|
Улицы Пятигорска
АУлица Анисимова
Расположена в старинной части Пятигорска. Образовалась в 20-х годах XIX столетия для разделения жилых кварталов, складывавшихся вдоль улицы Большой Средней (ныне Карла Маркса). Первоначально именовалась Средним переулком.
В последние десятилетия ХIХ века переулок обрел статус улицы, которая получила название Свистуновской - в честь Наказного атамана Терского казачьего войска в 1875-1883 годах генерал-лейтенанта А.П. Свистунова, проявлявшего большую заботу о развитии города Пятигорска и Пятигорского курорта. В 1922 году Свистуновская улица стала именоваться улицей Анисимова в память о военном комиссаре Пятигорска и командире Пятигорского красногвардейского отряда И.В. Анисимове, погибшем в бою под Ессентуками в 1918 году. Пересекает улицы Карла Маркса и Соборную. Сегодня на ней находится несколько старинных зданий, имеющих статус памятников истории, культуры, архитектуры, а также санаторно-курортных учреждений.
БУлица Братьев Бернардацци
Расположена в южной части «первоначального» Пятигорска. Начала застраиваться в середине XIX века, но служила людям с древнейших времен, особенно после того, как в 1825 году была пробита в скалах южного склона Машука более короткая, чем прежняя, дорога из Георгиевска. Благодаря строительству в 1849 году городского театра улица стала называться Театральной. В 20-е годы она получила имя Сакко и Ванцетти в память о двух казненных участниках рабочего движения Н. Сакко и Б. Ванцетти, не имевших никакого отношения к Пятигорску.
В начале 70-х годов улица подверглась коренной реконструкции. В таком виде улица, названная в 1993 году именем первых архитекторов Пятигорска братьев Бернардацци, сохранилась до наших дней. Сегодня на ней находится несколько старинных зданий, имеющих статус памятников истории, культуры, архитектуры.
БУлица Буачидзе
Расположена в старинной части Пятигорска. Как и соседние с ней улицы, поначалу была названа по топографическому признаку – Верхний переулок. Заселять ее начали в 20-х годах XIX столетия. В начале ХХ века улица получила название Суворовской, а в 1922 году была переименована и стала называться улицей Буачидзе в честь активного участника революционных событий на Северном Кавказе Ноя Буачидзе. Имеет всего два квартала, пересекает улицу К. Маркса. Сегодня на ней находится несколько старинных зданий, имеющих статус памятников истории, культуры, архитектуры, связанных с именами М. Ю. Лермонтова, А. А. Алябьева, Л. Н. Толстого, а также санаторно-курортных учреждений.
ВУлица Власова
Небольшая улица на границе верхних кварталов восточной части центрального района Пятигорска и кварталов, расположенных в долине реки Подкумок. Образовалась в середине XIX столетия благодаря дороге, ведущей в Константиногорскую крепость и далее – в станицу Ессентукскую и на Кислые Воды. Получившая поэтому название Въездной, улица окончательно оформилась к началу ХХ века. С 1928 года улица носит имя Михаила Власова, председателя ЧК Северо-Кавказской республики. В 80-е годы после реконструкции проспекта Калинина выезд на него был закрыт, и улица потеряла свое транспортное значение.
ГБульвар Гагарина
Единственная улица курортного района, созданного на южном склоне горы Машук, близ природного феномена Провал. Застраиваться бульвар начал с 1902 года, когда на неудобьях южного склона Машука были нарезаны земельные участки под строительство дач. Новый дачный район вырос очень быстро. Зеленый наряд Провальского городка, созданный владельцами дач, дополнил прекрасный бульвар, посаженный за счет Управления Вод. Справа и слева от него проложили благоустроенные шоссе. С вокзалом, с ванными зданиями и лечебницами, с ресторанами и кафе, расположенными в центре города, Провальский городок связывала трамвайная линия, проложенная вдоль бульвара. После революции национализированные дачи стали корпусами санаториев. В 60-е годы бульвар получил имя Гагарина в честь первого советского космонавта.
ГПроспект Горького
Самая западная из магистралей, пересекающих проспект Кирова. Первоначально проспект носил имя Вельяминовского – в честь генерала А. А. Вельяминова, начальника Кавказской области, многое сделавшего для развития курортов Кавказских Минеральных Вод. Возникновение магистрали относится к самому концу XIX столетия. Однако его развитие затормозилось прокладкой полотна железнодорожной ветви Минеральные Воды – Кисловодск. Затем проспект был ререименован в честь пролетарского писателя А.М. Горького. Участок проспекта, расположенный севернее заводской территории, стал самостоятельной улицей, получившей название Заводской. Ныне улица носит имя инженера-энергетика Е. Кутейникова.
ДУлица Дзержинского
Одна из основных магистралей, пересекающая город в меридиональном направлении. Старейшая ее центральная часть довольно долгое время являлась западной границей Горячеводского поселения. До 1825 года, когда по приказанию генерала Ермолова было проложено более короткое шоссе по берегу Подкумка, старая или, как ее еще называли «дальняя», Георгиевская дорога, как раз и пролегала на нынешней улице Дзержинского.
После того как в начале 30-х годов Пятигорск, получивший статус города, начал развиваться на запад, вдоль «дальней» Георгиевской дороги появились первые строения будущей рыночной площади, позже получившие названия Старогостинных рядов. Южнее, вдоль крутой дороги, спускавшейся в долину Подкумка, стали возникать различные служебные строения. Подобные крутые магистрали именовались в Пятигорске не улицами, а спусками. Данный получил название Дураковского – в честь городского головы Дуракова. Позднее это не очень благозвучное название было заменено другим. В честь стоявшего в Пятигорске Нижегородского драгунского полка Дураковский спуск переименовали в Нижегородскую улицу.
Наконец, небольшая улочка, возникшая во второй половине XIX века выше рыночной площади, стала именоваться Богадельненской, поскольку в одном из зданий было устроено богоугодное заведение. В начале 20-х годов ХХ столетия Богадельненскую улицу переименовали в Железноводскую, поскольку там проходила старая дорога в Железноводск. А Старогостинную и Нижегородскую улицы, переходящие одна в другую, объединили и дали ей имя «железного Феликса». В 1956 году вся улица стала носить единое название – улица Дзержинского.
ДУлица Дунаевского
Небольшая улица на границе верхних кварталов части центрального района Пятигорска и кварталов, расположенных в долине реки Подкумок. Ранее называлась Александровской. Её возникновение относится к началу ХХ века. До этого времени южная сторона будущей улицы на большем своем протяжении выполняла роль границы Александровской площади, отделяя ее от долины Подкумка, где был разбит Казенный сад (ныне Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова). В начале ХХ века под Казенный сад стали осваивать и верхнюю террасу. Одновременно у границ этой новой территории начали возводить различные сооружения. В 1922 году улица получила имя С. А. Дунаевского, члена ЦИК Северо-Кавказской республики, расстрелянного Сорокиным. Транспортного значения улица не имеет, служит лишь для подъезда к учреждениям и жилым домам, которые на ней расположены.
КПроспект Калинина
Главная транспортная магистраль, пересекающая всю центральную часть города и его окраинные районы в меридиональном направлении. Одна из самых протяженных улиц переходит на юге в автомагистраль Пятигорск-Нальчик, а на севере в автомагистраль Пятигорск – Минеральные Воды. Основой проспекта Калинина послужил Ермоловский проспект (назван в честь генерала Ермолова), сформировавшийся во второй половине XIX столетия. Транзитного значения он не имел. Основной поток транспорта, идущего в направлении Железноводска и Минеральных Вод двигался по соседнему Воронцовскому проспекту (ныне проспект 40 лет Октября). Однако сквозное движение через весь город по нему было невозможно – путь на юг закрывал Казенный сад (ныне Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова). А у проспекта Калинина имелось некоторое продолжение в виде крутого и кривого Больничного спуска. Он был назван так после того, как близ него была построена городская больница (позже инфекционная), а раньше назывался Казарменным, поскольку рядом с ним находились казармы Нижегородского драгунского полка.
В послевоенные годы была проведена первая реконструкция проспекта Калинина и Больничного спуска, которые с 1956 года стали носить единое название, как и присоединенная к проспекту улица Курортная, служившая его северным продолжением. Выезд из города на юг осуществлялся через станицу Горячеводскую – по улицам Первомайской, Центральной, Саперной и Нальчинской, которые стали частями сквозной магистрали – от моста через Подкумок до автотрассы Пятигорск-Нальчик. В 1980 году все эти улицы также получили единое имя – проспект Калинина.
КПроспект Кирова
Проходит через всю центральную часть Пятигорска, являясь его градообразующей осью.
Первоначально улица никакого названия не имела, но после того, как в конце 20-х годов XIX века посредине ее были посажены деревья, стала именоваться Бульваром. Он делился на Верхний (от крайней верхней точки до Безымянного переулка), Средний (от Безымянного переулка до улицы Большой Средней, ныне К. Маркса) и Нижний (от улицы Большой Средней до западного окончания поселения. Первые здания появились здесь в 20-х годах XIX века. Продолжение главной улицы складывалось согласно плану будущего города Пятигорска, составленному Иосифом Бернардацци в 40-50-х годах.
К концу 80-х годов кварталы, дотянувшиеся почти до нынешнего проспекта Калинина, были уже полностью заняты жилыми усадьбами, а также общественными и казенными зданиями. За последующие два десятилетия улица, получившая название Царская, оказалась застроенной до площади у железнодорожного вокзала, который появился здесь в 1894 году. В 1903 году по главной улице города была проложена трамвайная линия, связавшая железнодорожный вокзал с курортным районом у подножья Машука. В 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых, широко отмечавшегося Россией, Царская улица была переименована в Романовский проспект, а в 1918 году он был назван проспектом Свободы. Несколько позднее ему дали название Советский проспект, а в 1952 году он стал именоваться проспектом Кирова в память о государственном деятеле и активном участнике революционных событий на Северном Кавказе С.М. Кирове. На главной улице города сосредоточены учебные заведения, медицинские и курортные учреждения, научные и проектные институты, государственные и деловые структуры, жилые дома.
КУлица Карла Маркса
Пересекает старейшую часть Пятигорска. Одна из первых улиц города. Имеет пять кварталов. Пересекает улицы Лермонтова, Буачидзе, Анисимова, Красноармейскую. Её застройка осуществлялась в 20-е годы XIX века. Первоначальное название - Большая Средняя. В дальнейшем именовалась Дворянской. В 1916 – 1918-х годах носила имя Льва Толстого, затем получила нынешнее название. Застроена в большинстве своем старинными усадьбами, имеющими статус памятников истории, культуры, архитектуры. Многие связаны с именами М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого. Названа в честь немецкого мыслителя и общественного деятеля, основоположника марксизма Карла Маркса.
КУлица Крайнего
Одна из основных улиц меридионального направления, пересекающая всю центральную часть города. Возникла в середине XIX столетия и своим быстрым развитием обязана в основном торговле, так как в средней части проходила вдоль Базарной площади и даже являлась частью ее.
Ближе к Подкумку вдоль улицы располагались обширные сады с редкими строениями. Более плотное заселение этой территории, получившей название Свиная балка, происходило на рубеже веков, как и верхней части улицы, которая именовалась Карачаевкой. После революции улица получила имя Председателя Северо-Кавказского крайкома ВКП/б/ М.И. Крайнего.
В 70-80-е годы после реконструкции улицы центральная ее часть полностью утратила свой традиционный «базарный» облик и стала каскадом просторных площадей, украшенных фонтанами, цветниками и деревьями. На одну из таких площадей, носящую имя Ленина, выходит здание городской Администрации. По сторонам его - торговый комплекс и Центральная городская библиотека имени Горького.
КУлица Красноармейская
Расположена в старинной части Пятигорска. Пространство, занимаемое улицей, явилось местом, где был построен самый первый жилой дом будущего Пятигорска. Но практически улица возникла позднее, будучи образована с южной стороны тыльными сторонами усадеб, выходящих фасадами на главную улицу и первоначально названия не имела. Позднее ее стали именовать Нижним переулком, а к началу ХХ столетия она получила название Елизаветинская. Есть данные, что некоторое время она называлась Офицерской.
В 1922 году улицу переименовали в Красноармейскую, это же название получил и ведущий к ней от Елизаветнской галереи Вельяминовский спуск. Такое имя было дано им в честь того, что по этому спуску в марте 1920 года после отхода Добровольческой армии в город вошли Красноармейские части. Сегодня на ней находится несколько старинных зданий, имеющих статус памятников истории, культуры, связанных с именами выдающихся граждан Пятигорска и событиями в жизни города.
ЛУлица Леваневского
См. Сенная площадь
ЛУлица Лермонтова
Расположена в верхней части старейшего района Пятигорска. Застроенная в 20-е годы XIX века лишь с одной стороны, долгое время считалась границей города. На это указывают названия, в разное время дававшиеся ей - Нагорная, Кладбищенская, Степная. Дальнейшая ее история начинается в ХХ столетии.
На рубеже веков улица получила имя Лермонтовской. Решающую роль сыграло то, что на эту улицу выходил фасад усадьбы Чилаева, включавшей и домик, где жил поэт летом 1841 года. Имеет три квартала. Пересекает улицы Карла Маркса, Чкалова, Машукскую. Сегодня на ней находится несколько старинных зданий, имеющих статус памятников истории, культуры, архитектуры, а также санаторно-курортных учреждений.
МПроспект Малыгина
Одна из магистралей меридионального направления в западной части центрального района Пятигорска. Возникла в конце XIX столетия. Первоначальное название – Емануелевский проспект было дано в честь генерала Г.А. Емануеля, много сделавшего для развития Пятигорска. В первые десятилетия ХХ века началась застройка верхней части проспекта, которая вместе с соседними улицами образовала новый жилой район, получивший наименование Гора Пост – по названию находившейся там возвышенности. Предполагалось, что район будет развиваться как курортный. Но этому помешало отрезавшее его от города железнодорожное полотно.
После революции проспект носил имя одного из командиров гражданской войны В.И. Кучуры, а в 1957 году ему было присвоено имя одного из деятелей революции И.В. Малыгина. Как транспортная артерия проспект Малыгина играет важную роль, позволяя выехать из центральной части города на ведущую в западном направлении улицу Мира. Но его пропускная способность очень ограничена малыми габаритами путепровода под железной дорогой, построенного в конце прошлого века и не приспособленного к потоку современных транспортных средств.
МУлица Мира
Одна из самых протяженных и важных для транспортного движения улиц широтного направления, пересекающая центральную и западную части города. Возникновение относится к середине XIX столетия, когда западнее Базарной площади началось строительство жилья, распространявшееся от центральной улицы к северу. Свое первоначальное название – Сенная улица получила от Сенной площади, мимо которой проходила, а та, в свою очередь, от устраивавшихся на ней торжищ, где продавалось много сена.
Самое большое изменение в судьбу этой городской магистрали, получившей в середине ХХ века название улица Мира, принесло строительство путепровода через железную дорогу. По нему двинулся главный поток транспорта, как местного, так и транзитного, направлявшегося в район Скачек и далее – в сторону Кисловодска и Черкесска. Но чрезмерная эксплуатация этого сооружения быстро вывела его из строя. Путепровод был закрыт. Сегодня улица с оживленным движением заставляет предпринимателей строить и открывать на ней все новые небольшие предприятия торговли и службы быта.
ОУлица Октябрьская
Одна из основных улиц широтного направления, пересекающая всю центральную часть города. Возникновение улицы относится к середине XIX века. Основное влияние на ее развитие оказало устройство нового шоссе Ессентуки - Кисловодск. И потому первое её название было Шоссейная. В 80-х годах улица приблизилась к шоссе, ведущему из Минеральных Вод и послужившему основой для Воронцовского проспекта (ныне проспект 40 лет Октября). На пересечении Шоссейной улицы с этой магистралью была построена Почтовая станция. В это время к небольшим одноэтажным домам здесь добавляются двух и даже трехэтажные здания, в том числе принадлежавшие купцу В. Сеферову. Один из этих домов занял под свою резиденцию эмир Бухарский Сеид Абдулла-хан. В честь него Шоссейную улицу переименовали в Эмировскую, а после Октябрьской революции - в Октябрьскую.
СПроспект 40 лет Октября
Транспортная магистраль, пересекающая центральный район Пятигорска в меридиональном направлении. Возникновение проспекта относится ко второй половине XIX столетия. Решающую роль в его развитии сыграла железнодорожная линия Ростов – Владикавказ, начавшая действовать в 1875 году. Поскольку она проходила в стороне от курортов Кавказских Минеральных Вод, доставка туда пассажиров со станции Минеральные Воды осуществлялась с помощью дилижансов. Для них было проложено специальное шоссе, которое послужило основой будущего проспекта. Первоначально он именовавшимся Воронцовским - в честь наместника Кавказа князя М. С. Воронцова, очень много сделавшего для развития и благоустройства курортов Кавминвод.
После революции проспект получил имя маршала С. М. Буденного. Он оказался наиболее удобным путем для связи с центром города нового жилого района Белая Ромашка. Именно здесь начали прокладывать трамвайную линию, а уже существовавшее автомобильное шоссе реконструировали. Тогда же, в 50-е годы, проспект получил свое нынешнее наименование.
СУлица Соборная
Ограничивает с запада старейшую часть Пятигорска. Первоначально была образована тыльной стороной кварталов, возникавших вдоль улицы Большой Средней (ныне Карла Маркса) и долгое время имела лишь одну восточную сторону.
Во второй половине XIX века началась интенсивная застройка улицы, получившей в верхней своей части название Церковной, а в нижней – Соборной. После революции 1917 года вся улица стала носить имя Анджиевского, первого председателя пятигорского совдепа, повешенного белыми. В 1994 году была переименована в Соборную. Сегодня на ней находится возрожденный Спасский собор и несколько старинных зданий, имеющих статус памятников истории, культуры, связанных с именами выдающихся граждан Пятигорска и событиями в жизни города.
ТУлица Теплосерная
Ограничивает с юга старейший район Пятигорска. Возникновение и застройка улицы происходили в два этапа. Восточный отрезок нынешней улицы Теплосерной – от окраины города до западной оконечности горы Горячей – образовался во второй половине 20-х годов XIX века, после того, как в 1825 году была пробита в скалах южного склона Машука дорога из Георгиевска, более короткая, чем прежняя. Вдоль этой дороги стали селиться отставные солдаты, в первую очередь Кабардинского полка, образовавшие слободки, получившие название Средняя Солдатская и Кабардинская. Имя улице дал тракт к соседнему городу Георгиевску – она стала называться Большая Георгиевская.
Западный отрезок улицы стал застраиваться во второй половине XIX столетия после того, как архитектором С. Уптоном было возведено здание Теплосерных ванн. Именно благодаря этому лечебному учреждению улица на отрезке между улицей Дзержинского и началом улицы Соборной стала называться Теплосерной. В 1922 году улица Большая Георгиевская была переименована и получила имя М.С. Урицкого, председателя Петроградской ЧК. Во второй половине ХХ столетия это название распространилось и на улицу Теплосерную, что вызвало большое недовольство жителей Пятигорска. В 1972 году всей улице, включая и бывшую Большую Георгиевскую, было возвращено название Теплосерной. Сегодня на ней находится Нижние радоновые ванны и несколько старинных зданий, имеющих статус памятников истории, культуры, связанных с именами выдающихся граждан Пятигорска и событиями в жизни города.
УУлица Университетская
Одна из основных улиц, пересекающих в широтном направлении центральную часть Пятигорска. Возникновение улицы относится к середине XIX столетия. Одним из первых строений, появившихся на безымянной улице, была усадьба генерала Н.И. Евдокимова, получившего за боевые заслуги в Кавказской войне титул графа. В честь такого значительного лица складывающаяся магистраль получила название Графской. В 1895 году в доме графа Евдокимова, завещанном его вдовой городу, была открыта женская гимназия. В 1918 году гимназию закрыли, а в ее здании начал работать Народный университет имени М.Ю. Лермонтова. В честь него Графская улица была переименована и получила свое нынешнее название.
ФУлица Февральская
Одна из самых протяженных улиц, пересекающая в широтном направлении практически весь большой микрорайон Пятигорска - Новопятигорск. Возникновение ее относится к рубежу XIX и XX столетий, когда Городская дума Пятигорска приняла решение о застройке территории западнее железнодорожного вокзала, получившей первоначальное название Новые планы, потом Новый Пятигорск и, наконец, нынешнее свое наименование.
Название Февральская улица получила в память о событиях февраля 1920 года, когда молодежь Константиногорской слободки, переименованной позднее в Красную слободку, протестуя против насильственной мобилизации в Добровольческую армию, подняла восстание против белых.
Транспортное значение Февральской улицы в основном исчерпывается трамваем, линия которого была проложена в 1924 году.
ХУлица Коста Хетагурова
Одна из улиц, пересекающих в широтном направлении центральную часть города и район Красной Слободки. Возникновение улицы относится к середине XIX столетия, а быстрое ее развитие на запад произошло в последние десятилетия века. Свое первоначальное название – Ессентукская она получила скорее всего потому, что была «нацелена» в сторону ближайшего к Пятигорску населенного пункта, которым и была тогдашняя станица Ессентукская.
В 1959 году улицу переименовали, она получила имя просветителя осетинского народа, писателя, поэта, публициста, художника Коста Хетагурова, тесно связанного с Пятигорском. При этом к ней была присоединена 3-я линия Красной Слободки.
ЧУлица Чкалова
Ограничивает с востока старейшую часть Пятигорска. Первоначально была образована тыльной стороной кварталов, возникавших вдоль улицы Большой Средней (ныне Карла Маркса) и Нижнего переулка (ныне Красноармейская). Долгое время имея лишь одну западную сторону, получила название Крайней. В предвоенные годы улица Крайняя получила имя Чкалова – в честь замечательного летчика, Героя Советского Союза В.П. Чкалова. Скорее всего переименование произошло вскоре после его трагической гибели в авиационной катастрофе, случившейся 15 декабря 1938 года.
К настоящему времени большинство зданий в верхней части улицы либо разрушены при строительстве санаториев «Дон» и «Тарханы», либо стали их корпусами.
|