книг, заплатив издательству или типографии требуемую сумму, публиковаться в газетах и журналах, но и самоиздаваться во Всемирной паутине, в т. ч. на многочисленных сайтах, использующих в своих интересах таких горе-«генераторов» поэзии, прозы и драматургии сомнительного качества.
И вот тут-то самое важное: качество того, с чем может столкнуться читатель, открыв такую «книгу» – бумажную или электронную, кажущуюся, вроде бы, если судить по виду, обычной книгой. Искушённый читатель, воспитанный на лучших образцах литературы, детской литературы в том числе, очень скоро разберётся, что перед ним книга-оборотень или пустышка, и отбросит её или выбросит вовсе (вынося мусор, я нередко вижу в мусорных баках такую «литературу», иногда даже с авторскими дарительными автографами). Как бы ни был самоуверен производитель халтуры, как бы бойко ни умел складывать слова в рифму или оформлять набранные тексты в то, что он называет рассказом, повестью, романом, пьесой..., опытный читатель увидит его беспомощность в обращении со словом, примитивность или отсутствие мысли, а частенько и смысла. И в конечном счёте отсутствие таланта. Перехитрить, облапошить «гурманов» литературы, ценителей Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Цветаевой, Блока, Зощенко, Астафьева, Байрона, Ремарка, Моэма, Маркеса и других истинных творцов слова невозможно. Их графоман не обманет, что он поэт или прозаик.
В главной группе риска – читатель неискушённый, и самое страшное, что подвергаются воздействию некачественных текстов дети, подростки и молодёжь. Совет тут один: родители, прежде чем приобрести яркую на вид книгу или взять такую в библиотеке (да, и в библиотеку труды графоманов, увы, проникают), как и воспитатели, школьные педагоги, должны хотя бы изучить, что там, под обложкой. По красивым обложкам и умильным рисункам ориентироваться нельзя, в том числе библиотекарям, выступающих с важной миссией – не только выдать книгу, сняв её с полки, но и рекомендовать неопытному читателю лучшее из лучшего, а не абы что, оформленное броско, но с сомнительным или неизвестным тебе лично, библиотекарь, содержанием. К примеру, столкнувшись с бездарными виршами, начинающий читатель может сделать вывод, что таковы все стихи, что поэзия не интересна. Нарвавшись на глупые сказки или примитивные произведения в другом прозаическом жанре, а таких сейчас тьма, что в книжных магазинах, что в библиотеках, он может отвернуться от литературы вообще...
Конечно, лучше бы в идеальном случае библиотекарю самому тщательнее ознакамливаться с закупаемой литературой, с тем, что авторы дарят библиотекам, что они стремятся прочитать на многочисленных мероприятиях, проводимых в «Храме Книги». Это требует времени, некоторых усилий, но оно того стоит.
Геннадий Дубров
Другие публикации проекта «Безопасное чтение»
Классики о графоманах:
понедельник, 23 сентября 2024 года.